Найти в Дзене
Эпос Клио

Как Голливуд искажает Средние века: 10 выдумок, которые нужно забыть

Голливудские сценаристы, видимо, прогуливали уроки истории! Картинка — серо-буро-депрессивная. Все персонажи, от короля до прислуги, ходят чумазыми, как шахтёры после смены. А зубов у всех — кот наплакал. Рыцари передвигаются с грацией подъёмных кранов, монахи с утра до ночи преследуют ведьм, а любой уважающий себя сеньор только и думает, как бы утащить невесту своего холопа по «праву первой ночи»... Как можно было превратить интереснейшую эпоху в сюрреалистическое нечто? Для непосвящённого зрителя зрелищно, спору нет. Но для историка каждый такой фильм — как пенопластом по стеклу. Кинематограф приучил нас к мысли, что рыцарь в латах — это такая неповоротливая консервная банка. Чтобы посадить воина на коня, требовалась лебёдка и бригада крепких оруженосцев. А если «железный дровосек» упадет на спину, то всё, пиши пропало? Будет лежать и барахтаться, как перевернутая шаранка, пока враги не добьют? На самом деле перед нами один из самых нелепых исторических мифов. Латы — шедевр инженерно
Оглавление

Голливудские сценаристы, видимо, прогуливали уроки истории! Картинка — серо-буро-депрессивная. Все персонажи, от короля до прислуги, ходят чумазыми, как шахтёры после смены. А зубов у всех — кот наплакал. Рыцари передвигаются с грацией подъёмных кранов, монахи с утра до ночи преследуют ведьм, а любой уважающий себя сеньор только и думает, как бы утащить невесту своего холопа по «праву первой ночи»...

Как можно было превратить интереснейшую эпоху в сюрреалистическое нечто? Для непосвящённого зрителя зрелищно, спору нет. Но для историка каждый такой фильм — как пенопластом по стеклу.

Сальто в латах

Кинематограф приучил нас к мысли, что рыцарь в латах — это такая неповоротливая консервная банка. Чтобы посадить воина на коня, требовалась лебёдка и бригада крепких оруженосцев. А если «железный дровосек» упадет на спину, то всё, пиши пропало? Будет лежать и барахтаться, как перевернутая шаранка, пока враги не добьют? На самом деле перед нами один из самых нелепых исторических мифов.

Исследователь Даниэль Жаке провёл серию экспериментов с доспехами XV века и заявил: взрослый мужчина в полной броне способен не только залезть на коня, но и подтянуться на турнике, а также выполнить кувырок и «колесо».
Исследователь Даниэль Жаке провёл серию экспериментов с доспехами XV века и заявил: взрослый мужчина в полной броне способен не только залезть на коня, но и подтянуться на турнике, а также выполнить кувырок и «колесо».

Латы — шедевр инженерной мысли своего времени! Вес распределялся по всему телу равномерно, а не висел мешком на плечах. Боевой доспех XV века, например, весил около 20–25 кг. Много? Ну, это как посмотреть. Современный солдат в полной выкладке несёт на себе 25-35 кг. Это в среднем. И при этом может бегать, прыгать и вести бой.

Чёрное золото

В Средние века чёрный перец использовали, чтобы отбить неприятный запах от испорченной еды! Мол, холодильников не было, а выбрасывать жалко — вот и сыпали специи килограммами! Звучит вроде логично, но давайте подключим экономическую жилку. Перец, гвоздика, корица и шафран в те времена стоили баснословных денег! Все хорошие специи были маркером статуса, а конкретно — демонстрацией богатства. Если у хозяина были средства на шафран, то уж на свежее мясо у него их хватало.

Продавцы специй, иллюстрация из рукописи Книга чудес Марко Поло, 1410 год.
Продавцы специй, иллюстрация из рукописи Книга чудес Марко Поло, 1410 год.

Историк Пол Фридман подсчитал: в XV веке в Лондоне 1 фунт (450 г) шафрана стоили столько же, сколько породистая лошадь! Даже обычный чёрный перец какое-то время был валютой: за полкило нужно было отдать сумму, равную двухнедельному заработку плотника. Станет ли плотник тратить половину месячной зарплаты, чтобы «спасти» кусок свинины?

Использовать дорогие специи для маскировки запаха в Средневековье — то же самое, что сегодня мазать чёрной икрой заплесневелый бородинский!

Украдёт и позовёт

Популярная историческая лента «Храброе сердце» (при всём уважении к картине) закрепила в сознании масс миф о «праве первой ночи». Якобы любой феодал мог на законных основаниях провести ночь с невестой своего крестьянина перед свадьбой. Легально и без скандалов!

Историки изучили уйму архивов, судебных записок и хроник... И не нашли ни одного доказательства, подтверждающего существование такого обычая. Ни в одной стране Европы! Французский историк Ален Буро проанализировал тысячи материалов и заявил: «право первой ночи» — мифологема.

-3

Откуда растут ноги? В то время существовал налог на брак, называемый «меркет». Если девушка выходила замуж за парня из другой деревни (то есть уходила от феодала), её отец платил выкуп. Так вот, «подтекст» о праве первой ночи — фантазия завистников и горе-воздыхателей.

Мыло было

Каким нам показывают средневековый город? Обычно это клоака, где помои льются из окон на головы, а жители покрыты слоем грязи толщиной с мизинец. Складывается впечатление, что вся Европа коллективно объявила бойкот воде и мылу на несколько веков. Короли чешутся, слуги зудят, принцы и принцессы «благоухают»... Романтика! В реальности люди не только мылись, но и делали это с регулярностью рейсового автобуса.

Бани и купальни в городах были так же популярны, как сегодня парикмахерские. В «Книге ремёсел» 1268 года указаны уставы гильдии банщиков. А налоговые отчёты из Парижа за 1292 год фиксируют наличие в городе 26 бань, работавших ежедневно!
Бани и купальни в городах были так же популярны, как сегодня парикмахерские. В «Книге ремёсел» 1268 года указаны уставы гильдии банщиков. А налоговые отчёты из Парижа за 1292 год фиксируют наличие в городе 26 бань, работавших ежедневно!

«Салернский кодекс здоровья», популярный медицинский трактат того времени, прямо рекомендовал: «Утром, встав ото сна... вымой руки и лицо». Люди понимали связь между грязью, скверной и недугами. Крестьяне мылись в реках или лоханях, аристократы — в деревянных чанах, выстланных тканью. Чтобы занозу «августейшей пятой точкой» не поймать!

Меч джедая

Герой берёт меч и с лёгкостью прорубает латный доспех супостата. Металл рушится, искры летят, враг шаблонно падает. В многобюджетном кино бои выглядят эпично! Но в погоне за картинкой специалисты нередко забывают о физике. Качественную броню делали именно для того, чтобы держать в ней удар. Доспех имели выпуклую форму, чтобы клинок врага соскальзывал.

В книге «Рыцарь и доменная печь» Доктор Алан Уильямс приводит цифры: чтобы пробить качественную кирасу из стали твёрдости до 400–600 по Виккерсу, требуется энергия удара около 170–200 джоулей. Человек-богатырь при ударе мечом выдаст около 90–120 джоулей. Физику не обманешь: клинок либо соскользнет с доспеха, либо об него сломается. Фотография: Saffron Blaze, CC BY-SA 3.0
В книге «Рыцарь и доменная печь» Доктор Алан Уильямс приводит цифры: чтобы пробить качественную кирасу из стали твёрдости до 400–600 по Виккерсу, требуется энергия удара около 170–200 джоулей. Человек-богатырь при ударе мечом выдаст около 90–120 джоулей. Физику не обманешь: клинок либо соскользнет с доспеха, либо об него сломается. Фотография: Saffron Blaze, CC BY-SA 3.0

Пытаться пробить латы мечом — всё равно что открывать консервную банку ложкой: долго, громко и бессмысленно. Именно поэтому в позднем Средневековье на поле боя появились другие «аргументы»: клевцы и полэксы. Задача — не прорезать сталь, а оглушить и контузить.

Костры инквизиции

Как только в кино показывают Средневековье, на заднем плане обязательно готовят костёр. «Да ты ведьма!» — кричит толпа, и инквизитор с факелом поджигает хворост. Но парадокс: массовая охота на ведьм — история не про Средневековье, а скорее про Ренессанс и Новое время. Пик судебных процессов над ведьмами приходится на «просвещенный» период с 1560 по 1630 годы. По данным исследователя Брайана Левака, за это время поймали и «наказали» около 40–50 тысяч человек.

«Галилей перед инквизицией», Кристиано Банти, 1857 год.
«Галилей перед инквизицией», Кристиано Банти, 1857 год.

В «тёмные» Средние века церковь относилась к колдовству скептически. В знаменитом церковном документе X века "Canon Episcopi" веру в полёты на метле и прочую магию объявили суеверием и ересью. То есть, если вы верили в ведьм, то еретиком были вы, а не они. Инквизиция в Средние века занималась катарами и альбигойцами, а не бабушками-травницами.

Старость в 30

В Средние века все люди жили мало! И сразу в голове представляется общество, где 30-летний парень — глубокий старик с уймой недугов, лежащий в своей кровати. Здесь мы имеем дело с классической ошибкой понимания термина «средняя продолжительность жизни». Да, цифра соответствует возрасту 30–35 лет! Но получилась она таковой из-за статистики по детским недугам и уйме военных конфликтов. Если человек в Средневековье переживал детство (до 5 лет) и на дворе было мирное время, у него были все шансы дожить до преклонных лет.

-7

Исследования демографа Джона Хатчера показали: монахи, жившие в относительно спокойных условиях, в среднем доживали до 60-70 лет и больше. Посмотрите на даты жизни исторических личностей: Карл Великий — 71 год, Фридрих Барбаросса — 68 лет. И, на минуточку, мы говорим о времени без медицины как таковой. Так что 30-летний человек в Средневековье считался мужчиной в расцвете сил, а не пенсионером.

Голливудская улыбка

Гнилые зубы — визитная карточка киношного простолюдина. Если герой улыбается, мы должны видеть частокол из пеньков. По сути, это маркер: «Смотрите, как плохо они жили». Безусловно, стоматология была на уровне «кузнец с клещами». Но немецкие антропологи, исследовавшие 4000 черепов от неолита до современности, заявили: в Средние века кариес был лишь у 18-20% населения. Для сравнения, сегодня показатель достигает 90%.

«Фермер у стоматолога», Иоганн Лисс 1616-1617 гг.
«Фермер у стоматолога», Иоганн Лисс 1616-1617 гг.

Причина логична и понятна: в рационе жителей Средник веков отсутствовал сахар! Точнее, он был редким и дорогим лакомством, доступным лишь зажиточным и сверхбогатым. У которых, кстати, с зубами как раз были проблемы — вспомните Елизавету I Тюдор. Обыкновенный средневековый европеец ел каши, овощи и мясо. Условный крестьянин мог похвастаться более здоровой эмалью, чем современный подросток.

Железные трусы

Пояс целомудрия — любимая тема для исторических комедий. Ревнивец собирается в Крестовый поход, заковывает супругу в железо, забирает ключ и скачет в закат на пару лет. Такое возможно? Снова в молоко! Если бы средневековая женщина не снимала такую конструкцию хотя бы неделю, она бы слегла от сепсиса. Гигиена — вещь серьёзная. Кураторы Британского музея в 1990-х годах провели радиоуглеродный анализ своих «экспонатов» и признали: все металлические пояса верности датируются XVIII–XIX веками.

Экспонат в музее Гаэтано Филанджери в Неаполе, Фотография: Phyrexian, CC BY-SA 4.0
Экспонат в музее Гаэтано Филанджери в Неаполе, Фотография: Phyrexian, CC BY-SA 4.0

Самое раннее упоминание подобного устройства встречается в манускрипте Конрада Кайзера за 1405 год. Вот только эта книга о военной технике. И рисунок «железного белья» там соседствует с боевыми драконами. Это сатира! Шутка инженера, которую потомки приняли за чистую монету. В Средние века лучшим «поясом верности» были высокая мораль, страх перед церковью и... бдительные слуги.

Темнокожие графы

Всё чаще мы видим чернокожих викингов, африканских королев Англии и смуглых рыцарей Круглого стола. Сценаристы твердят: «я так вижу и так могло быть». Генетические же исследования на пару с переписью населения того времени говорят однозначно: европейская знать была «белолицей».

Темнокожие люди в Европе встречались, но их присутствие было локализовано. Мавры в Испании — наследие Омейядского халифата. Жители Сицилии. Ну и редкие дипломаты и торговцы в крупных портах. Статус всех вышеназванных особ не позволял им претендовать на корону.

Портрет Анны Болейн кисти неизвестного мастера (слева), между 1584 и 1603 гг. Современная интерпретация (справа)
Портрет Анны Болейн кисти неизвестного мастера (слева), между 1584 и 1603 гг. Современная интерпретация (справа)

Ни одного подтверждения существования чернокожих герцогов или королей в Северной и Центральной Европе Средних веков не существует. Это чистой воды выдумка. Когда нам показывают темнокожую Анну Болейн — это не «новое прочтение», а искажение истории. Такое же нелепое, как если бы белого актёра взяли на роль вождя зулусов или Мартина Лютера Кинга.