Найти в Дзене

Любовный треугольник в фильме «Бассейн» (1969) с Ален Делоном

В фильме Жака Дере «Бассейн» главным героям прописаны роли не только в сценарии, но и в личной истории: Ален Делон и Роми Шнайдер уже были легендарной парой. Именно Делон настоял, чтобы его бывшая возлюбленная получила роль Марианны и он даже грозился покинуть картину, если Шнайдер не утвердят. Эмоции от этой «драмы за кадром» переносятся на экран: зритель видит их как пару, за чьим внешним спокойствием скрываются нерешённые чувства и напряжение. Эти отношения стали частью фильма. Словно во время кино-сеанса терапии «их общая история и эмоциональная связь выплеснулись на экран». Центральный конфликт строится вокруг классического «любовного треугольника». Марианна (Роми Шнайдер) – подруга писателя Жан-Поля (Ален Делон) и их общий друг Гарри (Морис Роне). Каждый тащит за собой свой багаж: Жан-Поль чувствует себя творческим неудачником (он вынужден подрабатывать в рекламе, в то время как когда-то успешная журналистка Марианна ищет себя вне работы). Появление Гарри, живого олицетворения ус
Оглавление

В фильме Жака Дере «Бассейн» главным героям прописаны роли не только в сценарии, но и в личной истории: Ален Делон и Роми Шнайдер уже были легендарной парой. Именно Делон настоял, чтобы его бывшая возлюбленная получила роль Марианны и он даже грозился покинуть картину, если Шнайдер не утвердят. Эмоции от этой «драмы за кадром» переносятся на экран: зритель видит их как пару, за чьим внешним спокойствием скрываются нерешённые чувства и напряжение. Эти отношения стали частью фильма. Словно во время кино-сеанса терапии «их общая история и эмоциональная связь выплеснулись на экран».

Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»

Любовный треугольник: Марианна, Жан-Поль и Гарри

Центральный конфликт строится вокруг классического «любовного треугольника». Марианна (Роми Шнайдер) – подруга писателя Жан-Поля (Ален Делон) и их общий друг Гарри (Морис Роне). Каждый тащит за собой свой багаж: Жан-Поль чувствует себя творческим неудачником (он вынужден подрабатывать в рекламе, в то время как когда-то успешная журналистка Марианна ищет себя вне работы). Появление Гарри, живого олицетворения успеха, пробуждает ревность: Жан-Поль не может скрыть свою обиду и подозрительность. Марианна же в этой игре словно «королева»: она внимательно наблюдает, как Жан-Поль и Гарри сражаются за её внимание.

Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»

Невидимая игра ревности и агрессии

В «Бассейне» почти нет прямых слов: герои говорят на языке намеков и взглядов. Кадры полны тягучего напряжения: молчание, полуулыбки и случайные прикосновения заменяют признания. Например, особую драматичность придаёт сцена поздней вечеринки: под звуки музыки Марианна кружит Гарри в страстном танце, а неподалёку Жан-Поль наблюдает из тени. В его взгляде читаются одновременно ярость и бессилие. «Внешняя безмятежность лазурного побережья и бассейна контрастирует с бурей ревности, страсти, страха и злости внутреннего мира героев». Именно поэтому каждый взгляд здесь говорит сам за себя: критики отмечают, что «каждый взгляд на лице героя — это либо изумление, либо ядовитое намерение».

Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»

Символика бассейна и глубина чувств

Бассейн в фильме как метафора опасной глубины. Зеркальная гладь воды скрывает куда более мрачные течения внутри персонажей. Криминалисты вообще связывают бассейн с ловушкой: «нет пути, куда могла бы уйти вся эта вода, выхода нет». В «Бассейне» это пространство становится «первобытным болотом желания»: герои лежат у воды, глядя на полуобнажённые тела друг друга и никакая радость не дополняет этой картины: «герои фильма живут с пустым бассейном внутри, в нём нет любви — одна лишь игра».

Кадр из фильма «Бассейн»
Кадр из фильма «Бассейн»

Фильм лишний раз показывает то, что важное часто остаётся под поверхностью. Многое остаётся невысказанным под спокойной гладью.

А что в ваших отношениях не проговаривается, а прячется под гладью воды?