Московский Музей AZ вновь заработал — в формате открытого хранения. Посетители смогут взаимодействовать с наследием Анатолия Зверева, собственноручно меняя экспозицию. Рассказываем, как
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»
После продолжавшегося полтора года ремонта Музей AZ заново открыл свои двери для посетителей. В ближайший год в здании на 2-й Тверской-Ямской можно увидеть проект, посвященный главному герою музея — советскому художнику-нонконформисту Анатолию Звереву. Именно его инициалы «зашиты» в названии институции. Подзаголовок проекта открытия подразумевает свободный формат экспонирования. Более 200 живописных и графических работ развешаны на решетчатых щитах, часть из которых можно двигать, проникая вглубь экспозиции и видоизменяя ее облик. Это решение, напоминающее волшебные лестницы Хогвартса, которые постоянно меняют свое положение, подчеркивает свободный и открытый характер наследия Анатолия Зверева.
На пресс-показе основатель и генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева признавалась, что ей очень хотелось завершить все ремонтные работы именно в 2025 году, когда музей формально отмечает свое 10-летие. Юбилейная дата, обращение к истокам и фигура Зверева — три главных ключа к лучшему пониманию выставки «Анатолий Зверев. Открытое хранение», которая будет идти в Музее AZ до 4 октября 2026 года. Новый проект учитывает как индивидуальные черты, которые институция выработала с первых лет своего существования, так и наработки последнего времени, когда основная площадка музея была на ремонте.
Изначально возникший как музей одного автора, проект очень быстро вышел за рамки этого формата и стал актуализировать наследие Зверева в контексте других художников-шестидесятников, а Наталию Опалеву как коллекционера стало живо интересовать и современное искусство. В 2022 году на Маросейке открылось новое пространство, впоследствии ставшее Центром современного искусства AZ/ART. Здесь попеременно выставляются работы мэтров неофициального советского искусства и произведения молодых авторов, а все проекты неизменно сопровождаются обширной музыкальной программой.
Меценат Наталия Опалева — о нонконформистах, эмоциях и чувстве сопричастности
Экспозиция-трансформер для свободного искусства
Куратором проекта открытия музея выступила Катя Бочавар. Разрабатывая экспозиционное решение, она в первую очередь отталкивалась от смелости Анатолия Зверева как человека и художника. Он родился в 1931 году и прожил относительно недолгую (всего 55 лет), но очень насыщенную жизнь. Не имея за плечами академического художественного образования, по окончании ремесленного училища работал маляром в парке «Сокольники». Этот опыт во многом определил его кажущуюся непритязательность в отношении изобразительных средств: он мог написать портрет приглянувшейся ему девушки окурком или водой, в которой другой художник только что мыл свои кисти. К моделям и покровителям запросто обращался «старик» или «старуха». При этом образ такого бесшабашного гуляки и балагура — во многом сознательно сконструированный миф. По словам современников, несмотря на бедность и разгульный образ жизни, Зверев всегда был чрезвычайно опрятен и прекрасно осознавал степень своего дарования.
Результатом полубродячей жизни художника стал тот факт, что его наследие, которое по приблизительным подсчетам насчитывает больше 30 тыс. работ, буквально разбросано по частным собраниям. Зверев нередко расплачивался своими произведениями за кров, еду или питье. Свободный нрав художника лучше всего отразился в «Автопортрете с сигаретой» 1956 года. Это яркий, дерзкий образ, совершенно нехарактерный для времени, когда он был создан. При этом, по словам Кати Бочавар, художнику всегда важно соответствовать времени, в котором существуют его работы, даже если сам он уже умер.
Современное искусство нередко выходит за традиционные пределы холста и бумаги, вовлекая зрителя в свою игру. Чтобы соответствовать этим требованиям, Катя Бочавар разработала систему подвижных решетчатых щитов, на которых экспонируются произведения Зверева. При этом на всех трех этажах обновленного пространства Музея AZ экспозицию дополняет сайт-специфичный танцевальный видеоперформанс. Это решение отчасти визуально увеличивает выставочное пространство, а также приглашает зрителей к соучастию. Перформеры на видео взаимодействуют с решетками, предлагая посетителям последовать их примеру. «Вы смотрите на них и начинаете сами двигать решетки, если экспозиция это позволяет, — рассказывает Катя Бочавар. — В результате выставка как бы подстраивается под вас. Она получится ровно такой, на сколько хватит вашего любопытства».
Арт-психоанализ и 67 автопортретов
Каждый из трех этажей открытого хранения посвящен конкретному пласту наследия Анатолия Зверева. На первом этаже посетителей Музея AZ встречают 88 графических работ из собрания знаменитого советского коллекционера Георгия Костаки. В 1977 году он был вынужден покинуть СССР и уехать в Грецию, забрав с собой семь папок с работами Зверева, которого он называл первым русским экспрессионистом и русским Ван Гогом. В 2013 году дочь коллекционера Алики Костаки передала в дар будущему музею больше 600 работ и архивных материалов, часть из которых теперь экспонируется на первом этаже. Здесь есть супрематическая графика, изображения животных и даже обнаженная натура, спрятанная в самых дальних рядах решеток. «Чтобы докопаться до нее, вам точно придется повзаимодействовать с нашей конструкцией», — шутит куратор.
Готовясь к выставке, Катя Бочавар была, по ее собственным словам, поражена обилием автопортретов Зверева в собрании Музея AZ. Художник писал себя буквально всю жизнь, постоянно экспериментируя с техникой и образами. В экспозиции можно увидеть как ранний, еще более-менее реалистичный карандашный автопортрет в тельняшке (в юности будущий художник отслужил несколько месяцев на флоте), так и более поздние автопортреты, в которых Зверев примеряет разные личины. Он может прикидываться древним стариком, персонажем диккенсовского романа, мушкетером в широкополой шляпе с пером или даже Ван Гогом в шапке-ушанке.
«Мне кажется, что самое интересное и в этой выставке, и в этом музее, это то, что мы можем сравнить одного и того же художника с ним же самим и выбрать тот образ, который нам ближе всего, — рассказывает Катя Бочавар. — Знакомство с этой частью экспозиции чем-то похоже на психоанализ». Всего на выставке собрано 67 автопортретов Зверева: 65 на втором этаже и еще два на третьем.
На третьем этаже за стеклянной стеной расположилась закрытая часть открытого хранения. Это пространство, где экспозиция, доступная посетителям, как бы перетекает в музейные фонды. Такое решение обусловлено еще и тем, что здесь представлены довольно хрупкие живописные работы самых разных жанров, включая пейзажи, портреты и натюрморты. Среди них есть и знаковая для музея картина — датированный 1958 годом «Портрет Полины», благодаря которому в 2005 году состоялось знакомство Наталии Опалевой и изображенной на полотне Полины Лобачевской, будущих соосновательниц музея. Будучи близко знакомой со Зверевым, Полина Ивановна порой упрекала его в том, что он недостаточно бережно относится к своим работам. На это Зверев в шутку отвечал ей: «Не переживай, старуха, меня не станет, вот ты этим и займешься». Так и случилось.
Осмотреть представленные на третьем этаже работы из фонда музея посетители смогут в любое время, а «стеклянный занавес» будет открываться по определенным дням только в присутствии хранителей. Кроме того, третий этаж на протяжении всего времени работы выставки будет работать как многофункциональное пространство с поп-ап-кинотеатром, концертным залом, лекционной зоной и местом для мастер-классов. Частью программы, например, станет придуманный Катей Бочавар еще в 2015 году проект «Партитура движения». Он подразумевает взаимодействие с художниками, которые пишут перформеров с натуры в реальном времени. «Танцоры танцуют, а художники рисуют, Звереву бы такое точно понравилось», — подчеркивает Катя Бочавар.