Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

«Зона Отчуждения» — бесконтрольное счастье для всех, даром

Всё же получилось сходить на спектакль «Зона Отчуждения» по мотивам творчества Стругацких.

О чём постановка и что происходило на сцене — читайте ниже.

Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше!

Из анонса казалось, что речь о театральной адаптации «Пикника на обочине». Однако это, скорее, некое продолжение сюжета фантастической повести АБС.

Шухарт бессильно загадывает у Золотого Шара чужое желание о счастье для всех. Вернувшись, он попадает к спецслужбистам, и пока они пытаются выбить из сталкера информацию о Зоне, на первый план выходит совсем (да не совсем) новая история об эксперименте с вакциной счастья. Первыми её вкалывают молодая исследовательница и бывший космический вояка, потерявший когда-то в Зоне возлюбленную.

В основе истории «Зоны Отчуждения» — размышление о том, возможно ли счастье для всех. Ведь счастье для одного легко оборачивается несчастьем для другого. «Баланс!» — призывает со сцены доктор Пильман, а вскоре задыхается от нахлынувших чувств.

Герои «Зоны Отчуждения» задаются вопросом: можно ли, например, свести счастье к отсутствию боли и душевных мук? И не затормозит ли ход эволюции ограничение ощущений, превращающее человека в счастливого идиота? Можно ли считать счастьем мухлёж с гормонами? Не обеднит ли это человека, не упростит ли его? И как согласовать индивидуальное счастье и всеобщее?

То есть творчество Стругацких становится исходной точкой, с которой начинается размышление персонажей о природе счастья.

Ведь человек сам может не знать, чего хочет, и при этом знать, чего надо бы хотеть и что было бы, возможно, правильным загадывать — пусть даже в виде обобщённых слов о дармовом счастье.

Персонажей раздирает конфликт из-за невозможности объединить сокровенное внутри и декларируемое, а сами они оказываются неготовыми к таким технологиям, как вакцина счастья и/или исполняющий желания артефакт.

Что касается действия на сцене. Больше всего я переживал за музыкально-танцевальную часть. Оказалось зря.

Гитарно-барабанные вставки с капелькой электроники вторили настроению на сцене, а занятые в постановке актёры вместе с танцевальной группой в эти моменты разыгрывали то, что происходило «за кадром».

Те же танцоры отыгрывали и простых людей на улицах Хармонта, беснующихся после укольчика счастья, оперативников и аномалии. Особенно интересной показалась «мясорубка», хватавшая, тянувшая, опутывавшая в последний момент персонажей у Золотого Шара.

Звуковая часть вообще удалась: тревожный эмбиент, сирены, аномалии и прочие шумы также работали на атмосферу.

Актёров, за кого ни возьмись, хочется только хвалить, в том числе Дениса Авхаренко (Шухарт) с его надрывным «Я животное, ты же видишь, я животное» и «залипанием» в аномальной петле. Причём местами его типаж больше напоминал мне Сталкера Кайдановского.

Не могу не упомянуть сыгранного Давидом Нижарадзе бывшего «Бойцового Кота» (!), пытающегося решить, как быть с вернувшейся из Зоны возлюбленной (Джулия Аммади), энергичного и харизматичного доктора Соколову (Полина Шелехова) и решительного в своих планах контролировать Зону и вакцину счастья господина Лемхена (Сергей Борзов).

Были и неудачные, на мой вкус, моменты. Речь про некоторые шутки, например, про ипотеку, ОМС и «В чём сила, брат?». Они явно выбивались из общего настроя. К счастью, это буквально пара реплик.

К слову, на сайте «Москонцерта» утверждается, что сценические эффекты в «Зоне Отчуждения» сведены к минимуму, однако это, как мне кажется, преуменьшение. Интересных решений, в том числе технических, более чем достаточно. С другой стороны, солидную часть таких моментов берут на себя как раз танцоры, обыгрывая, например, те же аномалии.

Фото со спектакля «Зона Отчуждения» от автора «Сай-фай ревью».
Фото со спектакля «Зона Отчуждения» от автора «Сай-фай ревью».

Вместо итого: очень рад, что получилось сходить; следующие показы в феврале, возможно, схожу ещё раз. Все детали о спектакле, актёрах, датах и билетах — по ссылке.

P.S. Я как всегда ничего не снимаю, одну-единственную приличную фотографию прикрепил. Фото в качестве, но с выступления 19-го — тут.

Вот здесь впечатления от постановки по другой фантастической повести Стругацких.