Алексей Петренко - актер без полутонов: играл так, будто каждый раз выходит на сцену в последний раз. Он не умел подстраиваться под сильных из мира культуры, не терпел компромиссов. В этом темпераменте рождались и гениальные роли, и громкие конфликты. О последних, - в этом обзоре.
Жизнь на грани фола
Игорь Владимиров, главный режиссёр театра Ленсовета, стал первым, кто оценил масштаб актёрского таланта Петренко. В этом храме культуры актер быстро избавился от "шо" и "го", став яркой звездой на театральной сцене.
Владимиров терпел непростой характер артиста, знал и о сезонных проблемах с психикой. Каждую весну он сознательно не вводил Петренко в новые постановки, берег от срывов. В итоге именно Владимиров помог актёру закрепиться в городе: выбил квартиру и прописку в Ленинграде.
И если приход был ярким, то расставание выдалось тяжелым: Петренко решил, что его талант в театре недооценивают, и уехал в Москву, к Анатолию Эфросу. Для Владимирова эта тема оставалась болезненной до конца жизни. У Эфроса же артист надолго не задержался, снова не найдя внутреннего равновесия.
Рабочие конфликты сопровождали его и позже. Авторы сценария фильма «Предел прочности» (будущий «Экипаж») изначально писали роль командира Тимченко под Петренко. Режиссёр Александр Митта утвердил его без колебаний, актёр прочитал сценарий и согласился.
Казалось, всё решено. Однако уже на съёмках случился срыв. Петренко накричал на директора группы, назвал сценарий халтурой, разорвал договор и ушёл.
На уговоры Митты не ответил. Режиссёру пришлось в пожарном порядке искать нового исполнителя. В итоге «Экипаж» стал одним из главных хитов советского проката, а история с отказом усилила репутацию Петренко как человека, который не уступает ни в чём, даже себе во вред.
Женщины, семьи и личные драмы
В личной жизни у Алексея Петренко всё было не менее сложно. Первая жена, певица Алла, фактически пожертвовала карьерой ради мужа. Со стороны их союз выглядел крепким, но на самом деле актёр годами жил на два дома.
Второй значимой женщиной в его жизни стала Галина Кожухова, журналистка «Правды», которая писала о театре. Она пришла на спектакль с участием Петренко, была потрясена его игрой, после знакомства между ними начался роман, продлившийся больше пятнадцати лет.
Петренко сразу был готов жениться, однако у Галины была семья и статус сотрудницы центральной газеты, где разводы не приветствовали. В итоге актёр расстался с первой женой, и это стало тяжёлым ударом для Аллы и дочери Полины.
К слову, актера с дочерью долгое время связывали доверительные отношения: он делился с ней подробностями своей жизни, потом забрал её в Москву, а затем неожиданно отправил обратно. Что произошло между отцом и дочерью, осталось неясным.
С Галиной Кожуховой Петренко прожил треть века. Эти годы пришлись на вершину его карьеры. После её смерти в 2008 году Петренко переживал тяжёлый кризис. Друзья решили вытащить его из этого состояния и купили билет на фестиваль в Ташкент. Оттуда актёр вернулся уже с новой избранницей — Азимой — и двумя её дочерями.
Азима стала его третьей женой. Младшую дочь она представила как его ребёнка, и Петренко поверил, признал девочку, дал ей имя Меланья. Позже журналисты нашли её биологического отца, таксиста из Бишкека. Эта история вызвала бурную реакцию: первая семья не приняла выбор актёра, многие друзья считали ситуацию странной.
После смерти Петренко личный конфликт перешёл в юридический. Он не был олигархом, но успел заработать серьёзные деньги и приобрёл дом в Балашихе, квартиру в центре Москвы и охотничий домик под Тверью. Этого хватило для того, чтобы родственников испортил квартирный вопрос.
Дочь Полина требовала, чтобы вдова Азима поделила имущество поровну. Так наотрез отказывалась. Конфликт пустил глубоко корни на ток-шоу: кто прав, кто виноват, так и непонятно.
«Запрещённый Распутин»
Самый известный и самый тяжёлый его образ — Григорий Распутин в фильме Элема Климова «Агония». Режиссёр выбрал его не через обычные пробы, а после консультации с Вольфом Мессингом, который фактически благословил кандидатуру. На тот момент Петренко ещё не был широко известен, выбор казался рискованным.
Работая над ролью, актёр буквально истощил себя. Итогом стали серьезнеы проблемы со здоровьем: пережить такой накал психики оказалось почти невозможно. Фильм же попал под жёсткую цензуру. Ленту многократно перемонтировали, чиновников испугала слишком честная, нервная картина предреволюционного времени. Лента дошла до Брежнева, тому она резко не понравилась, и фильм надолго отправили «на полку».
Парадокс в том, что одновременно картину продали за рубеж, где она стала большим хитом. Западный зритель увидел то, от чего отечественного берегли многие годы, а игра Петренко произвела сильнейшее впечатление. В России полноценный зрительский успех «Агонии» и признание роли пришли только спустя долгое время, когда фильм уже стал классикой.
Что в сухом остатке: Житие Алексея Петренко кажется чередой конфликтов: с театрами, режиссёрами, близкими, самим собой. Он мог сорвать съёмки, уйти в разгар работы, разрушить семейную жизнь, втянуть родных в болезненный наследственный спор. Но каждый раз, когда он выходил в кадр или на сцену, зритель забывал обо всём этом.
Его Распутин, его сильные, надломленные мужчины из разных эпох продолжают жить отдельно от биографических скандалов. Мы до сих пор спорим о его характере, но продолжаем пересматривать его роли. Значит, за пределами всех шумных историй главное он всё-таки сделал: оставил после себя работу, которая переживёт любой табурет и любой ток-шоу.