Что вы знаете про Renault Twingo? Кроме того, что оригинальная модель выпускалась в Европе с 1992 по 2007 год? Вы можете припомнить, что были версии с матерчатой крышей, что машинки были веселых цветов и у них была полукапотная компоновка. А вы знали, что есть соревнования, в которых гоняют на одних только Twingo? Да, это не жесткий спорт, а скорее активный автотуризм — когда десятки энтузиастов на однотипных машинках едут по одному маршруту. Впрочем, есть в программе и более серьезные участки, даже с легким бездорожьем. Как раз в таком вот соревновании довелось поучаствовать белорусам.
Дело случая
— Как всегда в моей жизни, «выхожу я как-то за кефиром, а тут — космические пираты». Это фраза Коли Герасимова из фильма нашего детства «Гостья из будущего», если что, — начинает свой рассказ Дмитрий Новицкий, основатель проекта «Большой автоблог».
Дима — человек не только активно путешествующий, но и крайне общительный, поэтому у него множество друзей и знакомых в разных уголках планеты. И, как нам кажется, в какой-то момент он уже перестал искать истории и приключения — они сами находят его. Так случилось и в этот раз.
— Так вот, выхожу я как-то за кефиром, и пишет мне человек: «Дима, я хочу купить Renault Twingo. Знаю, что у вас есть автоподбор. Найдите мне в Германии, ну или вообще где-нибудь в Европе, живой Twingo, потому что у нас они все „уставшие“, очень ржавые».
Я, конечно, интересуюсь, почему такой нехарактерный запрос. «Понимаешь, есть такое мероприятие, Twing Raid называется. Это когда люди едут на таких Twingo по пустыне. И я хочу в этом поучаствовать», — объясняет человек.
Так Дмитрий узнал про ралли-рейд, в котором участвуют на старых малолитражках. Гонка стартует в Испании, но проходит по территории Марокко в Африке. Общая длина маршрута — 4000 км, а участвует 250 экипажей — и все на таких вот Renault Twingo.
— Есть у меня такой друг Николай из Мюнхена, профессиональный продавец автомобилей 1000-го уровня. И он нашел такой Twingo. Спросил: «Берешь?» Я сказал: «Да», — вспоминает Новицкий.
— Но тут случилась такая нескладуха: я этот Twingo купил, а клиент его не взял.
Так получилось, так бывает, вопросы коммуникации. И вот он там, в Польше (с доставкой вышел 1200—1300 евро), и я решительно не знаю, что с этим делать.
Дальше события развивались следующим образом. Есть у Дмитрия друг — Антон. И он, услышав эту историю, предложил гениальное решение — поехать самим на этот Twing Raid. Автомобиль-то уже имеется.
— Стали выяснять по поводу участия и узнали, что места на это мероприятие проданы до 2027 года. Но можно поучаствовать в Blue Rally Bardenas. Там тоже есть пустыня, спецучастки, и это все гораздо меньше по времени — где-то неделю занимает — и гораздо дешевле. Стартовый взнос на Twing Raid составляет 3000 евро, а на Blue Rally Bardenas — 1100 евро. И друг говорит: «С тебя машина, с меня стартовый взнос — погнали!»
Начали в кругу общения рассказывать, что поедем на эту гонку. И тут так получилось, что несколько знакомых — белорусы, которые давно живут в Европе, у них там семьи, бизнесы, но в Беларусь они тоже периодически приезжают, — тоже загорелись этой идеей. Они тоже купили два Twingo и начали их готовить. И так получилось, что на это Blue Rally Bardenas заявилось сразу три белорусских экипажа.
Все будет в последний момент
По условиям участия в ралли автомобиль должен быть подготовлен. Нет, каркас безопасности или аварийный выключатель не нужен. Но машина должна быть исправна и готова преодолеть маршрут, поэтому и требования соответствующие.
— Там огромный список: новый ремень ГРМ, новые свечи зажигания, детали подвески и так далее, — продолжает Дмитрий. — Из интересного — защита двигателя и защита бака (последняя, правда, опционально).
Вот самое главное, чего не было ни в одной из «белорусских» машин, это защита двигателя. Мы погуглили: в Европе это совсем не популярная деталь на Twingo, и стоит она 350—400 евро. Мы купили три такие защиты в Беларуси и отправили их в Европу, так получилось гораздо дешевле.
Еще очень забавно наблюдать, как по-разному люди относятся к жизни. Вот взять наш с Анатанасом экипаж: я в Минске, он в Барселоне, Twingo в Варшаве. Мы на релаксе: как всегда, в последние сутки перед стартом все порешаем, а пока занимаемся бытовой рутиной.
А члены одного из наших экипажей (мы их прозвали «немцы») реально заморочились: разобрали весь Twingo, заменили каждую деталь. Им не понравился цвет моторного масла — оно было очень темное, было много нагара, — и они разобрали двигатель, промыли его. В общем, как бы белорусы, но — немцы.
Стоп, а почему на машине литовские номера? Немецкие «транзиты» уже были просрочены, поэтому Дмитрий поехал в Вильнюс, оформил автомобиль на себя и получил литовские транзиты, которые действуют месяц — этого должно было быть достаточно, чтобы поучаствовать в ралли.
— Имея в рюкзаке литовские «транзиты» и страховку, я поехал в Варшаву, где мы с друзьями в гараже стали готовить Twingo к мероприятию. Машина была в очень хорошем состоянии. Родной пробег — 170 000 км, брезентовая крыша… Поменяли все четыре колеса, ремень ГРМ, масла, фильтры, передние амортизаторы. Само собой, поставили защиту двигателя. По максимуму, в общем, обслужили. Сцепление очень туго выжималось, и я решил, что надо поменять и его. И не зря: старое оказалось сильно изношенным — я уверен, что горы оно бы не выдержало. Хотя ребята меня отговаривали, мол, не мешай машине работать.
Еще увеличили дорожный просвет: поставили спереди проставки, так что Twingo стал немного подвышенным. Сзади тоже можно сделать лифт подвески, установив пружины от Audi 80 B3, они подходят один в один. Но я не стал этого делать, потому что сзади дорожного просвета и так вроде хватало.
Бюджет у нас был несколько ограничен, поэтому мы сразу рассматривали возможность спать в машине. И, как ни странно, Twingo идеально для этого подходит, потому что спинки передних кресел складываются вровень с подушками задних сидений, а их спинки откидываются назад, в багажник. А вообще второй ряд можно двигать вперед-назад, потому что он на салазках. Можно даже матрас постелить, тогда получается хорошая двухспальная кровать.
Затем был перегон автомобиля в Испанию — надо было забрать штурмана и загрузить машину мешками с детским питанием, так как одно из обязательных условий этого ралли — отдать гуманитарную помощь в детский дом.
По словам Дмитрия, Twingo на немецких автобанах удивил своим бодрым характером. Но сразу следует отметить, что под капотом этого экземпляра стоит самый мощный мотор в линейке — 16-клапанный 1.2 мощностью 75 л. с.
— 130—140 км/ч автомобиль едет легко, без надрыва, может чуть шумновато, если пересесть с Mercedes E-класса. Но так как я всеяден, езжу на любых машинах, мне было комфортно. Расход при такой скорости что-то около 7 литров, даже чуть меньше — 6,7. А вот «немцы» ехали иначе. Они выжимали из автомобиля всё, ехали 150—180 км/ч по спидометру (этот прибор в Twingo, кстати, довольно точный: мы сравнивали с GPS — не врет). У них расход колебался в пределах 7,7—10 литров в зависимости от ветра и рельефа.
A post shared by Petrolhead (@remuald)
Я пробовал ехать в таком темпе. Ну, страшновато: машинка-то маленькая. Но в целом нормально, у нее бойкий характер, моторчик и вверху хорошо крутится, и внизу неплохо тянет. В общем, хороший двигатель. Только работает как ведро с гайками — шумно, с кучей посторонних звуков. Причем это касается всех машин (мы специально слушали, в ралли участвовал 71 Twingo), такая конструктивная особенность.
Все серьезно! Или нет?
— Я понял, что дело пахнет серьезной заварухой, когда посмотрел на автомобили участников, — отмечает Дмитрий. — Глобальный лифт подвески, лебедки, шноркели, «злая» резина, некоторые машины с каркасами безопасности. А мы — на стандартном Twingo, который просто обслужен. Стало вдруг очень страшно…
Прошли техкомиссию, получили стартовые номера и погнали. Старт этого недельного соревнования был дан во Франции, но основной маршрут проходил по Испании. Поэтому дальше мы проехали по самым красивым пикам Пиреней. В среднем проезжали по 200 км в день, но это были целые километры по горным серпантинам. А один раз был перегон примерно в 400 км.
На маршруте надо было вовремя добираться от точки к точке и выполнять какие-то задания. На старте у нас было очень много энтузиазма, думали, что сейчас начнем всех побеждать. Но довольно быстро стало понятно, что минимум для половины участников Blue Rally Bardenas это просто повод покататься, пообщаться с единомышленниками и кайфануть.
A post shared by Большой Автоблог (@bolshoi_autoblog)
Участвуют люди в возрасте 40+. Для многих из них, похоже, Twingo был первым автомобилем в молодости. Но они с этого просто угорают. У каждого машина разрисована, есть какой-то тюнинг. Видно, что это не первая их гонка, они регулярно участвуют в этих соревнованиях.
Замечу, что из французов почти никто не говорит на английском языке, поэтому коммуникация с ними была затруднена. Там был только один человек, который говорил по-английски.
Как местные экипажи и организаторы реагировали на наше присутствие? В целом выглядело это так, словно на слет оршанских любителей ВАЗ-2101 вдруг внезапно приехали с юга Франции. На нас все смотрели квадратными глазами, и самый главный вопрос был «А откуда вы про нас узнали?» Трудно было пересказать всю цепь событий, которая привела нас в эту компанию. Поэтому мы отвечали просто: «Из Instagram».
Если смотреть их страничку в этой соцсети, создается впечатление, что ребята рубятся всерьез, едут на все, это чуть ли не уровень мирового чемпионата по ралли. На самом же деле речь о достаточно лайтовом заезде, назовем это так. Да, тебе надо что-то делать, что-то соблюдать, но примерно половина экипажей не воспринимает это всерьез. Однако другая половина — да, со всей ответственностью подходит к процессу: следит за таймингом и следует всем правилам.
Самое интересное — в конце
— И так проходил день за днем. Мы ездили по очень красивым местам, там были горы, старинные монастыри, церкви, — делится впечатлениями Дмитрий. — Финал всей этой истории был в полупустынной местности, которая называется Барденас-Реалес. Она находится на территории Испании, в провинции Наварра, и знаменита своим уникальным ландшафтом. Говорят, что он напоминает поверхность Марса — и там даже располагается военная база. Там дуют сильные ветра, но главное — это нереально красивые, завораживающие пейзажи.
Туда мы приехали в последние дни ралли. Там уже начались интересные дороги. Ну как интересные... Сложные для техники. Тяжелые гравийки, песчаные подъемы. Это означало полноценную работу для экипажей и техники.
Вишенкой на торте стал огромный длинный подъем, очень непростой. Это была уже задача со звездочкой. Там было каменистое покрытие: ты едешь по нему на первой передаче на полном ходу, машина на этих камнях подпрыгивает. Там вполне могло обрезать полуось, все что угодно могло произойти. У меня два раза выбивало передачу, и я был не одинок — у многих была та же проблема. Пришлось вспоминать езду на «буханке» и придерживать одной рукой рычаг коробки, чтобы он не выскакивал. При этом все машины на эту горку заехали. С горем пополам, но добрались до вершины.
На два последних дня организаторы дали самые жесткие испытания. Это было сделано осознанно. Если ты сломаешься в первый день, то расстроишься, поскольку для тебя сразу все будет закончено. Выходит, зря оплатил стартовый взнос и ехал сюда. А так первые дни — такие лайтовые, а последние — сложные.
К слову, меня удивила подготовка французов к этой гонке. Каждый вечер они свои Twingo разбирали, чинили, собирали. А мы — нет, вообще пальцем не пошевелили. Наши автомобили ехали и ехали, ничего не сломалось. Потому что мы сразу все сделали как надо.
Мы приехали на финиш и были уверены, что один из наших белорусских экипажей займет призовое место. Но организаторы вышли и объявили: «Так, вот у нас есть три призовых места, мы разделили их между местными участниками, давайте праздновать». Нам пришлось возразить: «Мы же все соблюдали, везде приезжали, все выполняли. Дайте расшифровку». Они сказали: «Да-да, чуть позже посчитаем».
Через сутки посчитали и показали результаты. Мы заняли десятое место, а наши коллеги, которые, как мы рассчитывали, точно приедут на подиум, потому что они очень ответственно отнеслись ко всему этому мероприятию, стали девятыми.
Получается, что из 71 экипажа мы вошли в десятку, но все равно к точности и судейству у меня есть вопросы. Просто в следующий раз, наверное, я буду на старте добиваться от них большей четкости, внятности и прозрачности. Но, с другой стороны, в любом спортивном мероприятии участники часто недовольны судьями.
Мысли после
— Поеду ли я еще раз? В принципе, можно, только надо четче разговаривать с организаторами насчет контрольных точек и всего остального. Но самое главное, это было хорошее приключение, — утверждает Дмитрий. — Обсуждаем с другом. Может быть, поедем на Twing Raid в 2027 году, потому что на 2026-й мест на эти соревнования нет, все распродано. Twingo ведь так и остался в прекрасном состоянии. Оставил ее в Европе. Будем готовиться к Twing Raid 2027. Либо сами просто поедем в Африку — вот этого очень хочется. Поэтому если кто-то захочет к этому присоединиться или помочь, милости просим.
Еще я понял, что мне был знак свыше: надо сделать похожее соревнование в Беларуси, организовать гонку на «корчах». Чтобы каждая машина стоила до 500 долларов в эквиваленте. Это должно быть весело.
Я, кстати, после этой гонки стал фанатом Renault Twingo, это действительно очень классный автомобиль. В нем можно ехать вчетвером, можно перевозить много багажа, он может уверенно ехать со скоростью 150 км/ч по трассе. А если ты едешь локальными дорожками, то расход получается 5—5,5 литра. При этом у него отличная проходимость: вес небольшой, а после лифта подвески у нас получилось где-то 17 см дорожного просвета.
A post shared by Большой Автоблог (@bolshoi_autoblog)
Пять человек в салоне, полный багажник инструмента — машинка едет хоть бы хны. Не зря ее так полюбили. Не потому, что дешевая, а потому, что какое-то уникальное сочетание всех качеств: удивительно просторный салон, бодрый мотор, неплохая рулежка, приятный дизайн, еще и спать внутри можно. Короче, Twingo решает.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by