О пьесе:
«Электра» была создана Софоклом в поздний период его творчества, примерно в 420–410 гг. до н. э., когда Афины переживали Пелопоннесскую войну и общее ощущение кризиса. Софокл сознательно обращается к уже известному мифу о мести Ореста, но делает это не для повторения легенды, а чтобы по-новому раскрыть её нравственные и человеческие аспекты. Он стремился показать силу характера, выдержку и долг перед родом как высшие ценности человека, особенно важные для зрителя времени войны. Кроме того, сюжет позволял создать сильные сценические эффекты — ложная весть о смерти Ореста, урна, узнавание, крики за сценой, — что делало пьесу эмоционально напряжённой и хорошо выстроенной драматургически.
Пролог
У дома Атридов появляются Орест, Пилад и Старый воспитатель. Наставник вспоминает, как Электра (сестра главного героя) спасла много лет назад Ореста после убийства отца и отдала, как раз таки, наставнику. Он призывает юношу отомстить. Орест озвучивает план: наставник войдёт в дом, как чужестранец, и сообщит Клитемнестре ложную новость о гибели сына, чтобы дать молодому хозяину возможность войти в дом незамеченным. Гости уходят, заслышав страдания Электры. Девушка тем временем оплакивает отца, молит о возвращении брата, чтобы тот отомстил.
Парод
Хор аргосских девушек выходит на орхестру и призывает Электру выйти из дома. Они говорят, что давно слышат её постоянный плач и стоны. Она снова говорит, какие все ужасные и как она страдает.
Эписодий первый
Электра выходит и оплакивает своего отца, рассказывая о том, что живёт в доме как рабыня.
"Во-первых, мать, моя родная мать
Врагом мне лютым стала. Во-вторых,
С убийцами отца в своем же доме
Я жить принуждена, от них завишу,
Они и дать и отказать мне властны
...Какая наглость: жить с убийцей мужа
Как с мужем!..".
Приходит Хрисофемида (сестра Электры). Она приносит весть, что Эгист (который на этот момент отсутствует, так как уехал из дома) рассердился на бесконечные стоны Электры и собирается заточить её в дальнем помещении, чтобы никто не слышал её жалоб. Хрисофемида просит сестру уступить, иначе ей грозит жестокое наказание. Электра отказывается, считая молчание предательством отца. Сёстры резко спорят о долге и благоразумии.
"Электра: Не обучай меня измене близким.
Хрисофемида: Учу тебя сильнейшим уступать".
Хрисофемида рассказывает, что несёт жертву на холм отца по поручению матери, которой приснился страшный сон. Будто вернулся Агамемнон и взял скипетр, который отныне держит Эгист, вонзил в домашний очаг. "И жезл процвел, и отпрыск покрыл ветвями весь Микенский край". То есть какое-то растение, как я поняла, появилось из скипетра и расцвело. Электра уговаривает сестру не нести возлияний на холм, чтобы у Клитемнестры не было возможности быть прощенной. Также она упоминает, что та изуверствовала тело Агамемнона после смерти (по поверьям это было нужно, чтобы оградить себя от мести покойника). Хрисофемида соглашается не нести жертвы на холм.
Стасим первый
Хор размышляет о несправедливости, которая царит в доме и верит, что отмщение свершится.
Эписодий второй
После ухода Хрисофемиды появляется Клитемнестра. Клитемнестра ругается на дочь, обвиняя в том, что она снова бесчестит родных. Она пытается объяснить своё прошлое: уверяет, что убила Агамемнона не из порока, а из справедливого возмездия, ведь он «без жалости принёс Ифигению (их дочь) в жертву». Электра объясняет со своей стороны, что у отца не было выбора. Он убил рогатого чубарого оленя в лесу, после чего Артемида потребовала взамен жертву в виде дочери царя, "не открылся б иначе путь ни к дому, ни под Трою". Также она продолжает обвинять мать: "Стать женой врага и ради дочери — постыдно. // Но я в тебе не мать, а грозную властительницу вижу". И приходит к выводу, что, может, она и сама плохая, но только потому что плохая в первую очередь мама.
Клитемнестра возмущена тем, что дочь не прекращает напоминать ей о прошлом: "Тварь наглая! Словами и делами и впрямь я развязала твой язык!" Затем просит замолчать ее и сама начинает молиться Аполлону, чтоб тот не делал ее сон вещим, если он означает что-то плохое". Если же хорошее, она не против оставить сон вещим.
В этот момент появляется наставник в облике чужестранца. Он сообщает лживую весть о смерти Ореста, тщательно подготовленную им вместе с Орестом. Он рассказывает, что юноша погиб на Пифийских играх, «сорвавшись с колесницы». Электру охватывает отчаяние, а Клитемнестра пытается сохранить благопристойность, не понимая, рада она или нет:
"О Зевс! Что приключилось?.. Счастье?.. Горе… Спасительное все же?.. Не пойму… Ах, тяжко жизнь спасать ценой несчастья!"
В итоге она благодарит чужестранца, рассказав, что все время жила в страхе, что сын ее убьёт, и вот его не стало. Клитемнестра приглашает мужчину во дворец. Эпизод завершается тихой, раздавленной скорбью Электры.
Стасим второй
Хор напоминает Электре о Амфиарае и верит, что все будет хорошо. Она плачет и говорит, что нет. Хор соглашается.
Эписодий третий
На сцену выходит Хрисофемида. Она зовёт Электру и сообщает новость: она нашла свидетельства, что Орест вернулся. Хрисофемида видела на могиле Агамемнона следы жертвоприношений и подношения: пряди волос, ленты, возлияния. Она уверена, что это сделал Орест — ведь никто другой не стал бы тайно приносить дары. Электра говорит, что он мертв по донесению гостя.
Разговор переходит в другой конфликт. Электра, оставшись без брата, решает идти на отчаянный шаг — убить Клитемнестру и Эгисфа самой. Она говорит, что смерть Ореста лишила её последней опоры, и теперь она должна взять месть на себя: «Когда не стало брата, кто, если не я, воздаст убийцам?» Собственно, она предлагает сестре сделать это вместе изначально, обещая, что потом все будут считатьих крутыми. Напоминает, что их никогда не выдадут замуж, чтоб не было потомков Атрея. Хрисофемида все равно ужасается предложению сестры. Она умоляет Электру отказаться от безумной затеи: у них нет оружия, нет союзников. Попытка мести — это самоубийство. Хрисофемида говорит:
«Ты хочешь погибнуть и меня с собой погубить».
Электра называет сестру трусихой. Хрисофемида оправдывается не слабостью, а разумом. Электра же непреклонна. Она говорит, что жить в тени убийц — позор, хуже смерти. Хрисофемида, отчаявшись, решает уйти «пока не поздно», чтобы не быть обвинённой в заговоре.
Стасим третий
Хор поёт о тяжёлой судьбе детей, которых разобщает насилие, о том, как один дом может стать источником постоянной трагедии.
Эписодий четвертый
На сцену выходят Орест и Пилад, всё ещё скрывающие свои личности. Орест вначале ведёт себя как обычный путник: он спрашивает у Электры, правильно ли он нашёл дом Эгисфа. Она не понимает, кто перед ней. Орест говорит, что странники несут вести из Фокиды и что у них с собой урна — якобы с прахом Ореста. Он поднимает пьесу урны перед Электрой. Электра верит, что держит прах брата. Она протягивает руки, чтобы принять урну, и произносит монолог скорби:
«Вернулся… горстью пепла в тесной урне!»
У нее в этой части очень трагичный монолог, который я советую к прочтению в оригинале!
Она прижимает урну к груди, плачет, говорит, что всю жизнь ждала его возвращения, но теперь получает «лишь пыль того, кто должен был спасти её». Хор плачет вместе с ней.
Орест не выдерживает. Видя её отчаяние, он понимает, что больше не может скрываться. Он сперва задаёт ей вопросы — почти проверяя, узнает ли она его, — но Электра ослеплена горем и не замечает намёков. Тогда Орест делает первый шаг: он говорит, что урна — не то, чем кажется. Электра останавливается в недоумении. И наконец Орест открывается ей прямо — он показывает ей семейный перестень в качестве доказательства. Электра бросается к брату, они обнимаются. Её горе исчезает мгновенно, как будто она воскресла. Она говорит:
«Здесь опять со мною ты, я вижу дорогое мне лицо! Я его и в бедах не забыла».
Появляется наставник, который их немного ругает за то, что они это обсуждают вслух, пока дело не сделано. Также говорит, что он прикрыл щитом их разговоры. Орест напоминает Электре, что этот человек (наставник) тот, кому она в руки отдала брата после спасения.
Эпизод заканчивается тем, что Орест, Электра и Пилад идут в дом вершить месть.
Стасим четвертый
Хор поёт о том, что справедливость наконец приблизилась к дому Атридов, и что мщение стало неизбежным.
Эписодий пятый
За сценой разворачивается убийство. Электра стоит на страже, чтобы Эгист не помешал в случае возвращения. Убийство на сцене не показывается, описываются только звуки. В доме слышен голос Клитемнестры, кричащей: «Сын, сын мой, пощади родную мать!» Орест ее убивает.
Хор замечает Эгиста. Его встречает Электра, подтверждая весь о смерти Ореста, ради которой тот поскорее вернулся домой. Выходят Орест и Пилад, не раскрывая своих личностей, так же они привозят постамент с накрытым трупом. Эгист поднимает покров, ожидая увидеть тело Ореста, но видит мёртвую жену и все понимает.
Орест предсказывает Эгисту смерть и уводит во дворец, чтобы убить мужчину на том месте, где им же был убит его отец.
Цитаты, которые я для себя выделила:
"Не раз от двух-трех слов и падали и возносились люди".
"Ты убил меня своей кончиной".
А я сюда бежала на радостях… Не знала, как далеко зашли мы в горе.
"Рожденная свободной, ты свободу себе вернешь".
"Хвалю твой ум и презираю трусость".
"Умершие не ведают скорбей!"
Источники:
- "Электра" Софокла
- Картинки из пинтреста