Найти в Дзене
Sputnik Армения

Крупные торговые сети "душат" конкуренцию в Армении - исследование Всемирного банка

Пользуясь доминирующим положением, супермаркеты требуют у поставщиков значительных выплат "за место на полке", а также "неохотно" снижают цены на продукты. Крупные торговые сети по-прежнему душат экономическую конкуренцию в Армении. Об этом говорится в исследовании Всемирного банка "Более справедливые рынки для инклюзивного роста", который опубликован в качестве приложения к обновленному экономическому прогнозу для страны. После 2018 года, отмечается в исследовании, правила по защите экономической конкуренции стали значительно строже, выросли штрафы за нарушение честной конкуренции, в том числе демпинг и ценовые сговоры. Вместе с тем в розничной торговле Армении супермаркеты доминируют сильнее, а продуктивность труда там ниже, чем в ряде сопоставимых стран (для сравнения были выбраны Грузия, Молдова и Хорватия). В частности, на 4 крупнейшие торговые сети приходится около 33% всей торговли продуктами питания — по сравнению с примерно 19% в сопоставимых странах. В исследовании отмечается
© Sputnik / Максим Блинов
© Sputnik / Максим Блинов

Пользуясь доминирующим положением, супермаркеты требуют у поставщиков значительных выплат "за место на полке", а также "неохотно" снижают цены на продукты.

Крупные торговые сети по-прежнему душат экономическую конкуренцию в Армении. Об этом говорится в исследовании Всемирного банка "Более справедливые рынки для инклюзивного роста", который опубликован в качестве приложения к обновленному экономическому прогнозу для страны.

После 2018 года, отмечается в исследовании, правила по защите экономической конкуренции стали значительно строже, выросли штрафы за нарушение честной конкуренции, в том числе демпинг и ценовые сговоры.

Вместе с тем в розничной торговле Армении супермаркеты доминируют сильнее, а продуктивность труда там ниже, чем в ряде сопоставимых стран (для сравнения были выбраны Грузия, Молдова и Хорватия). В частности, на 4 крупнейшие торговые сети приходится около 33% всей торговли продуктами питания — по сравнению с примерно 19% в сопоставимых странах.

В исследовании отмечается, что в 2/3 случаев выбор потребителей фактически ограничен одной сетью, потому что в радиусе 500 метров нет других супермаркетов.

Супермаркеты крупнейшей сети (имена в исследовании не указываются, но речь идет о "Ереван Сити" - ред.) занимают такое эксклюзивное положение на 50% территории Еревана (за основу ВБ использовал данные онлайн-карты OpenStreetMap).

Конкуренция между тремя крупными сетями остается значительной только в центре Еревана. Чтобы выяснить, как недостаток конкуренции влияет на местных поставщиков товаров, в марте 2025 года специалисты Всемирного банка провели среди них опрос (его подробные данные не публикуются для сохранения анонимности компаний).

Многие из респондентов заявили, что супермаркеты требуют у поставщиков значительные выплаты за присутствие товара ("за место на полке"). Доминирующее положение на рынке дает им возможность назначать эти выплаты по своему усмотрению. Это особенно мешает небольшим поставщикам.

Добавим, хотя это не указывается в исследовании ВБ, что крупные поставщики – это в основном дистрибьюторы зарубежных товаров, поэтому от такого положения особенно проигрывают местные производители.

Недостаток конкуренции, согласно аналитикам ВБ, сказывается и на ценах: например, в 2024 году, по сравнению с 2023-м, мировые цены на пшеницу снизились на 16%, оптовые цены на местную муку в Армении снизились на 5,5%, а конечные цены в супермаркетах – всего на 4,2%. В случае с курятиной отпускные цены на местных птицефабриках снизились на 8,6%, а цены в супермаркетах – всего на 4,2%.

ЦБ отмечает, что в последние годы на законодательном уровне были приняты меры по защите конкуренции (повышены штрафы за демпинг и антиконкурентное повышение цен, для супермаркетов установлен крайний срок расчета с поставщиками), но на практике у регулятора (комиссии по защите конкуренции) не хватает ресурсов, чтобы следить за всеми подобными нарушениями.