Этнографические музеи под открытым небом появились в конце XIX века по всему миру. Кто-то стал самым известным, кто-то самым большим с тысячами построек, или же настолько крошечным, что хватит пальце одной руки для перечисления всего, что там есть.
С одной стороны, в соответствии с научным прогрессом различные отрасли музейного дела постоянно развивались, расширялись и специализировались. Возникла потребность в создании этнографического музея, способного максимально полно продемонстрировать народный быт и сельскохозяйственный инвентарь.
С другой стороны, развитый капитализм второй половины XIX века привёл к интенсивной урбанизации и модернизации с северо-запада на восток Европы, в результате чего сохранившиеся образцы крестьянской архитектуры начали разрушаться с пугающей скоростью.
Сохранение памятников народной архитектуры стало самоцелью, а для решения этой двойной задачи «Скансены» оказались исключительно подходящими.
Венгры Задунайского края и трансильванские венгры крыли крышу соломой в натруску, а на севере Венгрии и в Альфёльде солома связывалась в пучки и прикреплялась к остову крыши ивовыми прутьями. У палоцей — венгерского субэтноса — крыши покрывали соломой своеобразным способом, придававшим соломенному покрытию ступенчатую форму.
Шведский учёный Артур Хазелиус основал в 1891 году в Стокгольме первый в мире музей под открытым небом, чтобы сохранить и представить характерные здания различных регионов и этнических групп Швеции, собранные в одном месте в качестве постоянной экспозиции для масс. Он был назван «Скансен» по названию части города, где он расположен, и со временем это название вошло во многие языки, включая венгерский, как эквивалент музея под открытым небом.
По примеру шведов создавались скансены меньшего и большего размера; вплоть до Первой мировой войны в основном в Скандинавии, а затем и в большей части Европы, в Северной Америке, Азии и даже в Австралии. В Южной Европе, Внутренней Азии, на Ближнем Востоке и в Африке музеи под открытым небом пока не получили сколь либо значимого и широкого распространения.
Венгерские этнографы также были тронуты идеей музея под открытым небом. Пожалуй, самой популярной частью национальной выставки, организованной к тысячелетию венгерского завоевания их земли в 1896 году, была «Этнографическая деревня», где были представлены деревенские постройки с мебелью, отражающей историю нации и считавшейся характерной для того времени, по мнению экспертов.
Половина экспозиции, состоящая из 24 жилых домов с оригинальной обстановкой, деревянной церкви и нескольких хозяйственных построек, представляла венгерскую архитектуру и образ жизни, другая половина – архитектуру и образ жизни этнических меньшинств.
В том же году её демонтировали, но коллекция экспонатов обогатила Этнографический музей, а сама выставка положила начало исследованиям народной архитектуры и зародила идею создания центрального венгерского Скансена как в профессиональной, так и в светской среде. Правда, лет 70, три поколения о ней лишь мечтали.
В 1949 году образцы народной архитектуры были признаны подлежащими охране. Начались обследования и фундаментальные исследования, были созданы базы данных и земельные кадастры. Этнографическая наука оценила народную архитектуру и наметила современное направление исследований.
В результате венгерские этнографы и защитники памятников получили достаточно знаний, чтобы заложить основу для венгерского центрального Скансена. В 1972 году он стал независимым, функционируя на площади 46 гектаров в долине ручья Старавода.
Уникальный для Европы случай — параллельно с созданием национального музея под открытым небом в Венгрии была создана сеть региональных Скансенов; в 1968 году открылись Музей деревни Гёчей в Залаэгерсеге, в 1973 году — Музей деревни Ваш в Сомбатхее, в 1979 году — Музей деревни Шошто в Ньиредьхазе, в 1980 году – Этнографическая коллекция под открытым небом «Сенна», а в 1985 году – Национальный историко-мемориальный парк «Опушташер».
Почти одновременно с этим был реконструирован и открыт для публики ряд сохранившихся и обставленных домовладений по регионам. Сегодня их число приближается к 400.
Целью создания Музея под открытым небом в Сентендре было представить народную архитектуру, внутреннее убранство, сельское хозяйство и быт в венгерском языковом регионе со второй половины XVIII века до первой половины XX века посредством аутентичных предметов и оригинальных перенесённых домов, расположенных по образцу старых поселений.
Усложняющийся план застройки предусматривал перенос более 400 построек в музей и сбор их в региональные единицы, подобные селам, на основе этнографических соображений.
Внутри единиц постройки вписываются в традиционную систему крестьянских домохозяйств, дополняемую сакральными, общественными и хозяйственными постройками, которые когда-то были неотъемлемой частью традиционных деревень. Жилые дома и хозяйственные постройки представляют собой типичные дома и хозяйственные постройки, исторически сложившиеся в каждом регионе.
К моменту завершения первоначально запланированных 9 региональных подразделений — Деревня на севере Венгрии, Нагорный рыночный город, Верхняя Тиса, Средняя Тиса, Большая Венгерская равнина /Альфёльд, Южная Трансдунайская область, Баконьско-Балатонская возвышенность, Западная Трансдунайская область, Кишальфельд — Музей увековечивает традиции нашей народной архитектуры XVIII–XIX вв. как историческое наследие — уникальное в Европе.
В основе всех работ лежит аутентичность, историко-этнографический смысл, материалы, конструкции, формы, ландшафт, животные... Переносу зданий, выбранных на основе научной концепции, охватывающей содержание будущих экспозиций, предшествует тщательное научное исследование этнографами и архитекторами.
Затем объекты документируются, демонтируются и перевозятся в музей. На основе этнографических коллекций и опыта демонтажа составляется подробный этнографический и технический план будущего здания и его обустройства, а затем — проект культурно-образовательных программ, связанных со зданием или его окрестностями.
После этого здание устанавливается, консервируется и обставляется отреставрированными предметами. Этот процесс, описанный схематично, может длиться десятилетиями в случае отдельных зданий или региональных объектов, пока данный объект не будет представлен в своем первоначальном виде в наших постоянных экспозициях.
За последние 40 лет Венгерский музей под открытым небом стал одним из самых успешных музеев страны благодаря своим экспозициям, инфраструктуре, программам, а также профессиональным и научным достижениям.
ДЕКЛАРАЦИЯ О МИССИИ ВЕНГЕРСКОГО МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Венгерский музей под открытым небом — некоммерческое, постоянно действующее национальное учреждение, открытое для публики и служащее обществу и его развитию.
Музей занимается исследованием народной архитектуры, внутреннего убранства и быта, сбором материальных и нематериальных реликвий на территории распространения венгерского языка, сохранением этого наследия, разнообразной публикацией коллекций и предоставлением доступа к этим знаниям на основе участия.
Своей исследовательской и коллекционной деятельностью музей способствует сохранению многообразного (многоэтнического и религиозного) культурного наследия Венгрии и социально-культурному развитию населённых пунктов.
С помощью своих выставок, публикаций, цифрового контента, музейно-образовательных и рекреационных программ, представляя материальную культуру, образ жизни и традиции, а также предоставляя теоретические знания и практическую информацию, применимую в повседневной жизни, музей способствует лучшему пониманию и использованию народных традиций, популяризации венгерской национальной культуры на национальном и международном уровнях, а также формированию устойчивого образа жизни, основанного на музейных знаниях.
============
Больше статей про путешествия здесь.
Подписывайтесь на канал – зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось
#Венгрия
#Путешествия
#Скансен