Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.
Его история началась там, где Европа встречается с Азией, на суровом Урале. 23 октября 1903 года в Челябинском уезде Оренбургской губернии в семье французских переселенцев родился мальчик, которому было суждено стать легендой. Морис Тийе. Его отец, инженер путей сообщения, был занят масштабными проектами на Транссибирской магистрали, а мать, Луиза-Марго, преподавала языки. Благодаря профессии отца семья много путешествовала, и детство Мориса прошло в Санкт-Петербурге — северной столице империи. На старых фотографиях он запечатлен симпатичным кудрявым мальчиком в матроске, за ангельскую внешность получившим прозвище «Ангел». Жизнь казалась безоблачной, но в восемь лет Морис потерял отца. Вместе с матерью они перебрались в Москву, где Луиза-Марго учила детей в католической школе при храме Святого Людовика, а Морис постигал науки.
Вихрь революции 1917 года вынудил мать и сына навсегда покинуть Россию и вернуться на историческую родину, во Францию. Они обосновались в Реймсе, и юноша, казалось, был полон блестящих перспектив. Он с успехом играл в регби, и его команда даже удостоилась рукопожатия британского короля Георга V. Будущее виделось в юриспруденции, и Морис поступил на юридический факультет Тулузского университета. Но когда ему было семнадцать, тело начало предательски меняться. Ступни, кисти, черты лица стали грубеть и опухать. Врачи вынесли суровый приговор — акромегалия. Доброкачественная опухоль гипофиза нарушила гормональный баланс, заставив кости неуклонно расти. Его облик стремительно менялся, а вместе с ним рушились и мечты. Голосовые связки огрубели, голос стал низким и хриплым. Университет пришлось оставить.
Морис нашел в себе силы не сломаться. Он отслужил пять лет инженером во французском флоте, попробовал себя в разных профессиях и даже снялся в эпизодической роли в фильме «Бурлаки на Волге». Судьбоносная встреча произошла в 1937 году в Сингапуре, где он познакомился с литовским рестлером Каролисом Пожелой. Тот разглядел в необычной внешности Мориса не повод для насмешек, а огромный потенциал. Пожела стал его другом, тренером и промоутером. После двух лет выступлений в Европе они в 1939 году уехали в Америку, подальше от надвигающейся войны.
Именно в Штатах родился легендарный образ «Французского Ангела». Импресарио Пол Боузер в Бостоне сделал ставку на Тийе, и она сработала блестяще. Публика сходила с ума от этого могучего богатыря с лицом доисторического человека. Его «непобедимость» стала главным козырем: он не проигрывал 19 месяцев подряд, дважды завоевывая титул чемпиона мира в тяжелом весе по версии American Wrestling Association. Его успех был так велик, что породил целую плеяду подражателей: «Русского Ангела», «Шведского Суперангела», «Польского Ангела» и многих других.
Несмотря на грозную внешность, Морис Тийе был человеком огромной внутренней культуры и тонкого юмора. Благодаря матери он в совершенстве владел несколькими языками, а по некоторым данным, выучил за жизнь около четырнадцати. Он был глубоко верующим католиком и в 1947 году удостоился уникальной аудиенции у Папы Римского — единственный рестлер в истории, получивший такую честь. К своей болезни он относился философски. «Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и всё свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу», — вспоминал он. Его доброта и обаяние притягивали людей. Даже свою внешность он обыгрывал с иронией, однажды позируя для палеонтологического музея рядом с черепами неандертальцев.
К середине 1940-х годов болезнь начала брать свое. Изматывающие бои, постоянные головные боли, проблемы со зрением и сердцем вынудили его уйти из большого спорта. Последний бой он провел в 1953 году. В Чикаго скульптор Луис Линк, очарованный уникальной пластикой лица Тийе, создал серию гипсовых бюстов, которые сегодня хранятся в музеях как памятник его необычной судьбе.
Жизнь Мориса Тийе оборвалась 4 сентября 1954 года в Чикаго. В тот же день от рака скончался его самый близкий друг — Каролис Пожела. Не выдержав этого удара, сердце «Французского Ангела» остановилось. Их похоронили рядом на литовском кладбище в Иллинойсе. На памятнике выбита надпись, которая говорит сама за себя: «Друзья, которых не смогла разлучить даже смерть».
Эта история, связывающая уральского богатыря с зелёным огром, похожа на сценарий голливудского фильма. Прошли десятилетия после смерти Мориса Тийе, его имя постепенно стало достоянием истории рестлинга. Но в начале 1990-х годов судьба подготовила ему новое, бессмертное воплощение. Изначально Шрек, герой детской книжки Уильяма Стейга 1990 года, был совсем другим — более угрюмым и классически «сказочным» чудовищем. Однако, когда студия DreamWorks Animation взялась за его экранизацию, создатели во главе с режиссёрами Эндрю Адамсоном и Вики Дженсон задумались над тем, как сделать образ главного героя по-настоящему уникальным, запоминающимся и, как это ни парадоксально, человечным.
Именно тогда на стол к Адамсону легёл старый номер спортивного журнала с статьёй о Морисе Тийе. Фотография рестлера произвела эффект разорвавшейся бомбы. Адамсона поразило не столько грубоватое лицо с массивными надбровными дугами и мощным подбородком, что было следствием акромегалии, а невероятное сочетание этой внешности с источаемой ею добротой. На снимках Тийе почти всегда улыбался, его глаза лучились искренностью и живым умом. Это был идеальный визуальный парадокс: страшный снаружи, добрый внутри — сама суть будущего Шрека.
Аниматоры и художники студии, вдохновлённые этой находкой, буквально поселили дух Тийе в своего героя. Они тщательно изучали фотографии, чтобы перенести в анимацию не просто черты, а саму пластику его лица. Округлая, массивная форма головы, характерная линия бровей, улыбка, преображающая всё лицо, — всё это было унаследовано от «Французского Ангела». Но создатели пошли дальше простого копирования. Они усилили контраст, заимствовав у Тийе и его манеру двигаться: несмотря на внушительный вес и мощное телосложение, рестлер в жизни был удивительно подвижным и пластичным. Эта «лёгкость бытия» гиганта была мастерски перенесена на Шрека, чьи танцы и быстрые движения стали одной из его визитных карточек.
Даже знаменитая цитата Тийе о его голосе, «похожем на ослиный рёв», получила неожиданное продолжение. Ирония судьбы распорядилась так, что лучшим другом огря в мультфильме стал болтливый и верный Осёл. Это можно считать своеобразной данью уважения и тёплой шуткой создателей.
Таким образом, Морис Тийе подарил Шреку не просто внешность. Он подарил ему душу. Благодаря этому образу история об огре, который хочет покоя, но обретает любовь и дружбу, из простой сказки превратилась в глубокую притчу о том, что истинная сущность человека скрыта под маской, которую навязывают ему окружающие. Спустя 70 лет после своей смерти уроженец оренбургских степей снова заставляет миллионы зрителей по всему миру смеяться и сопереживать, доказывая, что настоящая легенда не умирает, а лишь меняет форму, чтобы жить вечно.
Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.
Ознакомьтесь также с другими материалами:
Подписывайтесь на другие соцсети:
TELEGRAM
ВК
RUTUBE
Финансовая Поддержка Канала:
ВАЖЕН КАЖДЫЙ РУБЛЬ
РЕПОСТ ВАШИХ СТАТЕЙ