Найти в Дзене

Как прокачать технику и не растерять душу: правило 80/20 для музыканта

Бывало у вас такое: слышите виртуозную игру какого-нибудь гитариста или пианиста, и внутри одновременно восхищение и тоска? Восхищение — потому что техника потрясающая. А тоска — потому что в этом идеальном исполнении нет ни капли жизни. Как будто робот играет. Душа куда-то ушла, остался один только метроном. И тут же в голове рождается страх: «Вот если я начну учить гаммы и упражнения, я тоже стану таким бездушным роботом. Моя харизма умрёт под завалами скучных тренировок». Нет. И я могу с уверенностью сказать: техника и душа — не враги. Они — два крыла одной птицы. Без техники ваша душа так и останется криком в пустоте, красивым, но невнятным. А без души техника — это просто цирковой трюк. Так как же набрать техничность, не превратившись в робота? Вот несколько рабочих принципов: Забудьте про многочасовое зубрение. Дело не в количестве часов, а в качестве внимания. Выделите 15-20 минут в день, но сделайте эти минуты священными. Не просто механически играйте гаммы, глядя в телевизор.

Бывало у вас такое: слышите виртуозную игру какого-нибудь гитариста или пианиста, и внутри одновременно восхищение и тоска? Восхищение — потому что техника потрясающая. А тоска — потому что в этом идеальном исполнении нет ни капли жизни. Как будто робот играет. Душа куда-то ушла, остался один только метроном.

И тут же в голове рождается страх: «Вот если я начну учить гаммы и упражнения, я тоже стану таким бездушным роботом. Моя харизма умрёт под завалами скучных тренировок».

Нет. И я могу с уверенностью сказать: техника и душа — не враги. Они — два крыла одной птицы. Без техники ваша душа так и останется криком в пустоте, красивым, но невнятным. А без души техника — это просто цирковой трюк.

Так как же набрать техничность, не превратившись в робота? Вот несколько рабочих принципов:

Забудьте про многочасовое зубрение. Дело не в количестве часов, а в качестве внимания.

Выделите 15-20 минут в день, но сделайте эти минуты священными. Не просто механически играйте гаммы, глядя в телевизор. Сконцентрируйтесь. Слушайте каждый звук. Почувствуйте, как палец касается струны или клавиши. Ваша цель — не отбыть время, а установить глубокую связь между мозгом, ухом и руками. 15 минут такой осознанной практики дадут больше, чем два часа бездумного повторения.

Техника — это не цель, а средство. Учите не гаммы, а музыкальные фразы.

Вместо того чтобы часами играть гамму до-мажор вверх и вниз, найдите в ней мелодию. Сыграйте её с разной динамикой — то громко, как гнев, то тихо, как шёпот. С разной артикуляцией — легато, стаккато. Превратите упражнение в мини-произведение. Вы не просто тренируете пальцы, вы учитесь говорить на языке музыки. Вы вкладываете душу уже на этапе тренировки.

Подражайте мастерам, но не копируйте их. Воруйте как художник.

Выберите музыканта, который вас завораживает. Не просто выучите его соло. Разберите его на атомы. Почему он сделал именно такую фразу на этом аккорде? Какое чувство он хотел передать? А теперь попробуйте придумать свою небольшую фразу в этом же стиле, но с вашей интонацией. Вы берёте не ноты, а язык, грамматику эмоций. Это не воровство, это ученичество.

-2

Сразу применяйте всё, что учите.

Выучили новый приём, красивый ход? Не оставляйте его в пыли упражнений. В тот же день попробуйте вставить его в свою собственную, пусть самую простую, мелодию. Сразу «приземлите» сухую теорию на почву вашего творчества. Так техника будет не чужеродным элементом, а естественным продолжением вашего музыкального голоса.

Самый главный принцип: играйте, а не тренируйтесь.

В конце каждой практической сессии обязательно сделайте одно: отложите ноты, закройте глаза и просто поиграйте. Импровизируйте. Вспомните, какая эмоция живёт в вас сегодня — радость, грусть, тревога, — и попробуйте сыграть её. Дайте своей душе высказаться через те инструменты, которые вы только что осваивали.

В этот момент и происходит магия. Техника, которую вы нарабатывали осознанно, становится слугой вашего чувства. Она не диктует, что играть, а даёт вам краски и кисти, чтобы нарисовать свою картину.

Помните, ваша цель — не стать идеальным метрономом. Ваша цель — стать интересным рассказчиком. А хороший рассказчик владеет языком в совершенстве, чтобы донести до слушателя самую важную историю — историю своей души.

Поделитесь и Вы своим взглядом об этом вопросе, что актуально для Вас как музыканта, а что нет?