Найти в Дзене

Творческий путь Александра Мелик-Пашаева, Сайт Большого театра.

Это было в 1921 году. Худощавый, стройный юноша в очках, с неизменной тетрадкой нот под мышкой. Добродушное, приветливое лицо, шапка густых непокорных волос, спадавших на лоб.... Вежливый, предупредительный, легкий в общении, он сразу же стал любимцем певцов: все хотели работать только с ним. И юный Мелик-Пашаев мчался с занятий в театре — на концерт, свободно читая с листа самые виртуозные фортепианные партии, чутко следуя за солистом. «Вот уж Шура никогда не подведет»,— говорили певцы, полагаясь полностью на молодого аккомпаниатора. Однако концертмейстерская работа была для Мелик-Пашаева лишь этапом, приближающим его к осуществлению заветной мечты стать дирижером, властителем всей необъятной стихии звуков оперного спектакля. В этом помог ему выдающийся грузинский музыкант, ныне покойный Иван Петрович Палиашвили (брат композитора), бывший тогда главным дирижером оперы. «Ну-ка, попробуй свои силы»,— сказал он однажды юному концертмейстеру, поручив ему провести без репетиции «Фауста». Б

Это было в 1921 году. Худощавый, стройный юноша в очках, с неизменной тетрадкой нот под мышкой. Добродушное, приветливое лицо, шапка густых непокорных волос, спадавших на лоб.... Вежливый, предупредительный, легкий в общении, он сразу же стал любимцем певцов: все хотели работать только с ним. И юный Мелик-Пашаев мчался с занятий в театре — на концерт, свободно читая с листа самые виртуозные фортепианные партии, чутко следуя за солистом. «Вот уж Шура никогда не подведет»,— говорили певцы, полагаясь полностью на молодого аккомпаниатора. Однако концертмейстерская работа была для Мелик-Пашаева лишь этапом, приближающим его к осуществлению заветной мечты стать дирижером, властителем всей необъятной стихии звуков оперного спектакля. В этом помог ему выдающийся грузинский музыкант, ныне покойный Иван Петрович Палиашвили (брат композитора), бывший тогда главным дирижером оперы.

«Ну-ка, попробуй свои силы»,— сказал он однажды юному концертмейстеру, поручив ему провести без репетиции «Фауста». Большой успех, с которым прошел спектакль в памятный вечер 1923 года, решил судьбу музыканта. С этого вечера Мелик-Пашаев пять лет занимал место за дирижерским пультом тбилисской оперы. Доверие, которое вызвал к себе молодой дирижер, характеризуется тем, что ему сразу же стали поручать весьма ответственные постановки. Например, одним из первых выступлений Мелик-Пашаева явился авторский вечер талантливого грузинского композитора Виктора Долидзе. Мелик-Пашаев дирижировал его оперой «Лейла». «Это совсем юный музыкант, далеко еще не достигший двадцати лет, но смелость и четкость его взмаха, уверенная музыкальность, большой темперамент, безукоризненное знание партитуры, точность вступлений, строгое чувство ритма и разнообразие оттенков говорили об определенном незаурядном даровании». Таково было первое высказывание прессы о Мелик-Пашаеве — дирижере, которое совпадает со всеми последующими критическими оценками его искусства. Все основные черты дирижерского дарования Мелик-Пашаева проявились сразу же, с первых спектаклей.

Творческий путь Александра Мелик-Пашаева, Сейт БОльшого театра. Легенды Большого.

Часть 1. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/37/

13 июня 1931 года — памятный день в жизни Мелик-Пашаева. В этот вечер он дебютирует в Большом театре в Москве, дирижируя «Аидой» Верди. Московская пресса единогласно признает его «достойной заменой крупным величинам старого поколения». Газеты констатируют «шумный успех, сопровождавший выступление молодого дирижера». Мелик-Пашаев тотчас зачисляется в основной дирижерский состав театра. Если вспомнить, что за пультом Большого театра еще можно было увидеть убеленного сединами В. И. Сука, маститого оперного дирижера, на протяжении нескольких десятков лет определявшего высокую творческую дисциплину коллектива, что тогда был в расцвете сил такой мастер, как Н. С. Голованов, то можно в полной мере оценить значение этой победы молодого дирижера.

Эти годы деятельности Мелик-Пашаева, пожалуй, наиболее творчески насыщенные. Он ведет обширный репертуар в Большом театре, становится музыкальным руководителем оперной студии Московской консерватории, осуществляя прелестный молодежный спектакль — «Свадьбу Фигаро» Моцарта, много времени отдает работе на симфонической эстраде. В 1933 году под управлением Мелик-Пашаева впервые звучат в Москве монументальные произведения советских композиторов: симфония «Ленин» Шебалина, симфонии Шапорина и Щербачева. В 1934 году он с успехом осуществляет такие масштабные спектакли, как «Гугеноты» Мейербера и «Отелло» Верди. Это — уже диплом на выдающееся мастерство. И неудивительно, что пресса закрепляет за молодым дирижером славу «крупнейшего мастера».

Часть 2. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/93/

Часть 3. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/94/

Часть 4. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/95/

Часть 5. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/96/

Часть 6. https://www.bolshoi-theatre.su/legends/aleksandr-melik-pashaev/97/

-2
-3
-4