Найти в Дзене
Максим Парфирьев

Общественник Парфирьев просит министров объяснить исчезновение нормы об отстреле «вредных» хищников и предлагает её вернуть

Оглавление

После трагической гибели ребёнка в охотничьих угодьях Красноярского края, где стая бродячих собак загрызла десятилетнего Витю Кривошеина, встал вопрос о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы не допустить подобных трагедий в будущем.

Общественник и охотник Максим Парфирьев направил открытое обращение в профильные министерства.

В документе он просит дать правовую оценку сложившейся ситуации и вернуть в законодательство исключённую норму, которая десятилетиями позволяла регулировать численность «вредных» хищников. Охотник-общественник также указывает, что отмена этой нормы противоречит международным обязательствам России, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии, обязывающей стороны контролировать чужеродные виды, угрожающие экосистемам и здоровью человека.

Министру здравоохранения Российской Федерации

Михаилу Альбертовичу Мурашко

Министру сельского хозяйства Российской Федерации

Оксане Николаевне Лут

Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Александру Александровичу Козлову

Директору Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны, использования объектов животного мира и развития охотничьего хозяйства

Татьяне Сергеевне Арамилевой

От: Гражданина Российской Федерации
Максима Анатольевича Парфирьева

Копия: Председателю Комитета СФ

по аграрно-продовольственной политике

и природопользованию

Александру Владимировичу Двойных

20.11.2025 г.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

с предложением о внесении изменений в законодательство

Уважаемый Михаил Альбертович!

Уважаемая Оксана Николаевна!

Уважаемый Александр Александрович!

Уважаемая Татьяна Сергеевна!

Обращаюсь к Вам в связи с чрезвычайно трагическим происшествием, которое произошло 25октября 2025 года на территории Общедоступного Охотничьего Угодья № 5, расположенного в Берёзовском районе Красноярского края, где по информации из открытых источников, десятилетний мальчик Витя Кривошеин был загрызен бродячими собаками. Пользователем данного угодья является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Это свидетельствует о серьёзных проблемах в области регулирования численности бродячих собак на природных территориях в том числе в охотугодьях общего пользования на территории Красноярского края.

Как представитель охотничьего сообщества, я не могу игнорировать данную трагедию и её системные причины. В рамках своей общественной деятельности я направляю Вам настоящее обращение, содержащее вопросы к уполномоченным ведомствам, анализ проблемы, и конкретные законодательные инициативы.

В советский период обязанность охотника по отстрелу вредных животных, к которым относились волк, шакал, серая ворона, а также бродячие собаки и кошки, была законодательно закреплена. Данная норма содержалась в подзаконных актах — Типовых правилах охоты, которые являлись основным документом, регламентирующим повседневную деятельность охотника.

Правила устанавливали:

· Конкретный перечень видов, подлежащих истреблению;

· Круглогодичный срок проведения такого отстрела;

· Чёткое определение бродячего животного (например, «собака или кошка, находящаяся далее 200 метров от населенного пункта без владельца»).

Через Охотничий минимум, являвшийся сводом обязательных для изучения норм, это положение доводилось до сведения каждого охотника и подлежало проверке при получении охотничьего билета. Таким образом, рядовой охотник был обязан исполнять данную норму при встрече с подобными животными в угодьях.

Как пример: в Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 (СП РСФСР, 1960 г., № 34, с. 164), в п. 19 сказано, что на охотника возлагается истреблять вредных хищников, а также сохранять полезных диких зверей и птиц и способствовать их разведению.

Почему из закона об охоте, из правил охоты, и из Охотминимума убрали обязанность охотника истребляя отстреливать вредных хищников в том числе бродячих собак? Почему там о вредных хищниках и о необходимости их отстрела ничего нет?

Разве отсутствие отстрела вредных хищников может способствовать сохранению полезных диких зверей и птиц и их разведению?

А может это положительно сказываться на формирование сознания самого охотника?

Также в пп.3 п. 4.12. Гл. 4. «Профилактика бешенства животных и человека» САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ СП 3.1.096-96. ВП 13.3.1103-96. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. Ветеринарные правила» (утв. Госкомсанэпиднадзором России 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом России 18.06.1996 N 23) (с изм. от 22.07.2010), который дословно прописан так: «- регулировать численность диких хищных животных, проводить отстрел бродячих собак и кошек, браконьерствующих в охотничьих угодьях;»

Для охотников это было прописано вполне конкретно и более чем понятно!

Уважаемый Александр Александрович! Уважаемая Татьяна Сергеевна!

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и полномочиями ваших ведомств, прошу дать разъяснения:

1. Почему из Федерального закона № 209-ФЗ, а также из подзаконных актов (Правил охоты) была исключена прямая обязанность охотника по отстрелу «вредных» хищников, в число которых исторически входили и бродячие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях?

2. Каким образом в текущей редакции законодательства об охоте решается вопрос обеспечения безопасности охотничьих ресурсов (полезных диких зверей и птиц) от негативного воздействия бродячих собак?

3. Считает ли Министерство, что отсутствие у охотника правового механизма для противодействия бродячим собакам в угодьях положительно сказывается на сохранении охотничьих ресурсов и формировании сознания охотника?

Уважаемая Оксана Николаевна!

Минсельхоз России отвечает за ветеринарию и регулирование в сфере сельскохозяйственных животных. В связи с этим прошу разъяснить:

1. Каким именно правовым актом и какой нормой было отменено предписание об отстреле бродячих собак, содержавшееся в п. 4.12 СП 3.1.096-96, после его отмены в 2010 году? Каковы были правовые основания для исключения этой меры из действующих ветеринарных правил?

2. Возникает правовая коллизия: с одной стороны, ОКВЭД относит разведение собак к разделу «Сельское хозяйство», а с другой — Федеральный закон № 498-ФЗ прямо исключает обращение с животными-компаньонами (к которым относятся собаки) из сферы регулирования как сельскохозяйственных животных

. Какой из этих актов обладает приоритетом в данном вопросе и как разрешается это противоречие на практике?

Уважаемый Михаил Альбертович!

Как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере здравоохранения, прошу вас дать разъяснение:

1. Каковы были пределы правового регулирования отмененного СанПиН СП 3.1.096-96 и введенного взамен СП 3.1.7.2627-10 в части мер профилактики бешенства, связанных с бродячими животными в природных и охотничьих угодьях?

2. Почему в новом документе была исключена конкретная мера по «проведению отстрела бродячих собак и кошек, браконьерствующих в охотничьих угодьях», и какими научными и эпидемиологическими данными было обосновано это изменение?

Также следует отметить позицию международного права: Согласно пункту h) Статьи 8 Конвенции о биологическом разнообразии, каждая Договаривающаяся Сторона (включая Российскую Федерацию) обязана «предотвращать интродукцию, контролировать или уничтожать такие чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам». В системной связи с пунктом g) той же статьи, требующим учитывать опасность для здоровья человека, данные положения создают правовую обязанность государства:

Контролировать и, в том числе применяя методы уничтожения, регулировать численность популяции бродячих собак как чужеродного вида, наносящего ущерб биологическому разнообразию и представляющего опасность для жизни и здоровья человека.

Бродячие собаки (Canis lupus familiaris) в условиях естественных экосистем правомерно квалифицируются как инвазивный чужеродный вид, наносящий значительный ущерб биоразнообразию. Таким образом, Конвенция устанавливает презумпцию права и обязанности государства на применение эффективных мер контроля, включая уничтожение, для защиты окружающей среды и здоровья населения.

Получается, что норма в обязанности охотника отстреливать вредных хищников является обязанностью, вытекающей из международного права.

25.10.2025 г. в общедоступных охотничьих угодьях № 5 Берёзовского района Красноярского края стая бродячих собак загрызла десятилетнего Витю Кривошеина!

Данная трагедия безусловно подрывает доверие к охотникам и бросает тень на охоту и охотничье дело!

Уважаемые руководители!

Трагедия с гибелью ребёнка в Красноярском крае является страшным, но закономерным следствием существующего правового вакуума, создающего прямую угрозу жизни и здоровью граждан, а также приводящего к невосполнимому ущербу для биологического разнообразия России и противоречию с её международными обязательствами.

В связи с этим, настоятельно призываю Вас использовать Ваши полномочия для инициирования внесения изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ «Об охоте...» и подзаконные акты. Целью изменений должно стать закрепление обязанности охотника по отстрелу вредных хищников, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и наносящих ущерб природным экосистемам, в том числе бродячих собак в охотничьих угодьях.

Прошу Вас рассмотреть настоящее обращение, дать ответы на поставленные вопросы и сообщить о принятом решении касательно моих предложений.

С уважением,

Максим Анатольевич Парфирьев.

20 ноября 2025 года

-2