Найти в Дзене
Историк-технарь

Кто решил разделить Польшу в первый раз

Отношения Польши и России за последние несколько веков варьировались от добрососедства с междинастическими браками (правда уж очень давно это было) до непримиримой вражды. Последние столетия, к сожалению, наблюдается больше последнее, причем традиционно обвинения за это получает Россия. Мол, большой сосед начиная с 18го века постоянно угнетал поляков, а потом еще и кроил их государство как хотел в ходе нескольких разделов Польши. Оттуда, по словам некоторых историков, и растет ненависть соседнего государства к нашему. Разделы Польши действительно имели место быть, вот только что к ним привело и почему они случились? Действительно ли Российская империя была их инициатором? Попробуем разобраться Термин «диссиденты» у нас традиционно ассоциируется с оппозиционными советскому строю гражданами образца 60х-70х. Но если в СССР шла речь о политических диссидентах, то в Польше имелись лишь религиозные диссиденты — православные и протестанты. При­чем православными были белорусы и украинцы, а п
Оглавление

Отношения Польши и России за последние несколько веков варьировались от добрососедства с междинастическими браками (правда уж очень давно это было) до непримиримой вражды. Последние столетия, к сожалению, наблюдается больше последнее, причем традиционно обвинения за это получает Россия. Мол, большой сосед начиная с 18го века постоянно угнетал поляков, а потом еще и кроил их государство как хотел в ходе нескольких разделов Польши. Оттуда, по словам некоторых историков, и растет ненависть соседнего государства к нашему. Разделы Польши действительно имели место быть, вот только что к ним привело и почему они случились? Действительно ли Российская империя была их инициатором? Попробуем разобраться

Диссиденты и конфедераты

Термин «диссиденты» у нас традиционно ассоциируется с оппозиционными советскому строю гражданами образца 60х-70х. Но если в СССР шла речь о политических диссидентах, то в Польше имелись лишь религиозные диссиденты — православные и протестанты. При­чем православными были белорусы и украинцы, а протестантами — в основном немцы. Я уже упоминал про Брестскую унию короля Сигизмунда (ссылка выше на статью канала), которая усугубила положение православных с конца 16го века. С течением времени положение только усугублялось.

Никола́й Васи́льевич Репни́н. Посланник Российской империи в Речи Посполитой. Из открытых источников
Никола́й Васи́льевич Репни́н. Посланник Российской империи в Речи Посполитой. Из открытых источников

От католических фанатиков страдали не только православные русские люди, но и протестанты. Так, например, в 1724 г. в городе Торунь (гер­манский город Торн, захваченный поляками) молодые польские паны буквально терроризировали местных протестантов. В ответ протестант­ская молодежь устроила погром в иезуитском колледже. В чем-то знаменательно, что в 1653 г. посол царя Алексея Михайло­вича князь Борис Александрович Репнин потребовал от польского пра­вительства, чтобы «православным русским людям вперед в вере неволи не было, и жить им в прежних вольностях». Польское правительство не согласилось на это требование, и следствием этого стало отделение Ма­лороссии.

Ситуация особенно усугубилось во второй половине 18го века. Дошло до того, что православный игумен Мелхиседек, в миру Михаил Значко-Яворский в каче­стве последнего средства обратился за помощью к Екатерине II. 5 марта 1765 г. он отправился в Петербург. Там игумен пробыл два месяца и до­бился аудиенции у императрицы. Он упросил Екатерину II передать грамоту российскому послу в Польше князю Репнину с указанием всту­питься за православных.

В начале 1766 г. в Варшаве Мелхиседек встретился с князем Репни­ным и передал ему грамоту. После этого польскому королю были предо­ставлены документы, составленные лично игуменом. В них он перечис­лял все изуверства, какие происходили на Правобережной Украине. Под нажимом Репнина и при обилии конкретных фактов король приказал заместителю канцлера передать униатскому митрополиту Пилипу Во­лодкевичу требование прекратить насилие и наказать виновных. Такие же требования были переданы польским вельможам, которые владели Украиной. Король Речи Посполитой Станислав-Август Понятовский также подтвердил все документы, которые были даны его предшествен­никами в пользу православной церкви.

Королевские указы вызвали обратную реакцию панов. Польша находилась тогда в периоде полного разложения, это была пора полного бессилия закона и королевской власти, балом правили пане-дворяне. Распущенная шляхта глумилась над выданным королев­ским привилеем православным, указывая для него самое непристойное назначение; шляхтич Хайновский азартно кричал: “и королю отрубят голову за то, что схизматикам выдал привилей”.

«Рейтан. Упадок Польши», картина Яна Матейко. Картина изображает события Разделительного сейма в апреле 1773 года, в ходе которого Тадеуш Рейтан попытался сорвать заседание и таким образом не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!»
«Рейтан. Упадок Польши», картина Яна Матейко. Картина изображает события Разделительного сейма в апреле 1773 года, в ходе которого Тадеуш Рейтан попытался сорвать заседание и таким образом не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!»

Начались погромы православных на правобережной Украине. В глумлениях, издевательствах шляхты и причитаниях при соверше­нии истязаний ясно слышалось, против кого и чего и за что направля­лась эта адская, непримиримая злоба и неистовство: “ото тебе бьет бла­гочестие твое”; “о то тоби за государыню, за короля, за св. правитель­ствующий синод, за архиерея и за вся православные христиане”; “а ну­те-ж, нуте лучше того грека”.

Перерастание стычек в гражданскую войну

Польские магнаты не ограничились расправами над православными на местном уровне, а решили начать полномасштабную гражданскую вой­ну. В начале 1768 г. недовольные паны собрались в городке Баре в 60 верстах к западу от Винницы и создали там конфедера­цию. Они выступали против решения сейма и самого короля Станисла­ва-Августа Понятовского. Конфедераты начали боевые действия против русских войск и част­ных армий магнатов — сторонников короля Понятовского. Поначалу король пы­тался договориться с конфедератами, но когда те объявили «бескороле­вье», обратился за помощью к Екатерине II.

Войну с конфедератами вели и русские регулярные войска, и казаки-гайдамаки. При этом не всегда они были на одной стороне, русским регулярным войскам приходилось усмирять и особо ретивых казаков. Русские войска выступали в роли сторонней силы, которая пыталась поддерживать хоть какой-то порядок на территории Польши. Фактически, режим Понятовского держался на русских штыках, а на местах шляхта творила, что хотела.

Стычка барских конфедератов с русскими войсками. Худ. Вацлав Павлищак
Стычка барских конфедератов с русскими войсками. Худ. Вацлав Павлищак

А тут еще в 1768 началась русско-турецкая война. В декабре 1768 г. в королевском Совете враждебные России голоса предложили, что коронное войс­ко, назначенное под командованием Браницкого действовать против конфедератов, необходимо немедленно распустить по квартирам. В про­тивном случае русские используют его против турок, из чего султан мо­жет заключить, что Польша заодно с Россией против Турции.Однако в итоге королевский Совет не пошел на такое. Позволе­но было требовать русской помощи и согласовывать свои действия с рус­скими войсками только в операциях против бунтующих крестьян и каза­ков, «но вместе с русскими нигде не быть, не показывать, что польское правительство заодно с русскими». Тем временем гражданская война в Польше усилилась. Русские кон­тролировали только крупные города и военные лагеря. Польские паны, и в мирное время игнорировавшие закон, теперь открыто грабили насе­ление.

Тут уже не обойтись без упоминания такого имени, как бригадир Алек­сандр Суворов, 15 ноября 1768 г. он вместе с Суздальским полком выступил из Новой Ладоги и уже 15 декабря при­был в Смоленск. За месяц полк прошел 927 километров. 15 мая 1769 г. Суворов вступает в командование бригадой в составе Суздальского, Смо­ленского и Нижегородского пехотных полков. В июле войска Суворова вступают на территорию Речи Посполитой, а в середине августа он уже вступает в предместье Варшавы Прагу.Новый посол в Польше князь Волконский приказал отправить Суво­рова в Люблин. Ему была поставлена задача обезопасить этот район от нападений отрядов конфедератов. Это было очень важно, поскольку че­рез Люблин проходила коммуникационная линия, связывавшая Вар­шаву с армией, действовавшей на Балканах.С задачей Александр Васильевич успешно справился

Партизанская война шла с переменным успехом. Польские конные отряды в большинстве случаев не могли противостоять регулярной пе­хоте русских. Но и русские, не имея достаточных сил (не стоит забывать, что шла война с Турцией), не могли проводить широкомасштабных опе­раций по очищению больших районов путем их окружения и тщатель­ного прочесывания. Фактические боевые действия превратились в част­ные небольшие стычки.

Соседи времени зря не теряют

Между тем, пока русские и польские отряды гонялись друг за другом по всей Речи Посполитой, австрийские войска тихо перешли польско- венгерскую границу и заняли два староства, причем вместе с пятьюста­ми деревнями захватили богатые соляные копи Велички и Бохни. Це­лью этой акции было не умиротворение конфедератов, а отчуждение земли в пользу Австрийской империи. Новая администрация этих староств применяла печать с надписью: «Печать управления возвращенных земель». Земли эти объявлялись «возвращенными» на том основании, что в 1412 г. они отошли к Польше от Венгрии.

Станислав II Август Понятовский — последний король польский и великий князь литовский в 1764-1795 годах. Худ. Марчелло Баччарелли.Из открытых исочников
Станислав II Август Понятовский — последний король польский и великий князь литовский в 1764-1795 годах. Худ. Марчелло Баччарелли.Из открытых исочников

А еще в 1769 г. Фридрих II отправил в Петербург своему послу графу Сольмсу план раздела Речи Посполитой, так называемый «проект Ли­нара». Сольмс начал обсуждение этого проекта с графом Н.И. Пани­ным, но тогда Екатерина еще и слышать не хотела о разделе. Тогда Фрид­рих решил действовать самостоятельно и под предлогом защиты своих владений от морового поветрия, свирепствовавшего в Южной Польше, занял пограничные польские земли.Обратим внимание, с 1700 по 1772 г. Россия не присоединяла к себе никаких территорий Речи Посполитой. Это к вопросу об ответствен­ности за раздел Польши. Предъявляют ли такие претензии поляки австрийцам сейчас, интересно?

В сентябре 1770 г. — январе 1771 г. состоялась поездка брата прус­ского короля принца Генриха в Петербург. В ходе бесед с Генрихом в конце декабря 1770 г. Екатерина II впервые согласилась на обсуждение вопроса о разделе Речи Посполитой. К этому времени Пруссия и Авст­рия уже «де факто» захватили часть польских земель. Россия была связа­на тяжелой войной с турками и не могла и думать о конфликте с Прусси­ей и Австрией из-за Польши.

В конце марта 1771 г. прусский кабинет-министр К. В. Финк фон Финкенштейн заявил австрийскому послу ван Свиттену, что, «по мнению ко­роля, венский двор мог бы изложить свои права и претензии на другие [кроме Ципса] части Польши, поскольку другие соседи этого королевства поступят именно так». После того как ван Свиттен, связавшись с Веной, заявил об отсутствии у Австрии территориальных претензий к Польше, Фридрих, на этот раз лично, сказал ему: «Поройтесь в своих архивах, и Вы найдете там предлог приобрести в Польше еще что-нибудь, помимо того, что Вы уже оккупировали... Поверьте мне, надо пользоваться случаем, я возьму свою долю, Россия — свою, это не приведет к значительному уве­личению наших территорий, но это будет полезно всем нам. Кроме того, поскольку наши дворы хотели бы способствовать умиротворению Польши и поддержанию в ней спокойствия, наши новые приобретения могут по­мочь нам выполнить эту задачу более эффективно».

После долгих согласований вопроса о территориях, отходящих к уча­стникам раздела, 6(17) февраля 1772 г. в Петербурге была подписана секретная конвенция с Пруссией, а 25 июля (5 августа) — с Австрией.

С русской стороны конвенция была подписана главой Коллегии ино­странных дел графом Н.И. Паниным и вице-канцлером князем Алек­сандром Михайловичем Голицыным, за Пруссию подписался граф Вик­тор Сольме, а за Австрию — князь Иосиф Лобкович.

По этим конвенциям Пруссия получала: всю Померанию, исключая город Данциг с округом. Часть Великой Польши между Вислой на восто­ке и рекой Ницей (Нитце) на юге, так что она составляла границу между Пруссией и Польшей. Юго-западную часть Восточной Пруссии, вклю­чая Мариенбург и Эльбинг. Епископство Вармское и воеводство Кульмское, но без города Торна (Торунь), который остался за Польшей.

Австрия получала: правобережье реки Вислы от Силезии до Сандо- мира и до впадения реки Сан, откуда граница шла по прямой линии на Фрамполь до Замостья, а оттуда на город Грубешов и до реки Западный Буг, западнее города Владимира-Волынского.

Россия получала часть Литвы, то есть Литовского княжества, состоя­щую из воеводств Полоцкого и Витебского с границей по реке Западная Двина, а оттуда на юг по прямой линии до Орши, и затем граница России с Польшей шла по естественным рубежам по реке Други до впадения ее в Днепр, а затем по течению Днепра, так что все Левобережье Днепра оста­лось за Россией и в пределах Белоруссии, и в пределах Малороссии, где сохранялась старая граница — от Лоева по Днепру. Киев (на Правобере­жье) как анклав сохранялся, как и по миру 1686 г., за Россией.

Раздел Польши ратифицирован самой Польшей

6(17) августа 1772 г. Екатерина II в Царском Селе подписала «Указ о включении в состав Российской империи отошедших от Польши терри­торий по первому разделу Польши». Указ предписывал графу З.Г. Чер­нышеву: .

В периоде (12) сентября по 7 (18) сентября 1772 г. занять войска­ми и установить русскую администрацию на отходящей от Польше тер­ритории (Белорусское наместничество).Обнести столбами с императорским гербом все пространство но­вых границ. Назначить сроки торжественной присяги населения на поддан­ство Российской империи.Приняться за организацию двух губерний (Полоцкой и Могилевс­кой) из отошедших от Польши территорий.Начиная с 13 сентября (день окончательного занятия русской ад­министрацией Белоруссии) взимать в государственную казну все налоги и иные поступления на указанной территории.

В сентябре 1772 года Пруссия и Австрия ввели свои войска в установленные конвенцией области Польши, а рус­ские войска уже были на местах. Внезапность акции, а также значитель­ное неравенство сил привели к тому, что раздел прошел без войны с поляками.

Из открытых исочников
Из открытых исочников

Тем не менее, поскольку Речь Посполитая продолжала и после раз­дела существовать как государство, требовалось хоть какое-то формаль­ного согласие поляков. Чрезвычайный Польский сейм удалось созвать лишь 8(19) апреля 1773 г., и он заседал в Варшаве до сентября 1773 г., когда союзные государства заставили подписать его три отдельных дого­вора с Пруссией, Австрией и Россией, закреплявших отчуждение польских земель. 8 сентября 1773 г. король Станислав-Август ратифи­цировал эти договоры.

Как можно видеть, инициатива в отчуждении земель Речи Посполитой в свою пользу исходила отнюдь не от Екатерины II, да и Российскую империю называть агрессором и оккупантом в данном случае – это переворачивать ситуацию с ног на голову. Однако, внимательный читатель наверняка помнит, что одним разделом Польши дело не ограничилось. Но об этом я тоже еще обязательно расскажу уже в следующих статьях на канале.