Где находится эта станция? Почему с датой её открытия есть путаница? Какое значение имело её привычное всем название? Правда ли, что на самом деле оно было не первым? Как платформа менялась в советские времена и после распада СССР? А также - почему пару лет назад станции решили присвоить новое название? И что за ремонтные работы там проводятся сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Внимание: в статье я используют термины "станция", "остановочный пункт", "платформа", как синонимы. Знаю, что технически у них разное значение. Но для текста и обычных людей, которые его читают, так будет проще. Поэтому не злитесь в комментариях, пожалуйста, если ваша работа связана с железной дорогой.
Годовые трудности
Сейчас эта станция принадлежит МЦД-1 (Лобня - Одинцово). Также через неё проезжают обычные электрички белорусского направления. В марте 2024 года платформу вдруг переименовали в "Москва-Сити". Почему так сделали, разберёмся немного позже. До этого станция называлась "Тестовской". Когда она появилась, однозначно сказать сложно. В разных источниках указаны противоречивые данные. Например, в справочнике "Железнодорожные станции СССР" за 1981 год, написано, что Тестовскую открыли в 1964-м.
В то же время есть заметка в газете "Вечерняя Москва" за 17 ноября 1943 года. Там написано, что "построены две платформы - Беговая и Тестовская". В интернете имеется и другая дата: 1927 год. Честно говоря, не знаю, откуда она взялась. Ни в справочной литературе, ни в газетах, ни на старых картах информации об этом нет. Возможно, в каких-нибудь расписаниях что-то есть. Кроме того, не так давно появились новые фотографии из частных архивов. Они датируются 1958 годом. Значит вариант с открытием 1943-м более предпочтительный, чем 1964.
Интересно, что вплоть до 1950 года в газетах и справочниках с расписанием подмосковных электричек станцию указывали под иным названием. А именно: "Блок-пост 6-й км". Вторая часть, судя по всему, обозначала расстояние, на котором находилась платформа, от Белорусского вокзала. Первая же указывала на техническую характеристику станции. Насколько я понял, блок-пост говорит о наличии здесь полуавтоматической блокировки. Если среди вас есть специалисты по железным дорогам, поправьте меня в комментариях.
Никакого теста
После 1950 года в справочниках и на картах платформа именовалась исключительно Тестовской. Откуда же пошло такое название? Для этого нам нужно отправиться аж в дореволюционные времена. Дело в том, что ещё во второй половине 19 века здесь появился Тестовский посёлок. Название он получил по фамилии владельца знаменитого трактира на месте нынешней гостиницы "Москва" со стороны Театральной площади - Ивана Тестова. По его решению рядом с будущей ж/д платформой отстроили небольшой посёлок.
Там проживали в основном цыгане, которые пели в хоре по вечерам в трактире Тестова. В дореволюционные времена такие выступления были очень популярны у московской публики. В советский период посёлок продолжал существовать. Правда стал уже местом жительства для рабочих московских заводов. В начале 1930-х годов сюда запустили трамвайную линию по Шмитовскому проезду. Со временем рабочий посёлок превратился в обычный жилой микрорайон столицы.
Если говорить о железнодорожной станции, то уже в конце 1950-х она выглядела вполне хорошо. С бетонными платформами, интересными лавочками, а также красивыми фонарями. В советское время она являлась популярной. Рядом было много разных предприятий, куда люди приезжали на работу. Кроме того, жители окрестных кварталов пользовались Тестовской, чтобы добираться на дачи. Причём не только по Белорусскому направлению, но и по Курскому. Раньше, пока не появились МЦД, тут ходили сквозные электрички. Например, Голицыно - Серпухов. Сейчас отсюда так тоже можно проехать, но потребуется сделать пересадку сначала на 4-й, а потом и на 2-й диаметры.
Никак не сориентироваться
В начале 2000-х вдоль платформы соорудили эстакады Третьего транспортного кольца. Тестовская оказалась фактически закрытой огромными эстакадами. Бывшие предприятия потихоньку переставали работать. А уже к концу десятилетия южнее стали появляться огромные небоскрёбы будущего делового района Москва-Сити. В ноябре 2019 года станция, как и вся линия белорусского направления до подмосковного города Одинцово, вошла в состав МЦД-1.
В конце марта 2024 года стало известно, что название "Тестовская" исчезнет. Вместо него будет "Москва-Сити". То есть появится новый огромный транспортный узел. В него войдут станции МДЦ-1 и МЦД-4, а также МЦК и метрополитен. Поэтому "Международную" на Филёвской линии также переименовали в "Москва-Сити". Официальная причина, как и всегда, исполнение желания москвичей. Якобы они очень этого просили. Всем было слишком трудно ориентироваться в разных названиях, которые существовали десятилетиями.
С одной стороны, переименование некоторых станций оправдано, потому что уже давно эта местность называется "Москва-Сити". Поэтому, например, к МЦД-4 и метро вопросов нет. С другой стороны, станция МЦД-1 всё-таки располагается несколько дальше от района огромных небоскрёбов: у Шмитовского проезда. В 2023 году здесь начали ремонт. Временную платформу пока разместили за уже упомянутым выше проездом. То есть как раз рядом с когда-то существовавшим здесь Тестовским посёлком. Самого его, конечно, давно нет. Но память о местности хотя бы хранилась в названии ж/д станции. Несмотря на то, что москвичи так "просили" переименовать платформу, на картах и в расписаниях почему-то по-прежнему в скобках добавляют старое название - Тестовская.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!