Найти в Дзене
Auto People

Разрушитель стереотипов: cамый быстрый переднеприводный автомобиль в истории

В мире высокой автомобильной моды и трек-дней долгое время существовала негласная кастовая система. На вершине пищевой цепочки – задний привод: классика жанра, выбор пуристов, дрифтеров и инженеров Ferrari. Где-то рядом – полный привод, обеспечивающий безумный старт с места, как у Nissan GT-R или Audi Quattro. А что же передний привод? Долгое время схема FWD (Front Wheel Drive) считалась уделом бюджетных хэтчбеков, семейных седанов и автомобилей, чья главная задача – безопасно довезти пакеты из супермаркета домой. Основные аргументы скептиков известны каждому автолюбителю: при резком разгоне вес смещается назад, передние колеса разгружаются, и вместо пушечного ускорения вы получаете беспомощную пробуксовку. Добавьте к этому склонность к недостаточной поворачиваемости (сносу передней оси), и станет понятно, почему в клубе «300+ лошадиных сил» передний привод долгое время был персоной нон грата. Однако инженеры любят вызовы. История помнит легендарный Cadillac Eldorado с его 8,2-литровым
Оглавление

В мире высокой автомобильной моды и трек-дней долгое время существовала негласная кастовая система. На вершине пищевой цепочки – задний привод: классика жанра, выбор пуристов, дрифтеров и инженеров Ferrari. Где-то рядом – полный привод, обеспечивающий безумный старт с места, как у Nissan GT-R или Audi Quattro. А что же передний привод?

Самый быстрый переднеприводной автомобиль оснащен классическим ДВС
Самый быстрый переднеприводной автомобиль оснащен классическим ДВС

Уникальный автомобиль

Долгое время схема FWD (Front Wheel Drive) считалась уделом бюджетных хэтчбеков, семейных седанов и автомобилей, чья главная задача – безопасно довезти пакеты из супермаркета домой. Основные аргументы скептиков известны каждому автолюбителю: при резком разгоне вес смещается назад, передние колеса разгружаются, и вместо пушечного ускорения вы получаете беспомощную пробуксовку. Добавьте к этому склонность к недостаточной поворачиваемости (сносу передней оси), и станет понятно, почему в клубе «300+ лошадиных сил» передний привод долгое время был персоной нон грата.

Mini John Cooper Works GP 2021 модельного года
Mini John Cooper Works GP 2021 модельного года

Однако инженеры любят вызовы. История помнит легендарный Cadillac Eldorado с его 8,2-литровым V8 и мощностью 400 л.с. на передней оси – безумие 70-х. Помнит она и юркие французские «зажигалки» вроде Peugeot 205 GTI, доказавшие, что передний привод может дарить эмоции. Но сегодня мы поговорим о машине, которая не просто быстрая. Она переписывает законы физики и заставляет владельцев суперкаров начала 2000-х нервно курить в сторонке.

Встречайте короля переднего привода по части чистой скорости и динамики – Mini John Cooper Works GP.

Эволюция «Бешеного Карта»: как Mini дошел до жизни такой

Чтобы понять феномен версии GP, нужно отмотать пленку назад. Оригинальный Mini сэра Алека Иссигониса, появившийся в 1959 году, стал революцией компоновки: поперечное расположение двигателя и передний привод освободили массу места в салоне. Но настоящую славу ему принес Джон Купер, который увидел в городской малолитражке раллийный потенциал.

Когда BMW в 1994 году приобрела Rover Group, баварцы мудро решили не ломать ДНК бренда. Перезапуск Mini в 2001 году (поколение R50/R53) стал триумфом. Немцы доказали, что премиальный хэтчбек – это реально. Однако настоящие фанаты ждали хардкора.

GP1 и GP2: репетиция оркестра

В 2006 году мир увидел первый Mini Cooper S с приставкой GP (R53). Это был лимитированный тираж в 2000 экземпляров. Сборку доверили итальянскому ателье Bertone. Рецепт был прост и радикален: минус задние сиденья, минус шумоизоляция, плюс жесткая подвеска и самоблокирующийся дифференциал. Разгон до 100 км/ч занимал около 6,5 секунд. Для того времени – очень достойно.

Cooper S Works GP 2006
Cooper S Works GP 2006

В 2013 году появилось второе поколение GP (R56). Турбомотор выдавал 218 л.с., разгон до сотни сократился до 6,3 секунды, а максимальная скорость достигла 242 км/ч. Это была отличная машина, но она казалась эволюцией, а не революцией.

И вот, в 2019 году, баварцы решили сбросить маски и выпустили третье поколение GP (F56). Автомобиль, который должен был поставить точку в споре о том, насколько быстрым может быть передний привод.

Самый быстрый переднеприводной автомобиль
Самый быстрый переднеприводной автомобиль

Технический разбор: анатомия монстра

Mini John Cooper Works GP 2020 года – это не просто «чипованный» Купер. Это глубокая инженерная переработка платформы UKL.

Двигатель: баварское сердце

Под капотом скрывается 2,0-литровый четырехцилиндровый двигатель B48 с технологией TwinPower Turbo. Это тот же агрегат, что ставится на BMW M135i и X2 M35i.

  • Мощность: внушительные 306 л.с. (225 кВт). Для сравнения, это на 75 сил больше, чем у стандартной версии JCW.
  • Крутящий момент: колоссальные 450 Н*м, доступные в широком диапазоне.
Двигатель Mini John Cooper Works GP 2021
Двигатель Mini John Cooper Works GP 2021

Трансмиссия: спорный момент

Здесь фанаты «механики» могут расстроиться. GP третьего поколения оснащается исключительно 8-ступенчатой автоматической коробкой передач Steptronic (Aisin). Почему не «ручка»? Инженеры BMW честно признались: современной механической коробки, способной компактно уместиться в компактном хэтчбеке Mini и надежно переваривать 450 Н*м момента в жестких трековых условиях, у них просто не было. Зато автомат оснастили интегрированной механической блокировкой дифференциала (Torsen) с преднатягом. Блокировка работает с коэффициентом до 31%, буквально ввинчивая машину в повороты и борясь с паразитным силовым подруливанием.

Передняя часть салона  Mini John Cooper Works GP 2021
Передняя часть салона Mini John Cooper Works GP 2021

Аэродинамика и кузов

Внешность GP3 вызывает полярные эмоции. Главный элемент дискуссий – накладные расширители колесных арок из углепластика (CFRP). Они не крашеные, имеют грубую текстуру и «парят» над кузовом для оптимизации воздушных потоков.
Кресла первого ряда
Внешность GP3 вызывает полярные эмоции. Главный элемент дискуссий – накладные расширители колесных арок из углепластика (CFRP). Они не крашеные, имеют грубую текстуру и «парят» над кузовом для оптимизации воздушных потоков. Кресла первого ряда

Заднего дивана нет. Вместо него – ярко-красная распорка, повышающая жесткость кузова (хотя многие считают ее больше декоративной, она препятствует смещению поклажи из багажника вперед). Клиренс уменьшен на 10 мм по сравнению с обычным JCW, установлены более жесткие пружины и амортизаторы, а развал колес увеличен для лучшего «зацепа» в поворотах.

Организация задней части салона самого быстрого переднеприводного автомобиля
Организация задней части салона самого быстрого переднеприводного автомобиля

Динамика: цифры, в которые трудно поверить

Итак, насколько же он быстр? Здесь Mini GP вступает на территорию, где раньше обитали только суперкары.

Механические элементы управления
Механические элементы управления

Согласно независимым тестам (в том числе данным Car and Driver и MotorTrend), этот малыш показывает феноменальные результаты:

  • Разгон 0–97 км/ч (0-60 миль/ч): 4,7 секунды.
  • Разгон 0–100 км/ч: официальные данные скромнее – 5,2 секунды, но на практике машина едет быстрее при наличии хорошего асфальта и прогретой резины.
  • Четверть мили (402 метра): 13,1 секунды.
  • Максимальная скорость: 265 км/ч. И заметьте, здесь нет электронного ограничителя на традиционных 250 км/ч!
Mini John Cooper Works GP разгоняется быстро и уверенно держится в поворотах
Mini John Cooper Works GP разгоняется быстро и уверенно держится в поворотах

Чтобы вы понимали масштаб достижения: легендарная Ferrari 360 Modena (выпускалась с 1999 по 2004 год) с атмосферным V8 мощностью 400 л.с. разгонялась до 97 км/ч за 4,6 секунды. Переднеприводный хэтчбек дышит в спину среднемоторному итальянскому суперкару. Это и есть технический прогресс.

Конкуренты: битва за корону

Mini GP быстр, но он не один на этом поле боя. Кто может бросить ему вызов?

Honda Civic Type R (FL5/FK8)

Главный антагонист. Если Mini – это король светофорных гонок и коротких прямых, то Civic Type R – царь Нюрбургринга. Honda немного медленнее в спурте до 100 км/ч (около 5,4 сек официально, хотя тесты показывают 4,9-5,0 сек до 60 миль/ч), но ее шасси настроено филигранно. Civic длиннее, стабильнее на высоких скоростях и обладает одной из лучших механических коробок передач в мире.

Honda Civic Type R
Honda Civic Type R

Hyundai Sonata N / Veloster N

Корейцы совершили чудо, выпустив N-серию. С роботизированной коробкой DCT эти машины «прыгают» до 97 км/ч за 4,8 секунды. Они дешевле, практичнее, но им не хватает той премиальной ауры и исторического наследия, которое есть у Mini.

Hyundai Sonata N Line 2021
Hyundai Sonata N Line 2021

Ford Focus RS500 (историческая справка)

Нельзя не вспомнить «старую гвардию». Focus RS500 2010 года с 2,5-литровым 5-цилиндровым мотором Volvo выдавал 350 л.с. (345 bhp) на переднюю ось! Он разгонялся до сотни за 5,6 секунды. В то время это казалось пределом возможностей переднего привода, но современные электронные дифференциалы и шинные технологии позволили Mini GP превзойти этот результат почти на секунду.

Ford Focus RS500
Ford Focus RS500

Американские «баржи»

В США существуют мощные переднеприводные седаны, такие как Lincoln MKZ с 350-сильным V6 (разгон около 5,2 сек) или Hyundai Sonata N Line (5,0 сек). Но это тяжелые крейсеры для хайвеев, которые в первом же крутом повороте безнадежно отстанут от Mini.

Особенности эксплуатации: плата за скорость

Mini JCW GP – автомобиль не для всех. И дело не только в лимитированном тираже (всего 3000 штук на весь мир).

  • Жесткость. Подвеска настолько бескомпромиссна, что на плохой дороге вы будете знать о каждом окурке, перееханном колесом. Это трековый инструмент, с трудом адаптированный для дорог общего пользования.
  • Шум. Отсутствие заднего дивана и части шумоизоляции превращает салон в резонатор. Вы слышите всё: камни в арках, работу подвески, гул шин и, конечно, сочный выхлоп.
  • Torque Steer. Несмотря на хитрый дифференциал и особую конструкцию подвески (поворотные кулаки с отдельными осями), физику не обмануть. При нажатии газа в пол руль будет пытаться вырваться из рук. Это требует от водителя концентрации и крепкого хвата.
Руль Mini John Cooper Works GP
Руль Mini John Cooper Works GP

Вердикт

Mini John Cooper Works GP (GP3) – это, возможно, лебединая песня эры чистого внутреннего сгорания в сегменте компактных хот-хэтчей. В мире, где бал начинают править электрические кроссоверы и полноприводные гибриды, такой автомобиль кажется дерзким анахронизмом.

Является ли он абсолютным королем переднего привода? Если мерить корону временем разгона на прямой и максимальной скоростью – безусловно, да. С показателем в 265 км/ч и разгоном менее 5 секунд он устанавливает планку, до которой трудно дотянуться без подключения задней оси.

Mini John Cooper Works GP – вид сзади
Mini John Cooper Works GP – вид сзади

Это коллекционная вещь, инженерный курьез и генератор адреналина в одном компактном флаконе. И хотя задний привод всегда будет считаться «благороднее», Mini GP доказал: если правильно настроить передний привод, он способен унижать суперкары прошлого и дарить не меньше эмоций, чем современные спорткары.

Так что, если вы увидите в зеркале заднего вида странный Mini с углепластиковыми «плавниками» по бокам и гигантским антикрылом – лучше уступите дорогу. Скорее всего, это самый быстрый переднеприводный автомобиль, который вы когда-либо встречали.