Найти в Дзене
Максим Парфирьев

Зоозащитный 498-ФЗ был принят и продолжает действовать в грубое нарушение международного Права

Оглавление

Ну вот, кажись, и всё, друзья! Похоже на то, что кирдык теперь должен настать зоозащитному 498-ФЗ! Выяснилось, что оказывается «так нужный всей стране» Федеральный закон № 498-ФЗ нарушает международные обязательства России по Конвенции о биологическом разнообразии, в части защиты жизни и здоровья людей и охраны биоразнообразия!!! То есть бродячие собаки жрали и продолжают жрать людей в нашей стране из-за Федерального закона, принятого в грубое нарушение международного Права!

Узнал я об этой Конвенции от моей подписчицы из Челябинска, которая мне скромно написала об этом, так что никто на её комментарий особого внимания не обратил. Я проверил информацию и глазам своим не поверил. Причём эта Конвенция находится в свободном доступе для скачивания на сайте МИДа России и в Консультант+... На сайте МИДа России Конвенция размещена для скачивания в файле аж на трёх языках! Так что, «зооюристы», если не верите, можете её изучить хоть на китайском!

Естественно, я составил заявление об этом и со своими предложениями направил его нашему Президенту, в Правительство, в Совфед, в Госдуму (Председателю и всем членам Рабочей группы), в Администрацию Президента и в Конституционный Суд!

Президенту Российской Федерации

Владимиру Владимировичу Путину

Председателю Правительства

Российской Федерации

Михаилу Владимировичу Мишустину

Председателю Совета Федерации

Федерального собрания Российской Федерации

Валентине Ивановне Матвиенко

Председателю Комитета Совета Федерации по

конституционному законодательству и

государственному строительству

Андрею Александровичу Клишасу

Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

восьмого созыва

Вячеславу Викторовичу Володину

Депутату Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

восьмого созыва

Председателю Комитета Государственной Думы

по защите семьи, вопросам отцовства,

материнства и детства

Руководителю рабочей группы

по вопросам защиты людей от бродячих собак

Нине Александровне Останиной

И ЧЛЕНАМ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Председателю Конституционного Суда РФ

Валерию Дмитриевичу Зорькину

Начальнику Главного государственно-правового

управления Президента Российской Федерации

Ларисе Игоревне Брычёвой

От: Гражданина Российской Федерации

Максима Анатольевича Парфирьева

21.11.2025 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, направленные на защиту граждан от нападений бродячих собак

«Заявление о несоответствии Федерального закона № 498-ФЗ положениям Конвенции о биологическом разнообразии»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые руководители и представители государственных органов!

Обращаюсь к Вам в связи с выявленным наличием системного противоречия между Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ратифицированной Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года).

Данное противоречие носит фундаментальный характер и сохраняется с момента принятия Закона № 498-ФЗ по настоящее время, несмотря на внесённые в него изменения.

Суть правовой коллизии:

1. Позиция международного права: Согласно пункту h) Статьи 8 Конвенции о биологическом разнообразии, каждая Договаривающаяся Сторона (включая Российскую Федерацию) обязана «предотвращать интродукцию, контролировать или уничтожать такие чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам». В системной связи с пунктом g) той же статьи, требующим учитывать опасность для здоровья человека, данные положения создают правовую обязанность государства:

Контролировать и, в том числе применяя методы уничтожения, регулировать численность популяции бродячих собак как чужеродного вида, наносящего ущерб биологическому разнообразию и представляющего опасность для жизни и здоровья человека.

Бродячие собаки (Canis lupus familiaris) в условиях естественных экосистем правомерно квалифицируются как инвазивный чужеродный вид, наносящий значительный ущерб биоразнообразию. Таким образом, Конвенция устанавливает презумпцию права и обязанности государства на применение эффективных мер контроля, включая уничтожение, для защиты окружающей среды и здоровья населения.

Данная научная квалификация подтверждается авторитетными источниками. В 2018 году Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) издал монографию «САМЫЕ ОПАСНЫЕ ИНВАЗИОННЫЕ ВИДЫ РОССИИ (ТОП-100)», в которую включена Canis familiaris – домашняя бродячая собака. Это официальное научное признание данного вида как одного из наиболее опасных для экосистем и здоровья населения России.

Возникает правомерный вопрос: каким образом Федеральный закон № 498-ФЗ, принятый в том же 2018 году, мог игнорировать выводы ведущего профильного института Российской академии наук, создав правовой режим, не только не обеспечивающий контроль над инвазивным видом, но и способствующий его распространению в природной среде?

2. Позиция Федерального закона № 498-ФЗ: В свою очередь, российский закон, даже в своей действующей редакции, устанавливает презумпцию запрета на умерщвление животных (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 18), допуская его лишь в качестве исключения в частных случаях (неизлечимая болезнь, немотивированная агрессия). Основным же методом работы закреплён метод ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат), который, по сути, представляет собой легализованный возврат инвазивного вида в природную среду.

Правовая оценка:

Созданная законодателем концепция, при которой исключение из национального закона (запрет на умерщвление бродячих животных) противоречит общему правилу международного договора (обязанность контролировать и уничтожать инвазивные виды), является классической правовой коллизией. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в такой ситуации приоритет должны иметь правила международного договора.

Сложившаяся правовая ситуация приводит к следующим негативным последствиям:

· Российская Федерация не в полной мере выполняет свои международные обязательства по Конвенции о биологическом разнообразии.

· Природным экосистемам наносится постоянный и неотвратимый ущерб со стороны инвазивного вида, который закон не позволяет эффективно контролировать.

· Создаётся правовая неопределённость для органов государственной власти, обязанных одновременно соблюдать внутренний закон и международный договор. Это лишает их эффективных механизмов для исполнения прямых обязанностей по защите конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, жизнь и здоровье (статьи 20, 41, 42 Конституции РФ), нарушаемых вследствие неконтролируемого распространения инвазивного вида.

Таким образом, сложившаяся правовая коллизия не только препятствует охране окружающей среды, но и системно ограничивает возможности государства по защите граждан от непосредственной угрозы, создаваемой стаями бродячих собак в городской и природной среде.

В связи с изложенным, прошу Вас безотлагательно инициировать рассмотрение данного вопроса и внесение изменений в Федеральный закон № 498-ФЗ, направленных на устранение указанного системного противоречия. Законодательство должно быть приведено в соответствие с международными обязательствами России, предусмотрев эффективные механизмы контроля инвазивных видов в целях защиты биологического разнообразия.

Буду благодарен за рассмотрение данного факта в пределах Ваших полномочий.

Приложение:

Копия открытого обращения с предложением о внесении изменений в законодательство от 20.11.2025 на 5 л.

С уважением,

Максим Анатольевич Парфирьев.

«21» ноября 2025 года

-2