Найти в Дзене
Пераново перо

"Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем..."

19 ноября исполнилось 104 года со дня рождения сценариста Эмиля Брагинского. Того самого легендарного соавтора многих фильмов Эльдара Рязанова. Среди них - «Забытая мелодия для флейты». Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала. Помните сюжет фильма?! Чиновник из главного управления Свободного  времени Филимонов вынужден постоянно лгать, хотя в своих фантазиях часто представляет, как везде говорит только правду. В личной жизни разрывается между женой и любовницей, на работе врет, заискивая перед начальством. Эта кинокартина в творческой биографии режиссера Эльдара Рязанова стала юбилейной – 25-й. Она и не состоялась бы, ведь пьеса тогда еще под названием «Аморальная история» лежала не утвержденная начальниками от культуры почти десять лет, если бы в Советском Союзе не случилась Перестройка. Пять вариантов сценария были переписаны Рязановым и Брагинским, пока не остановились на окончательном, который и на

19 ноября исполнилось 104 года со дня рождения сценариста Эмиля Брагинского. Того самого легендарного соавтора многих фильмов Эльдара Рязанова. Среди них - «Забытая мелодия для флейты».

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.

Цитата из фильма: "Поселиться у молодой, красивой женщины, которую любишь, и не жить с ней – это извращение".
Цитата из фильма: "Поселиться у молодой, красивой женщины, которую любишь, и не жить с ней – это извращение".

Помните сюжет фильма?! Чиновник из главного управления Свободного  времени Филимонов вынужден постоянно лгать, хотя в своих фантазиях часто представляет, как везде говорит только правду. В личной жизни разрывается между женой и любовницей, на работе врет, заискивая перед начальством.

Эта кинокартина в творческой биографии режиссера Эльдара Рязанова стала юбилейной – 25-й. Она и не состоялась бы, ведь пьеса тогда еще под названием «Аморальная история» лежала не утвержденная начальниками от культуры почти десять лет, если бы в Советском Союзе не случилась Перестройка. Пять вариантов сценария были переписаны Рязановым и Брагинским, пока не остановились на окончательном, который и назвали «Забытая мелодия для флейты». Кстати, многие считают, что сюжетную линию отношений главного героя и его любовницы Эльдар Рязанов в чем-то списал из своей жизни, когда еще женатый влюбился в будущую супругу Нину Скуйбину.

- Мне кажется, название фильма очень точное, - делится сын Эмиля Брагинского Виктор Эмильевич. – Ведь главный герой – флейтист, который забросил свое любимое дело и стал чиновником, карьеристом. То есть, для него искусство – это уже забытая мелодия.

Многие уверены, что и сегодня эта кинокартина во многом остается актуальной. «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем», - звучат стихи Рязанова в одной из песен фильма.

- Главное управление Свободного времени - выдуманное учреждение, потому что, если бы мы назвали какое-то не выдуманное учреждение, то нам костей было бы не собрать, - говорил о фильме Эльдар Рязанов. – Рассказывая об этом управлении, нам хотелось намекнуть на многие другие. Наши чиновники унаследовали очень много черт от «службистов» XIX века, - чинопочитание, преклонение перед авторитетом, боязнь принять на себя какое-то решение, И все эти пороки мы хотели в нашей картине высмеять.

Цитата из фильма: "Как можно заниматься идиотизмом без руководства?!2
Цитата из фильма: "Как можно заниматься идиотизмом без руководства?!2

- Здесь исследуется характер одного из представителей чиновничьего племени, которые тормозили развитие нашей культуры, нашей экономики. Да и продолжают тормозить, - высказывал свое мнение исполнитель главной роли Леонид Филатов. – Хотя внешне делают более-менее вид, что приноравливаются к новому способу мышления. На самом деле, это не так, я в этом смысле – скептик, думаю, что никакая Перестройка их мозги перестроить не может, это тот случай, когда нет силы, которая могла бы их исправить. Они будут бороться за свое до последнего.

В роли Филимонова режиссер изначально видел только Филатова. И даже, когда к началу съемок тот оказался занят в другом проекте, готов был ждать актера сколько угодно. В этот период Рязанов снимал те сцены, где Леонид Филатов был не задействован. Например, выехал со съемочной группой на натурные съемки в горы Казахстана. Там у режиссера случился микроинсульт, его положили в больницу.

- Помещался я в трехместной палате, - вспоминал Рязанов. - Из двух моих соседей по палате один после тяжелой операции все время ночами стонал, а другой был могучий храпун. Так что ночевать в палате я не мог, ибо был обречен на бессонницу. Поэтому я ездил спать домой. В шесть часов утра я вставал, завтракал, брился и на машине приезжал в больницу. Без десяти восемь я уже лежал в своей койке, переодетый в больничное, с таким видом, будто я провел в палате всю ночь. Начинался врачебный обход, уколы, процедуры. Около десяти часов я быстро переодевался, бежал вниз к машине и ехал на съемку. Там я, преодолевая недомогание и слабость, орал, репетировал, гонял массовку, снимал и, около семи вечера, возвращался в больницу.

Почти месяц провел Эльдар Александрович в таком режиме. И за это время, периодически находясь в больнице имени Боткина, он написал стихов на целый сборник, который потом назвал «Боткинская осень», по примеру пушкинской «Болдинской осени».

Эльдар Рязанов сыграл в фильме роль "человека с подзорной трубой"
Эльдар Рязанов сыграл в фильме роль "человека с подзорной трубой"

Медсестру Лиду, в которую влюбляется главный герой, сыграла Татьяна Догилева, хотя изначально на эту роль пробовалось много актрис, среди которых была, например, Вера Сотникова. Догилева признается, что еще со времен учебы в ГИТИСе мечтала поработать с Рязановым. До «Флейты» она уже успела сняться у режиссера в эпизоде фильма «Вокзал для двоих». По словам Догилевой, в самом начале работы в «Забытой мелодии для флейты» Эльдар Александрович был недоволен актрисой. Часто кричал: «Ну, кого вы взяли?! Она же ни рукой, ни ногой пошевельнуть не может!» Но со временем их отношения выстроились.

В одной из сцен актриса появляется в кадре голой. Мельком, всего лишь на полсекунды, но и этого хватило, чтобы потом Татьяну осуждали. Например, в театр имени Ермоловой, где тогда служила актриса, приходили возмущенные письма: «Как вам не стыдно?! У нас парни говорят: «Пойдем в кино, на голую Догилеву посмотрим!»

- Таня вполне свободно, спокойно отнеслась к съемкам этого эпизода, - рассказывал оператор картины Вадим Алисов. – Ей было все равно, кто в этот момент находится на съемочной площадке, никого совсем не стеснялась.

Ирина Купченко. Кадр из фильма
Ирина Купченко. Кадр из фильма

В роли жены Филимонова снялась Ирина Купченко. В одном из эпизодов, когда супруги ссорятся, актриса так влепила пощечину Филатову, что тот… поблагодарил партнершу за это.

- Мы сделали несколько дублей этой сцены, а Рязанов был недоволен, - вспоминает Ирина Петровна. – И тут он ко мне походит и шепчет: «Ударь по лицу Леонида, и посильнее». В конце съемок следующего дубля я так врезала Лене, что он чуть не упал. Этого он не ожидал. Я потом подошла к нему извиниться, а Леня вдруг: «Спасибо тебе! Этой пощечиной ты мне помогла лучше прочувствовать сцену!»

Контора главного управления Свободного времени располагалась на улице Кировской, дом 13 (ныне – Мясницкая).
Контора главного управления Свободного времени располагалась на улице Кировской, дом 13 (ныне – Мясницкая).

Как и во многих фильмах Рязанова, в кадре мы наблюдаем Москву. Например, дом главного героя снимали на улице Достоевского. Контора главного управления Свободного времени располагалась на улице Кировской, дом 13 (ныне – Мясницкая). Когда киношники повесили вывеску с названием управления, прохожие удивлялись и возмущались: «Вот мы до чего с этой Перестройкой докатились!» Героиня Догилевой «жила» на улице Клочкова, которая находится недалеко от станции Кунцево. Здание самодеятельного театра, в котором играла медсестра, располагалось на улице Большая Никитская. А тамбовский хор снимали в Североморске и в Ялте. В павильоне «Мосфильма» снимались сцены в квартире Филимонова и в коммуналке Лиды.

Эпизод, где бывший чиновник  Мясоедов (Александр Ширвиндт) в окружении детей просит милостыню на улице, снимали около церкви на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата.

- Элик Рязанов решил не ограждать съемочную площадку, как это часто бывает, а снимать почти скрытой камерой среди обычных прохожих, - вспоминал Александр Анатольевич. – Вообще, с Рязановым всегда было приятно работать, даже если ты играешь совсем маленькую роль. Он разрешал импровизировать и сам на съемках многое придумывал. Фильм «Забытая мелодия для флейты», конечно, сегодня смотрится актуальным. Все эти чиновники, которые даже не понимают ничего в творчестве, пытаются нам что-то навязать, приказать, запрещать. А эти какие-то бессмысленные организации, которые называются, как и раньше, сокращенно… Роспотреб…. Или как там это все называется! Так что ничего не изменилось.

Цитата из фильма: "Нас в колхоз нельзя, мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно все развалим. Они и так на ладан дышат".
Цитата из фильма: "Нас в колхоз нельзя, мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно все развалим. Они и так на ладан дышат".

Сцену, когда в лесу два парня под видом сотрудников милиции штрафуют занимающихся любовью в машине Филимонова и Лиду, снимали недалеко от МКАДа у Калужского шоссе.

- В тот осенний день неожиданно выпал снег, который портил всю картинку, - вспоминает второй режиссер фильма Евгений Цымбал. – Пришлось вызвать две поливочные машины, которые перед съемками поливали площадку горячей водой, чтобы снег растаял.

По воспоминаниям Леонида Филатова, его мама особенно не любила конец фильма, где герой артиста находится в клинической смерти. В этот момент она выключала телевизор.

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов