Вы с замиранием сердца слушаете разбор очередного громкого преступления, а через час так же завороженно пробираетесь по тёмным коридорам в хоррор-игре. Казалось бы, что общего? На самом деле — очень многое. И гейм-дизайнеры, и следователи — оба являются настоящими архитекторами страха, и они используют поразительно похожие психологические приёмы.
1. Управление информацией: искусство напряжённого ожидания
Вот что объединяет хороший детектив и гениальный хоррор — они никогда не показывают вам всю картину целиком.
· В криминалистике: Следователь постепенно раскрывает улики. Сначала — место преступления, потом — показания свидетелей, затем — результаты экспертиз. Каждый новый кусочек пазла меняет ваше восприятие случившегося. Эта неопределённость и порождает главное напряжение: «А что же было на самом деле?».
· В видеоиграх: Взгляните на Silent Hill 2 или Outlast. Вам никогда не показывают монстра сразу. Сначала вы слышите скрип, видите тень, натыкаетесь на кровавый след. Мозг, не имея