Найти в Дзене
Oriental Mos Gallery

Кто встречает путника у дверей буддийского храма?

Вопросом этим часто задаются люди при посещение тибетских буддийских храмов – даже за пределами молитвенных залов они часто изрядно украшены образами божеств и волшебных существ. Изображения могут быть нарисованы на стенах, порталах или вырезаны из камня/дерева, при этом наиболее частый вопрос: «Ты знаешь кто это? (И зачем он здесь?)» ставит в глухой тупик. Немного разобраться с этим я попробую на примере одной очень маленькой, но важной гомпы в Парпинге*, которая находится чуть выше Пещеры Асуров, на территории монастыря Пема Осел Линг**. Гомпа эта невелика – всего один зал – и практически всегда закрыта, но привлекла меня сначала она как раз своими тонкими росписями входной группы, которые, несмотря на полу выцветший вид под ярким горным солнцем, удивили тонкостью работой. Многие из героев этих настенных росписей встретят вас на входе в храмы тибетского типа, и поэтому их будет удобно использовать для иллюстрации. – традиция помещать его перед входом характерна не только для Ваджрая
Оглавление

Вопросом этим часто задаются люди при посещение тибетских буддийских храмов – даже за пределами молитвенных залов они часто изрядно украшены образами божеств и волшебных существ. Изображения могут быть нарисованы на стенах, порталах или вырезаны из камня/дерева, при этом наиболее частый вопрос: «Ты знаешь кто это? (И зачем он здесь?)» ставит в глухой тупик.

Немного разобраться с этим я попробую на примере одной очень маленькой, но важной гомпы в Парпинге*, которая находится чуть выше Пещеры Асуров, на территории монастыря Пема Осел Линг**. Гомпа эта невелика – всего один зал – и практически всегда закрыта, но привлекла меня сначала она как раз своими тонкими росписями входной группы, которые, несмотря на полу выцветший вид под ярким горным солнцем, удивили тонкостью работой.

Многие из героев этих настенных росписей встретят вас на входе в храмы тибетского типа, и поэтому их будет удобно использовать для иллюстрации.

-2

Во-первых, колесо Сансары

– традиция помещать его перед входом характерна не только для Ваджраяны, но и, наверное, для буддийских храмов всех направлений, начиная с совсем раннего Буддизма. Что и понятно, ведь это - самое прямое напоминание, зачем собственно ты пришел храм и какова конечная цель: достичь просветления и выйти за пределы этого колеса. Поэтому никогда не лишне посмотреть на его устройство и вспомнить механизм его функционирования: любое количество самой благой кармы рано или поздно иссекает и Дэвы неминуемо спустятся в ады.

-3

Во-вторых – Ганеша, «Слоноголовый Бог».

В западном мире за ним как-то закрепилась принадлежность к Индуизму, и поэтому во многих областях его не изображают в буддийских храмах. Однако в Непале «все помнят» и «помнят правильно»: Ганапати Устранитель Препятствий (Владыка Людей) древнее и буддизма, и индуизма, и как образ «открывающий любое начинание» интегрирован в обе эти религии.

«Любой сын или дочь высокого происхождения, будь то монах или монахиня, брат или сестра-мирянин, который берется за какое-либо дело, [например,] совершение [ритуалов призыва священного существа с помощью] мантр, поклонение Трем Драгоценностям, путешествие в другую страну, идя к царскому двору или скрываясь [из поля зрения] следует при поклонении Благословенному Будде семь раз практиковать Арья Ганапати Хрдайя [мантры]: для него все задачи будут выполнены; не сомневайтесь в этом!»

Говорится в Сутре Сердца Маха Ганапати (Arya Maha Ganapati Hrdaya Dharani)

Напомню, что есть «народный способ» отличить «индуистского» Ганешу от «от буддийского»: у первого левый клык сломан, а у второго они оба целые и длинные (и это всегда подчеркивается в изображениях).

Вход в гомпу. Почему она открыта, если всегда закрыта? Чудо.
Вход в гомпу. Почему она открыта, если всегда закрыта? Чудо.

4 Небесных Царя – Защитники четырех сторон света.

Этот обязательный сюжет чаще всего расположен на стене, в которой находится главный вход в храм.

Четыре Небесных Царя (на санскрите Локапалы, или Девараджи) — это четыре бога-хранителя, которые оберегают стороны света и защищают буддийское учение. В иконографии их обычно изображают в воинских доспехах. Они считаются дэвами (божествами) нижних небес.

Каждый Царь связан с определенным направлением света и имеет свои атрибуты:

  • Дхритараштра (санскр. Dhṛtarāṣṭra) — Хранитель Востока. Он является царем гандхарвов (небесных музыкантов). Обычно изображается играющим на музыкальном инструменте (например, лютне).
Вирудхака (санскр. Virūḍhaka) —      Хранитель Юга.
Вирудхака (санскр. Virūḍhaka) — Хранитель Юга.
  • Вирудхака (санскр. Virūḍhaka) — Хранитель Юга. Он царь кумбханд (духов в виде карликов). Его атрибут — меч, символизирующий защиту и способность отсекать неведение.
Вирупакша (санскр. Virūpākṣa) — Хранитель Запада. Здесь дары в виде "пылающей драгоцнности" ему приносит Царица Нагов
Вирупакша (санскр. Virūpākṣa) — Хранитель Запада. Здесь дары в виде "пылающей драгоцнности" ему приносит Царица Нагов
  • Вирупакша (санскр. Virūpākṣa) — Хранитель Запада. Он повелевает нагами (змееподобными существами). Его часто изображают со змеей или драконом в руках, иногда с жемчужиной, здесь - с сосудом бессмертия.
  • Вайшравана (санскр. Vaiśravaṇa, также известен как Кубера) — Хранитель Севера. Он царь якшей (духов природы) и бог богатства. Его атрибуты — знамя победы и мангуст, изрыгающий драгоценные камни Чинтамани.

Конкретно на этих росписях – расширенная иконография, где к каждому Локапале прилагается персонаж, который приносит специфические дары; за каждым из них соответствующая легенда, которую обещаю выяснить и рассказать…

Яма-Ями
Яма-Ями

Яма-Ями – Бог Смерти

Изображения Ямараджи, здесь – со своей сестрой-супругой Ями – помещается перед входом как и Колесо Сансары, скорее всего, как напоминание о тленности бытия.

Но, как и Ганеша, Яма – древний ведический образ, более старый, чем существующие религии. Там, "в первых ведах", о нем говорится как о «первом умершем человеке», который открыл загробный мир, а вместе с ним возможность искупления и надежду на спасение. Его сестра Ями в буддизме не присутствует отдельно, а в индуизме зовется Ямуной, которая после смерти Ямы превратилась в священную реку и стала Богиней Надежды.

На этом изображении много символов; Группа "7 благородных сокровищ" - в нижней части, справа.
На этом изображении много символов; Группа "7 благородных сокровищ" - в нижней части, справа.

Полная версия изображения подношений:

Семь благородных сокровищ (санскр. saptadhana, тиб. `phags pa`i nor bdun) - Семь духовных богатств, сопровождают рождение чакравартина ("Хозяина колеса", Пробужденного) и символически представлены «должностными лицами при его царском дворе», за которыми закреплены символы изображений:

1) вера, или самоуверенность: рог носорога - Драгоценный конь

2) нравственность, или этическая дисциплина: пара перекрещенных квадратных серёжек - министр

3) щедрость : ветвь красного коралла – колесо Учения

4) учёность, перекрещенные ордена, или медальоны - Генерал

5) добросовестное поведение: пара бивней слона - Слон

6) скромность, пара перекрещенных круглых серёжек - Царица

7) мудрость: драгоценность с тремя глазами, заключённая в оправу в форме трилистника - сокровище.

Здесь: подношения для Вайшраваны, Хранителя Севера - на это указывает монета, ведь он бог богатства.
Здесь: подношения для Вайшраваны, Хранителя Севера - на это указывает монета, ведь он бог богатства.

Символы подношений (внешних или внутренних) прилагаются к изображениям всех божеств, есть они и у каждого из Небесных Царей с небольшими отличиями. А вот какие знаки-символы подношений у них общие:

  • Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāmaṇi, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани – пылающая драгоценность (тиб. nor bu me 'bar). Пламя, охватившее драгоценность, – свет заслуг.
  • Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), – атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию.
  • Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatāḷa), – музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.
  • Раковина (санскр. ṣankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.

ТРИ ПОБЕДОНОСНЫХ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИИ

Вот эти забавные химеры называются mi thun g`yul rgyal gsum или «3 победоносных создания гармонии», группа из трёх гибридных созданий, образованных парами традиционно враждебных друг другу животных.

Лев с восемью конечностями, или гаруда-лев: скрещивание льва с его традиционным небесным соперником — птицей гарудой. Восемь конечностей получается за счёт того, что у этого создания четыре лапы льва, а на коленях когти гаруды, однако в живописи изображаются только четыре лапы. Гаруда — владыка небес, а лев — царь земли, лев-гаруда объединяет небеса и землю.

Рыба с волосами родилась от союза рыбы и её традиционного врага — выдры. У этого создания тело и конечности выдры, а голова, жабры и иногда хвост — рыбы. Так же как и у выдры, её тело покрыто коричневой, серой или чёрной шерстью. Чешуя на шее рыбы может постепенно превращаться в мех выдры, и на передних лапах может образовываться чёткая граница между двумя сущностями.

Водное чудовище, или улитка-макара, родилась от союза макары (тиб. chu srin) и его традиционной добычи — водной улитки. Макара изображён в своей обычной форме: с чешуёй, рогами, клыками, гривой, задранной вверх мордой и, как правило, с двумя ногами, которые высовываются из отверстия раковины.

Фрагмент росписи с плавающими континентами в кольце огня четырех священных кремационных земель...
Фрагмент росписи с плавающими континентами в кольце огня четырех священных кремационных земель...

Естественно, что при богатом символическом наполнении каждую из подобных буддийских росписей можно разобрать на более мелкие составные детали.

Они скорее всего будут отличаться у всех храмов, а задачей этой небольшой статьи было обозначить основные, наиболее часто встречающиеся элементы.

*Парпинг — посёлок в долине Катманду в Непале, важное место буддийского паломничества, связанное в первую очередь с деятельностью буддийского мастера Падмасамбхавы, основателя традиции Ньингма.

**[ Pema Ösel Ling Monastery] «Место Безусловного Смысла, Ясного Света», Монастырь Осел Линг является духовным центром линии Тергар и домом седьмого Йонге Мингьюра Ринпоче, учителя тибетского буддизма, духовного лидера и тулку из традиций Кагью и Ньингма, которые не прерывались почти тысячу лет. Монастырь полностью функционирует, в нём живут, учатся, медитируют и проводят дебаты более 150 монахов.

Парпинг, 44600, Dakshinkali, Непал

_____________

Рубрика: "Находки куратора"

Автор: Рудина Валерия (https://t.me/ruleink_art)

Надеемся, что это мини-исследование облегчит Ваше путешествие в мир восточного символического искусства и, как обычно, будем рады Вашим реакциям и комментариям!

-14

Все фото: из личного архива автора