Найти в Дзене
Киноамнезия

Ленин Кончаловского против нтвшного "Константинополя" - какой сериал лучше?

Оглавление

Старые фильмы о революции по федеральным телеканалам почти не показывают. А если и отправляют в эфир, то за полночь. Яркий пример - «Неуловимые мстители». А что в прайм-тайм? "Хроники русской революции" Кончаловского с истеричным Лениным и "Константинополь" - еще один революционный сериал от НТВ.

Если выбирать из двух зол, то какая меньшая? Давайте попробуем разобраться.

Перед тем как начать читать, кликните по этой ссылке и подпишитесь на канал Max, где только кино без желтизны и прочей шелухи, без которой сегодня невозможно творить в Дзен. А еще вас ждут любимые тесты.

«Хроники русской революции»

«Хроники русской революции» - лебединая песня Кончаловского. Глядя на его детище, в памяти всплывает «Агония» Элема Климова с мощным Распутиным в исполнении Алексея Петренко, где энергия буквально пробивает экран, и сразу ясно, почему картину так боялись в позднесоветские годы.

Чувствуется и тень «Гибели империи» Владимира Хотиненко, ученика Никиты Михалкова, который когда-то тоже пытался рассказать о закате старой России. Где-то на фоне стоят ленинские фильмы Сергея Юткевича, режиссера мирового уровня, который позволял себе экспериментировать с формой даже в рамках официального заказа.

Снимаю шляпу
Снимаю шляпу

У Кончаловского эксперимент отсутствует. Перед нами высокобюджетное телеполотно: политические интриги, шпионские ходы, дворцовая драма. В теории жанровая смесь могла бы работать, но вместо живого романа получается тяжеловесный телеспектакль. Диалогов так много, что порой кажется, будто тебя перенесли в телевизор шестидесятых. Современный зритель привык к динамике, смене локаций, действию. Здесь же слово давит на действие, и для того, чтобы досмотреть сериал до конца, нужна настоящая воля.

Отдельный пласт — фигура во всём присутствующей героини, вымышленной участницы ключевых событий, которую играет Юлия Высоцкая. В реальности появляется «универсальная» женщина, чья биография переходит из одного исторического эпизода в другой. Чтобы такой персонаж работал, он должен быть невероятно точным и психологически убедительным. В итоге фигура выглядит искусственно, а не органично: зритель видит не живую героиню, а сценарный прием. Вместо добавленной глубины получается недоверие к самой конструкции истории.

-3

При этом актерские удачи в сериале есть. Евгений Ткачук создает спорного Ленина, который не воспринимается чистым злом. Никита Ефремов показывает Николая II как слабого человека, зажатого между долгом, семьей и катящимся под откос миром. На этом фоне особенно режет глаз образ героя Юры Борисова: персонаж превращен в «связку» сюжета, в чистую функцию, а не человека из плоти и крови.

Главная проблема «Хроник» даже не в затянутости, а в отсутствии ясной авторской позиции. Сериал будто боится ответить на главный вопрос: революция принесла больше бед или все же стала неизбежной развязкой гниения системы?

Финал подменен документальными хрониками, судьбы героев остаются подвешенными, а зрителю предлагают додумать все самостоятельно. Не в хорошем смысле, когда тебе доверяют, а в усталом: «разбирайтесь сами». В результате реакция аудитории понятна и проста: скучно, тяжело, неясно, ради чего все это смотреть.

«Константинополь»

На НТВ в это же время показывали «Константинополь» — десять серий за два дня. Режиссер Сергей Чекалов — крепкий профессионал с опытом и попаданий, и промахов. Сценарий написал Алексей Мизгирев, который после разгрома «Дуэлянта» долго не появлялся в большом кино.

-4

Перед нами не «высокая» драма о трагедии белой эмиграции, а приключенческий сериал с элементами боевика. Эмиграция — лишь исторический фон.

В качестве ориентиров создатели явно берут фильмы Гая Ричи о Шерлоке Холмсе, стилистику «Острых козырьков» и комиксную дробность действия. Камера постоянно в движении, события сменяют друг друга без провисаний, а интрига держится не на длинных монологах, а на поступках. В этом смысле сериал выполняет свою задачу: он просто увлекает.

Актерский состав работает на ту же цель. Главный герой в исполнении Александра Устюгова — не фестивальный персонаж, но яркий центр истории. В компании с ним Сергей Марин и Кирилл Кяро. У Кяро вообще сейчас новый пик карьеры: только что он был злодеем в очередном сезоне «Мосгаза», а теперь органично вписался в историю про Стамбул, русских, турок и англичан.

-5

При всей жанровости, историческая часть у «Константинополя» неожиданно аккуратнее, чем у «Хроник». Турецкая сторона показана жесткой и прагматичной. Красная армия Фрунзе действительно громит ее на фоне недавних провалов в войне с Польшей. Англичане выписаны не как карикатурные злодеи, а как холодные игроки, которые традиционно не питают особой любви к России и действуют в своих интересах.

Это отношение к «англичанке», которая снова «пакостит», становится общей темой обоих сериалов, но у Чекалова оно встроено в сюжет, а не звучит лозунгом.

Не обошлось и без скандала. Зрители быстро заметили, что музыка в «Константинополе» сильно напоминает работы Давида Тухманова. Саундтрек написала Аглая Шиловская, супруга Устюгова, и в итоге проект тоже оказался семейным, как и «Хроники» с Высоцкой в главной роли.

-6

Возникает ощущение, что современное российское кино и правда все чаще напоминает семейный бизнес, где свои поддерживают своих. Но зрителя в этот момент волнует уже не столько происхождение музыки, сколько темп действия на экране.

По цифрам и отзывам выигрывает именно «Константинополь». Это честный жанровый продукт, который не претендует на эпохальное высказывание, но обеспечивает эмоциональные качели и понятный финал.

Кончаловский явно стремится войти в историю еще и как автор «главного сериала о революции». Команда «Константинополя» таких задач перед собой не ставит, она зарабатывает деньги и дает аудитории экшен на историческом фоне. Парадокс в том, что именно этот коммерческий проект в итоге оказывается ближе к зрителю и, при всей условности, выглядит менее фальшиво в разговоре о прошлом.

Выходит, что в телевизионной борьбе за нашу память побеждает не тот, кто громче заявляет о большом искусстве, а тот, кто умеет просто и ясно рассказать историю так, чтобы ты досмотрел её до конца.

А если вы считаете иначе, пишите об этом в комментариях. С удовольствием их почитаю.