19 ноября исполнилось 104 года со дня рождения сценариста Эмиля Брагинского. Того самого легендарного соавтора многих фильмов Эльдара Рязанова. Среди них - «Забытая мелодия для флейты».
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Помните сюжет фильма?! Чиновник из главного управления Свободного времени Филимонов вынужден постоянно лгать, хотя в своих фантазиях часто представляет, как везде говорит только правду. В личной жизни разрывается между женой и любовницей, на работе врет, заискивая перед начальством.
Эта кинокартина в творческой биографии режиссера Эльдара Рязанова стала юбилейной – 25-й. Она и не состоялась бы, ведь пьеса тогда еще под названием «Аморальная история» лежала не утвержденная начальниками от культуры почти десять лет, если бы в Советском Союзе не случилась Перестройка. Пять вариантов сценария были переписаны Рязановым и Брагинским, пока не остановились на окончательном, который и назвали «Забытая мелодия для флейты». Кстати, многие считают, что сюжетную линию отношений главного героя и его любовницы Эльдар Рязанов в чем-то списал из своей жизни, когда еще женатый влюбился в будущую супругу Нину Скуйбину.
- Мне кажется, название фильма очень точное, - делится сын Эмиля Брагинского Виктор Эмильевич. – Ведь главный герой – флейтист, который забросил свое любимое дело и стал чиновником, карьеристом. То есть, для него искусство – это уже забытая мелодия.
Многие уверены, что и сегодня эта кинокартина во многом остается актуальной. «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем», - звучат стихи Рязанова в одной из песен фильма.
- Главное управление Свободного времени - выдуманное учреждение, потому что, если бы мы назвали какое-то не выдуманное учреждение, то нам костей было бы не собрать, - говорил о фильме Эльдар Рязанов. – Рассказывая об этом управлении, нам хотелось намекнуть на многие другие. Наши чиновники унаследовали очень много черт от «службистов» XIX века, - чинопочитание, преклонение перед авторитетом, боязнь принять на себя какое-то решение, И все эти пороки мы хотели в нашей картине высмеять.
- Здесь исследуется характер одного из представителей чиновничьего племени, которые тормозили развитие нашей культуры, нашей экономики. Да и продолжают тормозить, - высказывал свое мнение исполнитель главной роли Леонид Филатов. – Хотя внешне делают более-менее вид, что приноравливаются к новому способу мышления. На самом деле, это не так, я в этом смысле – скептик, думаю, что никакая Перестройка их мозги перестроить не может, это тот случай, когда нет силы, которая могла бы их исправить. Они будут бороться за свое до последнего.
В роли Филимонова режиссер изначально видел только Филатова. И даже, когда к началу съемок тот оказался занят в другом проекте, готов был ждать актера сколько угодно. В этот период Рязанов снимал те сцены, где Леонид Филатов был не задействован. Например, выехал со съемочной группой на натурные съемки в горы Казахстана. Там у режиссера случился микроинсульт, его положили в больницу.
- Помещался я в трехместной палате, - вспоминал Рязанов. - Из двух моих соседей по палате один после тяжелой операции все время ночами стонал, а другой был могучий храпун. Так что ночевать в палате я не мог, ибо был обречен на бессонницу. Поэтому я ездил спать домой. В шесть часов утра я вставал, завтракал, брился и на машине приезжал в больницу. Без десяти восемь я уже лежал в своей койке, переодетый в больничное, с таким видом, будто я провел в палате всю ночь. Начинался врачебный обход, уколы, процедуры. Около десяти часов я быстро переодевался, бежал вниз к машине и ехал на съемку. Там я, преодолевая недомогание и слабость, орал, репетировал, гонял массовку, снимал и, около семи вечера, возвращался в больницу.
Почти месяц провел Эльдар Александрович в таком режиме. И за это время, периодически находясь в больнице имени Боткина, он написал стихов на целый сборник, который потом назвал «Боткинская осень», по примеру пушкинской «Болдинской осени».
Медсестру Лиду, в которую влюбляется главный герой, сыграла Татьяна Догилева, хотя изначально на эту роль пробовалось много актрис, среди которых была, например, Вера Сотникова. Догилева признается, что еще со времен учебы в ГИТИСе мечтала поработать с Рязановым. До «Флейты» она уже успела сняться у режиссера в эпизоде фильма «Вокзал для двоих». По словам Догилевой, в самом начале работы в «Забытой мелодии для флейты» Эльдар Александрович был недоволен актрисой. Часто кричал: «Ну, кого вы взяли?! Она же ни рукой, ни ногой пошевельнуть не может!» Но со временем их отношения выстроились.
В одной из сцен актриса появляется в кадре голой. Мельком, всего лишь на полсекунды, но и этого хватило, чтобы потом Татьяну осуждали. Например, в театр имени Ермоловой, где тогда служила актриса, приходили возмущенные письма: «Как вам не стыдно?! У нас парни говорят: «Пойдем в кино, на голую Догилеву посмотрим!»
- Таня вполне свободно, спокойно отнеслась к съемкам этого эпизода, - рассказывал оператор картины Вадим Алисов. – Ей было все равно, кто в этот момент находится на съемочной площадке, никого совсем не стеснялась.
В роли жены Филимонова снялась Ирина Купченко. В одном из эпизодов, когда супруги ссорятся, актриса так влепила пощечину Филатову, что тот… поблагодарил партнершу за это.
- Мы сделали несколько дублей этой сцены, а Рязанов был недоволен, - вспоминает Ирина Петровна. – И тут он ко мне походит и шепчет: «Ударь по лицу Леонида, и посильнее». В конце съемок следующего дубля я так врезала Лене, что он чуть не упал. Этого он не ожидал. Я потом подошла к нему извиниться, а Леня вдруг: «Спасибо тебе! Этой пощечиной ты мне помогла лучше прочувствовать сцену!»
Как и во многих фильмах Рязанова, в кадре мы наблюдаем Москву. Например, дом главного героя снимали на улице Достоевского. Контора главного управления Свободного времени располагалась на улице Кировской, дом 13 (ныне – Мясницкая). Когда киношники повесили вывеску с названием управления, прохожие удивлялись и возмущались: «Вот мы до чего с этой Перестройкой докатились!» Героиня Догилевой «жила» на улице Клочкова, которая находится недалеко от станции Кунцево. Здание самодеятельного театра, в котором играла медсестра, располагалось на улице Большая Никитская. А тамбовский хор снимали в Североморске и в Ялте. В павильоне «Мосфильма» снимались сцены в квартире Филимонова и в коммуналке Лиды.
Эпизод, где бывший чиновник Мясоедов (Александр Ширвиндт) в окружении детей просит милостыню на улице, снимали около церкви на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата.
- Элик Рязанов решил не ограждать съемочную площадку, как это часто бывает, а снимать почти скрытой камерой среди обычных прохожих, - вспоминал Александр Анатольевич. – Вообще, с Рязановым всегда было приятно работать, даже если ты играешь совсем маленькую роль. Он разрешал импровизировать и сам на съемках многое придумывал. Фильм «Забытая мелодия для флейты», конечно, сегодня смотрится актуальным. Все эти чиновники, которые даже не понимают ничего в творчестве, пытаются нам что-то навязать, приказать, запрещать. А эти какие-то бессмысленные организации, которые называются, как и раньше, сокращенно… Роспотреб…. Или как там это все называется! Так что ничего не изменилось.
Сцену, когда в лесу два парня под видом сотрудников милиции штрафуют занимающихся любовью в машине Филимонова и Лиду, снимали недалеко от МКАДа у Калужского шоссе.
- В тот осенний день неожиданно выпал снег, который портил всю картинку, - вспоминает второй режиссер фильма Евгений Цымбал. – Пришлось вызвать две поливочные машины, которые перед съемками поливали площадку горячей водой, чтобы снег растаял.
По воспоминаниям Леонида Филатова, его мама особенно не любила конец фильма, где герой артиста находится в клинической смерти. В этот момент она выключала телевизор.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов