Найти в Дзене
История в пикселях

Наполеоновские войны - Часть 11 /Апогей Первой империи/Символы империи/Брак Наполеона и Марии-Луизы/Назревание внутреннего кризиса/

К началу 1810 г. Французская империя превратилась в самую могущественную и влиятельную державу Европы. Число составлявших её департаментов вскоре дошло до 130. Империя простиралась от Бреста до Гамбурга и от Амстердама до Рима, на её территории в 750 тыс. км² проживало 62 млн человек, из которых около 30 млн — французы. Вокруг империи располагались зависимые от Франции государства: Рейнский союз, Итальянское и Неаполитанское королевства, Испания, далеко на востоке — великое герцогство Варшавское. Вернувшиеся практически к исходным границам Пруссия и отрезанная от моря Австрия, казалось, более не представляли для Франции никакой угрозы. Особой заботой императора французов была необходимость укрепления династии. К 1809 г. он принял решение развестись с Жозефиной (их брак оказался бездетным) и жениться на принцессе из одного из старых европейских домов. Ещё на этапе встречи в Эрфурте он вынашивал планы попросить руки одной из сестёр русского императора, однако Александр I затянул перегово
Оглавление

К началу 1810 г. Французская империя превратилась в самую могущественную и влиятельную державу Европы. Число составлявших её департаментов вскоре дошло до 130. Империя простиралась от Бреста до Гамбурга и от Амстердама до Рима, на её территории в 750 тыс. км² проживало 62 млн человек, из которых около 30 млн — французы. Вокруг империи располагались зависимые от Франции государства: Рейнский союз, Итальянское и Неаполитанское королевства, Испания, далеко на востоке — великое герцогство Варшавское. Вернувшиеся практически к исходным границам Пруссия и отрезанная от моря Австрия, казалось, более не представляли для Франции никакой угрозы.

Европа в 1812 году, когда Французская империя находилась на пике своего могущества перед началом русской кампании
Европа в 1812 году, когда Французская империя находилась на пике своего могущества перед началом русской кампании

Апогей Первой империи

Особой заботой императора французов была необходимость укрепления династии. К 1809 г. он принял решение развестись с Жозефиной (их брак оказался бездетным) и жениться на принцессе из одного из старых европейских домов. Ещё на этапе встречи в Эрфурте он вынашивал планы попросить руки одной из сестёр русского императора, однако Александр I затянул переговоры и в конце концов ответил отказом. Наполеон переориентировался на австрийский брак и весной 1810 г. женился на дочери Франца I Марии-Луизе. Французское общество приняло новую императрицу холодно; в Париже шутили, что теперь император стал «племянником» Людовика XVI. И хотя Мария-Луиза в 1811 г. подарила императору наследника, желание Наполеона быть принятым как равный в семью европейских монархов так и не исполнилось.

Бракосочетание Наполеона и Марии-Луизы
Бракосочетание Наполеона и Марии-Луизы

Во внутренней политике Наполеону во многом удалось то, о чём мечтали его предшественники: оставить позади потрясения времён революции, создать политический режим, пользующийся поддержкой большинства социальных слоёв, объединить расколотое общество, создать стабильные государственную и финансовую системы. Первоначально Наполеон всячески подчеркивал тесные связи между своим режимом и завоеваниями революции, но за несколько лет, прошедших со времён Консульства, всё изменилось. «Те доктрины, которые называют принципами 1789 года, всегда будут несущим угрозу оружием в руках недовольных, честолюбцев и идеологов», — скажет император в 1810 г.э

Наполеон I Бонапарт
Наполеон I Бонапарт

Из всей многообразной революционной символики сохранилось практически лишь трёхцветное знамя. С 1804 г. более не празднуется День взятия Бастилии, с 1806 г. уходит в прошлое революционный календарь, с 1809 г. упоминания о республике исчезают с монет. Империя обретала свои собственные символы. Одним из них становится орёл, одновременно и намекающий на преемственность с Древним Римом, и перекликающийся с гербами других великих держав. Вторым широко распространенным символом, более мирным, стала восходящая еще к Меровингам пчела — обладающая жалом, но приносящая мёд.

Вместе с тем не произошло и возврата к монархии Старого порядка (хотя во многом империя и подражала ей). Не были восстановлены сословные привилегии. Конкордат с папой римским не помешал властям защищать права некатолического населения страны (прежде всего протестантов и иудеев). Неизменно гарантировалось право собственности владельцам национальных имуществ.

Герб Первой Французской империи (1804–1815) при Наполеоне Бонапарте. На гербе изображён щит с золотым орлом на синем фоне, в когтях которого зажата молния. Щит окружён красной императорской мантией Наполеона, усеянной золотыми пчёлами. Щит увенчан императорской короной, которая покоится на золотом императорском шлеме. Щит обрамляют цепь и орденская звезда ордена Почётного легиона. За щитом скрещены скипетры правосудия и милосердия.
Герб Первой Французской империи (1804–1815) при Наполеоне Бонапарте. На гербе изображён щит с золотым орлом на синем фоне, в когтях которого зажата молния. Щит окружён красной императорской мантией Наполеона, усеянной золотыми пчёлами. Щит увенчан императорской короной, которая покоится на золотом императорском шлеме. Щит обрамляют цепь и орденская звезда ордена Почётного легиона. За щитом скрещены скипетры правосудия и милосердия.

Назревание внутреннего кризиса

Вскоре после того, как империя достигла своего апогея, в ней начали назревать кризисные явления. Первыми, летом 1810 г., появились признаки экономического кризиса. На сей раз они были обусловлены активизацией борьбы властей с контрабандой в подвластных Франции странах. Чтобы доход от перепродажи запрещенных товаров доставался не контрабандистам, а государству, Наполеон ввел специальные дорогостоящие лицензии, которые, однако, предусматривались лишь для французских судов, тогда как в Европе устанавливались ещё более жесткие таможенные барьеры. В итоге на завоеванных Наполеоном территориях начал стремительно развиваться экономический кризис, вызванный разрывом традиционных торговых связей и несколькими крупными банкротствами, связанными с захватом полицией контрабандных товаров. Поползли слухи о грядущей денежной реформе. Нехватка денежных средств у ряда производителей повлекла за собой перебои в снабжении сырьем и ухудшение торговых связей. Финансовый кризис перерастал в экономический.

Расширяясь, кризис затронул всю Европу, включая Англию. Плохие урожаи 1810—1811 гг. втянули в него и сельское хозяйство: покупательная способность деревни существенно сократилась, вслед за обеднением и плохим питанием последовали эпидемии и голодные бунты, каких Франция не знала со времён революции. Правительство пыталось решить все эти проблемы, прибегая к уже ставшему привычным увеличению объёма общественных работ и одновременно стараясь подавить народные выступления. Однако этого оказалось недостаточно. Побочным влиянием кризиса стало падение престижа империи. Общество уже успело привыкнуть к тому, что войны влекут за собой процветание метрополии, а не экономические проблемы, высокие налоги и отток в армию рабочей силы. Однако спектр проблем, которые начали тревожить империю к этому времени, не ограничивался исключительно кризисными явлениями в экономике. Уже на этапе первой испанской кампании наполеоновские войны перестали себя окупать; с 1808 г. во Франции начались антивоенные выступления. Одновременно стало расти и недовольство режимом личной власти Наполеона среди тех, кто поначалу активно его поддерживал. По мере того как революция оставалась позади, ожидалось, что уйдут в прошлое и чрезвычайные меры национального спасения: ограничение свобод, сильнейшая централизация управления, постоянные массовые призывы в армию. Однако в реальности ситуация оказалась обратной. С 1809 г. император начал прибегать к досрочным призывам, что год за годом уменьшало население страны. Усиливались полицейский надзор и цензура: к концу 1811 г. число парижских газет сократилось до 4, и все они перешли в руки государства. Все попытки организовать оппозицию режиму эффективно пресекались. В отставку были отправлены несогласные с политикой императора Талейран и Фуше. Не было ни одного социального слоя, с которым Наполеон готов был поделиться властью: даже дворянство не стало должной опорой его режима; старая аристократия спустя лишь несколько лет с радостью будет приветствовать возвращение монархии Бурбонов, а новое дворянство быстро забывало, кому обязано своими титулами, стремясь породниться с более древними домами.

Император Наполеон в своём кабинете в Тюильри. Давид (1812)
Император Наполеон в своём кабинете в Тюильри. Давид (1812)

Всё чаще высказывала недовольство империей и покоренная Европа. С 1809 г. начались активные антифранцузские выступления в Германии: французское мессианство в ответ порождало национальный подъём. Невозможность «заткнуть все дыры» в режиме континентальной блокады ставила под сомнение её успех и приводила к новым конфликтам. В том же году, после отказа Пия VII присоединиться к блокаде, его владения были аннексированы, а сам он перевезён во Францию, что не могло не задеть чувств многих католиков, в особенности в Италии и Испании. На следующий год стремление обеспечить блокаду привело к новой волне аннексий, создававшей в Европе ощущение нестабильности и подрывавшей авторитет ставленников императора. Просчёты Наполеона множились: так, введение в 1810 г. лицензий для французских судов обеспечило дополнительный приток средств в казну, но одновременно спасло задыхавшуюся от нехватки зерна Англию.

Пий VII и кардинал Консальви
Пий VII и кардинал Консальви
Спасибо за внимание!
Наполеоновские войны | История в пикселях | Дзен