Найти в Дзене
Lady Stihriona

С-позитивный феминизм, «сексуализация мужчин», «сексуализация женщин» или половой культпросвет?

Снова первые слова к модераторам-администраторам: большая просьба не ограничивать статью из-за каких-то слов в названии или из-за картинки. Картинка, опять-таки, обычный такой фэнтези-рисунок, надеюсь, не покажется чем-то слишком привлекающим не к тому внимание. Да и про название: ничего выходящего за рамки обсуждения теоретически-философского тут не будет, да и термины вроде бы как общепринятые и широкоиспользуемые. Итак, приступим. Статья (как и многие мои) в очередной раз навеяна комментариями к статьям предыдущим, и более детально запавшую мысль выскажу ниже, но для начала несколько слов о феминизме как таковом и о течении феминизма, именуемого с-позитивным (опять-таки вынужденное сокращение, чтобы алгоритмы проверки не сочли, что статья про что-то эдакое). Собственно, феминизм тут частенько критикуют с самых разных боков, обвиняют в мужененавистничестве, в корысти и чёрт знает в чём ещё. Я уже говорила: люди разные, и феминистки тоже разные, и течения феминизма друг на друга не

Снова первые слова к модераторам-администраторам: большая просьба не ограничивать статью из-за каких-то слов в названии или из-за картинки. Картинка, опять-таки, обычный такой фэнтези-рисунок, надеюсь, не покажется чем-то слишком привлекающим не к тому внимание. Да и про название: ничего выходящего за рамки обсуждения теоретически-философского тут не будет, да и термины вроде бы как общепринятые и широкоиспользуемые.

Итак, приступим. Статья (как и многие мои) в очередной раз навеяна комментариями к статьям предыдущим, и более детально запавшую мысль выскажу ниже, но для начала несколько слов о феминизме как таковом и о течении феминизма, именуемого с-позитивным (опять-таки вынужденное сокращение, чтобы алгоритмы проверки не сочли, что статья про что-то эдакое). Собственно, феминизм тут частенько критикуют с самых разных боков, обвиняют в мужененавистничестве, в корысти и чёрт знает в чём ещё. Я уже говорила: люди разные, и феминистки тоже разные, и течения феминизма друг на друга непохожи. В частности, многие аспекты того, что видит с-позитивный феминизм как путь освобождения женщины, противоречат ряду взглядов феминизма радикального. Один из основных аспектов противоречия заключается в следующем. Радикальный феминизм (который тоже имеет ряд внутренних течений) обычно рассматривает вопрос положения женщины через утверждение, что мир вокруг нас остаётся патриархальным, пусть даже патриархат сдал какие-то свои позиции, но мужчины как выгодоприобретатели при патриархате являются носителями этой идеологии и не могут действительно поддерживать феминистские настроения, так как остаются выгодополучателями в любом случае. С-позитивный феминизм рассматривает этот вопрос с другой точки зрения. Патриархальная система как таковая давно устарела и во многом отошла в прошлое, но наследие этой системы царствует до сих пор. Это патриархальное мышление. Носителем патриархального мышления может быть и мужчина, и женщина, следующие привычным установкам, стереотипам, взглядам и представлениям. К вопросу о выгодоприобретателях в данном случае: мужчина, получающий преференции в карьерном росте, потому что мужчина, или перекидывающий домашние дела на женщину (потому что так принято и это женские дела), несомненно, является выгодоприобретателем. Но в равной степени выгодоприобретателем может стать и женщина, которая, выйдя замуж, требует от мужчины полного обеспечения её персоны, аргументируя это тем, что она исключительно должна заниматься домашними делами (которые, кстати говоря, в случае, если мужчина состоятельный, могут быть сильно облегчены или даже сведены к минимуму через приобретение различной техники, а то и наём прислуги, а "обязанностью" женщин остается поддержание собственной красоты). Вопрос выгодоприобретательства достаточно неоднозначный, так как даёт плюсы в чём-то одном и в то же время может давать заметные минусы в чём-то другом. В данном случае, в современном обществе следование патриархальному мышлению оказывается зачастую вредоносным как для мужчины, так и для женщины.

Скажу более простыми словами. С-позитивный феминизм не "винит во всём мужчин", а считает виновником различных перекосов и ущемления прав и свобод не только женщин, но и мужчин, сложившуюся во времена существования патриархата систему мышления, которая продолжает существовать до сих пор и передаётся через гендерное воспитание, прививающее гендерные стереотипы и негативные клише. С-позитивный феминизм борется с предрассудками и стереотипами, но уж никак не с мужчинами или тем более с женщинами, являющимися носителями патриархального мышления.

Одним из важнейших аспектов системы патриархального мышления (с точки зрения с-позитивного феминизма) является гендерное разделение в половом воспитании. Воспитание с детства прививает множество табу и ограничений в половом поведении, направленных в первую очередь на девочек. Это касается не только "распущенности" или свободных взглядов на свою половую жизнь, но вплоть до элементарных моментов: как девочка "должна" сидеть, ходить, общаться, одеваться. Все эти "будь скромной", "будь послушной", "прилично сядь" воспитывают у девочек множество комплексов и ограничений, прививают стыдливость к их естественным желаниям и поведению, накладывают множество ограничений и табу не только на то, как ей вести половую жизнь, когда повзрослеет, но и на элементарные бытовые моменты поведения. Всё это то, с чем борется с-позитивный феминизм. Любой человек, независимо от пола, имеет право самостоятельно выбирать, как ему сидеть, ходить, с какой активностью говорить, чем заниматься, что выбирать в качестве профессии, как распределять домашние дела, как одеваться, как выглядеть и к чему стремиться. Это всё касается и половой жизни взрослого человека. Способ поиска половых партнеров, причины вступления в половую связь, наличие или отсутствие "официальных документов", являющихся "разрешением" на половую жизнь, количество партнеров и прочие вопросы – это вопросы, касающиеся исключительно самого человека и его взаимоотношений с половым партнером.

По поводу термина "сексуализация". На самом деле, термин далеко не однозначный. Тем не менее, термин регулярно используется феминистками различных течений, подразумевая негативный контекст, акцентирование внимания на женском теле. По сути, в данном контексте под словом "сексуализация" подразумевается тот момент, что рядом мужчин женщина воспринимается как сексуальный объект, цель полового влечения, преимущественно или в первую очередь. То есть, когда мужчина видит в женщине исключительно или преимущественно объект полового влечения, а потом уже все остальное. Это существует, и это действительно негативный фактор. Так как женщина - это в первую очередь человек, а уже потом потенциальный половой партнер, да и то, если она этого пожелает. Ряд феминистских течений активно борется с проявлениями сексуализации женщин, пытаясь ограничить создание откровенных и сексуальных образов в кино, картинах, изображениях, играх и т.п. Определенная логика в этом имеется. Вспомните те же игры, в которых мужские доспехи выглядят как доспехи, а женские как сочетание "бронелифчика" и "бронестрингов", составляющие максимум обнаженности тела, ради привлекательности и зрелищности для мужской аудитории. Активное клонирование подобных образов поддерживает и приучает мужскую аудиторию рассматривать женщин в первую очередь как сексуальный объект, разжигает мужские эротические фантазии и т.п. Однако активная борьба с такими образами имеет свои перегибы и во многом играет на руку стереотипам патриархального мышления. Сейчас поясню.

Вставая на путь борьбы с сексуализацией женского тела, феминистки не замечают, как становятся по одну сторону баррикад с различными "борцами за мораль" и "борцами за скромность", которые являются самыми рьяными носителями патриархальных стереотипов мышления, диктующих табуированность женской (именно женской) сексуальности. Требование "скромности" ради соблюдения "морали" исходит из предпосылки, что женщине запрещено проявлять свою сексуальность (разве что перед мужем) и она ограничена в этом, так как "обязана" быть скромной, "потому что женщина". Именно против этих предпосылок борется секс-позитивный феминизм.

К упомянутым мной комментариям, которые задали тему данной статьи. На самом деле весьма интересным комментариям, своеобразного взгляда на многие вещи. Так вот, по какой такой причине комментатор утверждала, что секс-позитивный феминизм борется "за сексуализацию женщин"? Утверждение в корне неверное, поясню почему. Сексуализация женщин и так как бы присутствует в обществе, не просто присутствует, а перегибы в этом плане иной раз создают проблемы. Однако, как я уже говорила, активная и старательная борьба с любыми намеками на сексуализацию женского тела, тоже создает проблемы не меньшие. Хотя бы просто потому, что такой подход подстраивается под патриархальную систему мышления и стереотипы, диктующие "женскую скромность". Секс-позитивный феминизм идет другим путем. Речь не о "раскручивании сексуализации женского тела", а о принятии женщинами своей сексуальности как нормы, как собственного личного права проявлять ее или нет, в тех ситуациях и таким образом, как женщине хочется. Нет ничего "позорного" в женском теле, нет ничего "стыдного" в произведениях искусства, изображающих красоту женского тела. Нет ничего "неприличного" в том, чтобы женщина одевалась (если ей хочется) достаточно откровенно и не стеснялась того, что её тело могут увидеть. Секс-позитивный феминизм выступает за принятие женщинами их сексуальности, их права иметь свои желания и использовать свои возможности как им заблагорассудится. Если женщина хочет сниматься в стиле ню, это её личное дело. Если женщина хочет заработать, скажем, снимаясь в фильмах для взрослых, и она совершеннолетняя и приняла такое решение по собственному выбору, это её личное дело. Если женщина хочет прожить всю жизнь с одним партнером, и её это устраивает, - это её личное дело. Если женщина хочет иметь (как мужчина) множество партнеров, это не "позор", это её личное дело. Если женщина (как мужчины) хочет "нагуляться" до брака, это опять-таки её личный выбор.

Вопрос о чрезмерной сексуализации женского образа в данный момент и в нашей стране более чем преувеличен. Это мнение распространяется поборниками «морали» и «скромности». Сейчас в России идет даже напротив жесткое табуирование любых намеков на женскую сексуальность, как я уже говорила и не раз. Согласно правилам, существующим на многих платформах, под запрет, за который можно попасть под ограничения, попадают не только изображения в стиле ню, но и изображения женской фигуры в обтягивающей одежде, где можно додумать формы её тела. Где же тут «перебор» с женским ню? На Западе на самом деле идет та же тенденция. Если у нас это идет в основном с подачи откровенно патриархально настроенных «борцов за мораль», то на Западе к этому сильно прикладывают руку некоторые направления феминизма.

Почему секс-позитивный феминизм считает, что сексуальное раскрепощение является одним из основных аспектов освобождения женщины от наследия патриархального мышления? Именно потому, что патриархальному мышлению свойственно закрепощенное отношение к женщине, в первую очередь через закрепощение её сексуальности. Жесткая табуированность сексуального поведения женщины является основой системы предрассудков и комплексов касательно поведения женщины в целом. Отсюда вытекает "как женщине сидеть", "как одеваться", где и как ходить и т.п. Только приняв, что женщина такой же человек, как и мужчина, только приняв, что женщина имеет свои желания и имеет полное право на их удовлетворение ничем не меньше и не хуже мужчин, женщина освободит свой разум от иных запретов и табу, строящихся на этом восприятии.

Ну и ещё один момент как раз связан с теми самыми комментариями, в которых женщина критиковала секс-позитивный феминизм за стремление к "сексуализации женщин". В этих же комментариях была высказана весьма интересная и оригинальная мысль насчёт того, что, мол, нужно стремиться к сексуализации мужчин. Мысль весьма интересная. Да, если мужская аудитория, неважно, касается это компьютерных игр или фильмов, или иных развлекательных моментов, имеет достаточно контента, где можно найти сексуализированные образы женщин, то для женской аудитории подобного контента действительно мало. В то же время демонстрация красивого мужского тела так же может быть искусством и красотой. И так же может привлекать женскую аудиторию, как и демонстрация женской красоты мужскую. С этим я полностью согласна. Но проблема упирается опять-таки в то, что женщинам прививается воспитанием "скромность" и "стыдливость" в отличие от мужчин. Если мужская аудитория легко и без стеснения пойдёт на фильм, потому что там много женского ню, то для многих женщин поход на подобный фильм будет воспринят как нечто постыдное. Культура мужской эротики мало развита, потому что рынок даёт сниженный спрос на такие развлечения. А спрос снижен из-за того, что женщинам привита идея "стесняться" подобного. Исправить это положение может только раскрепощение женщин. Освобождение от предрассудков о стеснительности и "правильности" поведения. Развеять эти предрассудки — одна из основных задач секс-позитивного феминизма.

-2

Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!

Другие мои ресурсы:

Моя персоналка в ВК

Группа ВК "Правильный Феминизм"

Сайт "Вечевая республика"

Сайт фонда ФППД "Факел Свободы"

Telegram канал "Социал-либертанство"