Старый бревенчатый дом спал, все уснули после тяжелого дня. Виталий Никандрович был строг и всех поднимал чуть ли не с первыми петухами. Это было самое жаркое время - сенокос, и в этот период вся деревня, от мала до велика, трудилась в поле: одни косили, другие ворошили траву, а малыши носили домашнюю еду, пиво и квас. Для каждого находилась своя работа.
Вдруг среди ночной тишины раздался звук вращающегося веретена. Этот звук был настолько знаком, что сначала Надя не обратила внимания. Ее бабушка Анастасия была слепа и могла в любое время суток вынуть рукоделие из-под подушки и заняться вязанием или пряжей, и веретено в её руках издавало такое же характерное жужжание. Перевернувшись на другой бок, Надежда положила руку на сестру, кончиками пальцев прикоснувшись ещё к одной.
Все четверо девочек -Наденька, Танечка, Валечка и Людочка - спали на полатях. Мальчишки Николай и Володя спали рядом с родителями в большой комнате, а бабушка получила отдельную кровать.
Звук продолжался, мешая спать, и за окном уже начинался рассвет. Наденька осторожно перебралась через ноги сестёр, приподняла занавеску и хотела тихо сказать: «Кукамай, дай поспать, не шуми ».
Однако то, что она увидела, заставило её ахнуть и тут же закрыть рот рукой. Бабушка мирно спала, свернувшись клубочком и слегка посапывая. Но веретено вращалось не в её руках, а молодой женщины в длинной белой рубахе, чьи черные волосы струились ниже талии. Лицо женщины было скрыто сумраком комнаты. Услышав движение на полатях, незнакомка обернулась лицом к печи и, заметив испуганную девочку, ласково улыбнулась и прижала палец к губам, призывая Надежду молчать. Испугавшись увиденного, Наденька быстро юркнула обратно под одеяло, зарываясь между сёстрами и закрыв глаза руками.
Вскоре прозвучал громкий крик петуха, и звук веретена прекратился. Уже вскоре Виталий Никандрович начал будить жену Анфису Архиповну, чтобы она готовила еду на сенокос, а потом и детей.
Спустившись утром с полатей, Надежда обнаружила на лавке недо-пряженную кудель и оставленное веретено. Девочка поведала удивительную историю своей семье, однако ей никто не поверил. Лишь одна старая слепая кукамай Анастасия признала, что это была богиня-хранительница домашнего очага — Хертсурт. Однако никто не принял всерьёз ни рассказ Надежды, ни утверждение бабушки Анастасии.
Теперь давайте подробнее познакомимся с богиней Хĕртсурт!
Хĕртсурт принадлежит к семейству домашних богов, называемых Турă. Она всегда женского пола. По некоторым источникам, у неё есть родители. Иногда её изображают девушкой с черными волосами и железными зубами, одетой в белую рубашку, а иногда — зрелой женщиной с покрытыми волосами (сурпан — традиционный женский головной убор чувашских женщин).
Хранительница очень чувствительна: если в доме начинаются крики, ссоры и ругань, она может покинуть жилище. А значит, счастье покинет этот дом.
Она известна своей добротой и сопровождает каждого члена семьи в пути, будь то кратковременная поездка или прощание навечно. Перед выносом тела умершего обязательно протирают лицо полотенцем или рубахой, иначе Хĕртсурт покинула бы дом навсегда.
Покидая дом, хозяева обращались к ней с просьбой защитить жилище от бедствий и оставляли угощения — хлеб и воду. Первым отведывать гостевые лакомства полагалась именно Хĕртсурт. Обычно угощение клали на печь.
Ещё существует интересная традиция: покидая родительский дом, девушка откалывала небольшой кусок от печи и говорила: «Хĕртсурт, идём со мной!» Этот кусочек потом вставлялся в новую печь в доме мужа. Так девушка брала с собой частичку семейного благополучия. Входя в новый дом, невеста трижды присаживалась, поджимая одну ногу, приветствуя таким образом Хĕртсурта. В это время ее мать бросает в четыре угла гостиницы со словами: «Это – Хӗртсурту, божество красы в доме»…
Существует ещё одно поверье: за месяц до сбора урожая Хĕртсурт уходит в поля следить за созревающими злаками. Во времена полевых работ всё население деревни отправлялось в поля даже с маленькими детьми. Возвращаясь поздно вечером домой, крестьяне оставляли серпы рядом с снопами, предполагая, что Хĕртсурт продолжит работу. Первый ломоть свежего хлеба хозяйка сначала предлагала попробовать Хĕртсурт, положив кусочек на печь.
Ночью, когда члены семьи спят, Хĕртсурт занимается прядением. Если слышится стук веретена, нужно немедленно встать и забрать веретено — тот, кому удастся сделать это, обретёт удачу и благополучие. Богиня неизменно поддерживает женщину в домашнем хозяйстве.
Хĕртсурт чрезвычайно уважаема и считается доброй и миролюбивой. Семьи начинают обрядовые мероприятия с очищения в бане и облачаются в белые чистые одеяния. Глава семейства готовит специальные наряды, при этом голову оставляют непокрытой. Завершается ритуал коленопреклонением. В молитве её просят о защите дома, сохранении богатства, предупреждении о возможных несчастьях заранее, спасении от пожара, болезни и смерти. Умоляли, чтобы дети внешностью и умом были достойными; дать в дальний угол дома сноху, а к двери – затя; дать возможность дожить до седых волос, седой бороды и желтых зубов. Также не просили его не покидать родной очаг…».
Итак, вы узнали немного больше о чувашском аналоге домашнего духа, отличающегося от русского тем, что является существом женского пола.
Начальная часть рассказа была своего рода фантазией автора. Моя мама, Надежда, сейчас стала счастливой бабушкой большой семьи: шесть детей, шесть внуков и одна внучка. Живите долго и счастливо, дорогие мои родители! Пусть ваши внуки вырастут здоровыми и счастливыми, а вы сможете увидеть своих правнуков и праправнуков!