Начало: Кровавый уголь. Часть 2.2. Угольные войны. 1919 - 1921 гг.
IV
Велика депрессия
4.1. 1931 – забастовки. 1931, 1932 – самопомощь горняков в районе Пенсильвании
4.2. Горячая точка - Кровавый Харлан.
4.3. Новые трудовые законы.
V
Вторая половина 20-начало 21в.
IV.
Великая депрессия.
4.1. 1931. – забастовки. 1931, 1932 – самопомощь горняков в районе Пенсильвании.
1929 г. – начало великой депрессии. После краха экономика едва функционировала. Производство сократилось на 50 %, а к 1933 возможно и больше (точной цифры никто не знает). Число безработных поднялось до 15-17 млн. человек, что составляло от четверти до трети трудоспособных людей.
По всей стране скопились тонны продуктов питания, но их было невыгодно куда-либо вести и продавать. Склады ломились от одежды, но американцы не могли себе позволить купить ее. Многие дома пустовали из-за высокой арендной платы. Квартиросъемщиков выселяли, и теперь они проживали в «гувервиллях», наскоро созданных подобиях домов.
Своего “дна” кризис достиг летом 1932 г.
Типичным было положение в угольных районах. Корреспондент “Нью-Йорк Таймс” сообщал, что дети там ходят в школу голодными, а большинство вообще не ходят, т.к. у них нет ни сил, ни одежды, ни обуви. Родители не могут купить им учебники и еду. Дети, просящие милостыню, стали общепринятым явлением. К 1932 г. в стране закрылось 2600 школ – ходить в них было некому. Десятки тысяч семей, собрав пожитки, бродили по стране в поисках работы и куска хлеба. Бродяг было более миллиона.
Помогала только “Армии спасения” и небольшие благотворительные организации. Государственная система помощи безработным отсутствовала. Президент Гувер заявлял о «нецелесообразности» непосредственной помощи безработным со стороны федерального правительства, поскольку, мол, она «подорвет веру населения в собственные силы» и «ослабит стойкость индивидуального характера американцев».
Тяжело было и тем, кто еще сохранил работу. Условия труда ухудшились, заработки сократились, произвол хозяев увеличился. Рабочие боялись бастовать из страха лишиться работы. Правительство же заботилось только о спасении бизнеса, выделив более 8 млрд. дол., которые пошли крупным корпорациям.
В 1931-1932 люди организовывались, чтобы помочь себе: организовывали советы безработных, организации самопомощи, которые предотвращали выселение людей, предоставляли юридическую помощь безработным, арестованным в голодных маршах.
Один из примеров самопомощи был в угледобывающем районе Пенсильвании, где бригады безработных горняков строили шахты на территории, принадлежащей компании, добывали уголь, перевозили его на грузовиках в города и продавали по ценам ниже рыночных. К 1934 г. 20 000 чел., добыли 5 млн. тонн этого так сказать «нелегального» угля. Когда делались попытки преследовать их по закону, жюри присяжных, состоявшее из местных жителей, отказывалось признавать этих людей виновными, а местные тюремщики отказывались сажать их за решетку.
В 1931 г., в разгар кризиса происходили стачки против массовых увольнений. Наиболее крупные были летом 1931 г. в угольных районах Пенсильвании, Огайо и Западной Вирджинии. Действия шахтеров возглавлялись Национальным союзом горняков, входившим в состав руководимой коммунистами Лиги профсоюзного единства (ЛПЕ). Крупные выступления провели в 1931—1932 гг. шахтеры Кентукки и Иллинойса. Десятки людей были убиты и ранены. Число арестованных превысило 1 тыс., а количество избитых и пострадавших от газов — 2 тыс. человек. Корреспондент «New York Times», побывавший на месте забастовки, писал: «Битуминозные угольные районы от Пенсильвании до Оклахомы и от Западной Виргинии до Алабамы находятся в огне...» В 1931 – 1932 гг. бастовало примерно 340 тыс. шахтеров. Когда забастовка закончилась, зарплата на участках недавно происходившей борьбы была на 25% выше зарплаты шахт, не принимавших участия в забастовке.
4.2. Горячая точка - Кровавый Харлан.
Округ Харлан в Кентукки в 30-е годы стал горячей точкой борьбы шахтеров и получил название Кровавого Харлана.
45 000 шахтеров оказались в ситуации, когда зарплата резко упала, а цены резко выросли. Семьи выживали, питаясь ботвой красной фиалки, салатом и дикой зеленью. Многие шахтеры не могли позволить себе уголь и искали на железнодорожных путях случайные куски угля, упавшие с угольного поезда. Очередное сокращение зарплаты в феврале 1931 г., вызвало новую волну профсоюзной активности, несмотря на то, что отделения профсоюза Объединенные горняки Америки /UMWA/ с 1924 г. не было в округе, но несколько неактивных членов профсоюза оставались в Харлане, и скрытые, тихие собрания проходили по домам.
Слухи о профсоюзном объединении распространили панику в Ассоциации, представляющей интересы владельцев шахт округа Харлан. Судья Дэви Джонс, жена которого была членом этой Ассоциации, объявил всю профсоюзную деятельность незаконной в соответствии с Законом Кентукки о криминальном синдикализме 1920 года, что стало мощной юридической поддержкой для подавления профсоюзной организации в Харлане. Шериф и его заместители прочесывали холмы Харлана в поисках «преступных синдикалистов».
Жители Харлана потеряли последние иллюзии относительно беспристрастности правоохранительных органов. Автор песен Флоренс Рис вспоминает:
«Шериф Джон Блэр и его люди пришли к нам домой в поисках Сэма — это мой муж — он был одним из лидеров профсоюза. Я была дома одна с нашими семью детьми. Они обыскали весь дом, а затем дежурили снаружи, ожидая, чтобы застрелить Сэма, когда он вернется. Но он не вернулся домой той ночью. После этого я вырвала лист из календаря на стене и написала слова « На какой стороне ты?» …. Мои песни всегда посвящаются неудачникам — рабочим. Я одна из них, и я чувствую, что должна быть с ними. Нейтралитета не существует. Вы должны быть на одной или другой стороне. Некоторые говорят: «Я не принимаю чью-либо сторону — я нейтрален». Такого понятия не существует. В вашем сознании вы на одной или другой стороне. В округе Харлан не было нейтралитета. Если вы не были бандитом с оружием, вы были членом профсоюза.»
Несмотря на угрозы, профсоюзная организация в Харлане росла. Местные организаторы проводили небольшие тайные собрания по всему округу и к началу марта 1931 года сформировали децентрализованное профсоюзное движение. Тогда местные лидеры обратились к Объединенным горнякам Америки /UMWA/ за признанием и помощью. В конце марта 1931 года представители Объединенных горняков Америки /UMWA/ прибыли в Харлан и провели массовый митинг в поддержку профсоюзного объединения. Владельцы шахт немедленно ответили репрессиями. Шахтеров, присутствовавших на митинге, автоматически уволили, внесли в черный список и сказали «убираться из Харлана». Вскоре после митинга одновременно сгорело 35 частных домов, принадлежавших сторонникам профсоюза.
Профсоюз действует противоречиво: сначала становится публичной силой и призывает шахтеров в него вступать, обещая помощь, но вскоре после второго массового митинга, когда 11 000 шахтеров Харлана вышли на забастовку, профсоюз Объединенные горняки Америки /UMWA/ отступил от своих предыдущих обещаний и действовал как посредник между сторонами конфликта. Без продовольственной поддержки Объединенных горняков Америки /UMWA/ у забастовщиков не было другого источника для обеспечения продовольствием. Красный Крест не считал забастовку угольщиков «естественной чрезвычайной ситуацией». Нешахтерские церковные общины в округе Харлан не сочувствовали нуждам забастовщиков. Не имея какой-либо помощи, голодающие шахтеры устроили рейды на магазины, принадлежащие компании, в ответ на это шериф Блэр увеличил штат своих заместителей.
5 мая 1931 года происходит то, что получило название «Битва при Эвартсе», которая сделала забастовку шахтеров округа Харлан одной из самых тщательно отслеживаемых, как властями, так и обществом, забастовок в Америке. Шахтеры устроили засаду около городка Эвартс на машины, доставляющие материалы и продовольствие штрейкбрехерам, которые охранялись заместителями шерифа.
В воздухе раздался одиночный выстрел. Кто стрелял неизвестно – каждая из сторон указывала на противоположную. - Вооруженные забастовщики и помощники шерифа устроили перестрелку, в результате которой погибли три охранника и один шахтер. За 15 минут было сделано более 1000 выстрелов. После битвы тридцать четыре шахтера были арестованы, в то же время ни один помощник шерифа не был арестован и обвинен в убийстве. Тихий холмистый округ теперь был известен по всем Соединенным Штатам как «кровавый Харлан».Шли недели, все больше и больше забастовщиков арестовывались за так называемый «преступный синдикализм». Тюрьмы Харлана были переполнены.
Профсоюз Объединенные горняки Америки /UMWA/ отказался от забастовки в Харлане, назвав ее «дикой». Его чиновники поддержали решение губернатора отправить 400 национальных гвардейцев в округ Харлан, которые, прибыв на место арестовали профсоюзных организаторов. Бастующие Харлана были возмущены действиями профсоюза Объединенные горняки Америки.
В мае 1931 года в Харлан приходят радикальные профсоюзы. Устав IWW Индустриальных рабочих мира был найден во время рейда на местную штаб-квартиру Объединенных горняков Америки /UMWA/. По оценкам, численность членов Индустриальных рабочих мира /IWW/ в Харлане составляла не более двухсот шахтеров. Коммунистический Национальный профсоюз горняков /UMWA/ вошел в Харлан в июне 1931 года. Он был меньше Объединенных горняков Америки /UMWA/, но приложил больше усилий, открыв несколько бесплатных столовых в округе. Позиции Национального профсоюза горняков /NMU/ были подорваны тем, что среди профсоюзных организаторов Харлана были священники, и узнав о враждебности коммунистического руководства Национального профсоюза горняков /NMU/ к религии, осудили организацию. В Харлане был убит организатор Союза молодых коммунистов Гарри Симмс.
Когда радикальные профсоюзы начали организационную кампанию, помощники шерифа Блэра начали полномасштабное наступление. Они разгоняли профсоюзные собрания слезоточивым газом, 10 августа 1931 они же взорвали динамитом машину члена профсоюза, когда она стояла перед столовой Национального профсоюза горняков.
Забастовка шахтеров округа Харлан стала «символическим событием» в национальных СМИ. С июня по ноябрь 1931 года писатели со всей Америки приезжали в Харлан. Самой заметной группой был Национальный комитет защиты политических заключенных, в который входили Теодор Драйзер и Джон Дос Пассос. Комитет Драйзера и другие писатели превратили забастовку в Харлане в своего рода медийное событие. Во многом благодаря их работам некоторые стороны забастовки хорошо задокументированы. Эти и другие писатели подвергались различным преследования в Харлане - избиениям, арестам, расстрелам, «похищениям» с перевозкой в другой штат. Несмотря на угрозы, репортеры продолжали приезжать в Харлан. Летом 1931 года корреспондент United Press был застрелен в Харлане.
Под давлением общественности, губернатор позже признал: «существует фактически царство террора (в округе Харлан), финансируемое в целом группой операторов угольных шахт в сговоре с определенными государственными чиновниками: жертвами этого царство террора являются шахтеры и их семьи... чудовищное царство угнетения, щупальца которого проникли в самые основы социальной структуры и даже в Церковь Бога... дома шахтеров и организаторов профсоюза были взорваны и обстреляны... Похоже, что главной причиной существующих условий является желание владельцев шахт сколотить себе состояние за счет угнетения своих рабочих, что они и делают через офис шерифа».
Летом 1931 года забастовки шахтеров проходили по всему штату Кентукки, но им не хватало объединяющей организационной силы. Объединенные горняки Америки /UMWА/ ушли из Харлана, а Индустриальные рабочие мира /IWW/ и Национальный профсоюз горняков /NMU/ все время спорили между собой. Без сильной коалиции у забастовщиков не было политической базы, с помощью которой они могли бы противостоять силе шахтовладельцев Харлана, которые оказывали влияния на правовую систему штата.
В 1933 году условия в округе Харлан начали улучшаться. Они изменились с принятием Национального закона о восстановлении промышленности, который гарантировал право на коллективные договоры и право вступать в трудовую организацию по собственному выбору.
Хотя трудовые баталии в Харлане не прекратились после 1933 года, но шахтеры начали получать уступки в результате принятия закона. В сентябре 1933 года округ Харлан признал Объединенных горняков Америки /UMWA/ своим официальным профсоюзом шахтеров. Федеральные чиновники Объединенных горняков Америки /UMWА организовали сплоченную профсоюзную сеть в Харлане, а также по всему Кентукки и другим угольным штатам.
Но 1935 год оказался неспокойным для Харлана; в округе трижды были развернуты войска. В сентябре войска были отправлены в защиту шахтеров впервые за время войны в округе Харлан, а губернатор назвал избиения и преследования со стороны охранников шахты «худшим проявлением террора в истории округа». Он защитил шахтеров, несмотря на то, что несколькими неделями ранее в результате взрыва бомбы погиб прокурор округа Харлан.
Борьба в округе Харлан продолжалась большую часть 30-х годов и стала одним из самых ожесточенных и затяжных трудовых конфликтов в истории Америки, которые в Кентукки до сих пор называют годами «Кровавого Харлана».
4.3. Новые трудовые законы.
Чтобы избежать стихийного взрыва всеобщего возмущения в 30-е годы правительства и Гувера, и Рузвельта маневрируют между интересами бизнеса и трудящихся. Принимается ряд в общем то прогрессивных законов.
Самым значимым законом в сфере труда стал Национальный Закон о трудовых отношениях или еще известный как Закон Вагнера, принятый в 1935 г. под влиянием стачки 1934 г., охватившей разные отрасли, в которой приняло участие 1 500 000 чел. Закон Вагнера гарантировал право наемным работникам частного сектора объединяться в профсоюзы, участвовать в коллективных переговорах и предпринимать коллективные действия, такие как забастовки, и он запрещал компанейские союзы. Это был самый радикальный закон, принятый в те годы.
В результате за годы президентства Рузвельта численность профсоюзов выросла более чем втрое, профсоюзы одержали победы в 80% стачек. Реальная заработная плата американских рабочих с 1935 по 1945 г. выросла на 80%.
С принятием закона Вагнера завершается большой этап в профсоюзном, рабочем движении и борьбе шахтеров как их части. Несмотря на его передовой характер, у закона Вагнера выявляется и обратная сторона – профсоюзы утрачивают свою прогрессивную роль локомотива, движущего общество к прогрессу и становятся чрезвычайно зависимыми от государства.
V.
Вторая половина 20 в.-начало 21в.
Во второй половине 20 века продолжает снижаться значение угля как источника энергии, а шахтеры продолжают бороться за свои права, в том числе и путем забастовок.
В 50-е гг. в шахтах появляются непрерывные горнодобывающие машины,
которые увеличивают плотность пыли в шахте, поэтому особенно актуальным становится вопрос о болезни черных легких.
В июне 1973 года снова бастуют шахтеры Харлана. Забастовка продлилась 13 месяцев и о ней снят документальный фильме «Округ Харлан. США», который считается единственным подлинно документальным фильмом о шахтерах.
С 1990-х гг. ситуация очень сильно меняется. Проводить забастовки так же, как даже в 80-е уже невозможно. Технологии безопасности, такие как камеры наблюдения и датчики, тогда не были так распространены или эффективны, поэтому бастующим до 1990-х было проще проводить сидячие забастовки и закрывать рабочие места.
Занятость в отрасли непрерывно сокращается и люди переезжают в другие места. Города угольных компаний, в том виде как они существовали с 19 века, продолжают исчезать. И если раньше в шахтерских городках люди знали друг друга и чувствовали солидарность, которая давала возможности для самоорганизации и работы профсоюзов, то уже с 1990 – х шахтер может добираться до работы на машине сотню миль и после восьмичасовой смены уже редко присоединяется к своим коллегам, чтобы выпить пива в местном баре по дороге домой.
Угольные компании получают миллиарды долларов ежегодных госсубсидий и налоговых льгот, при этом используют все те же эксплуататорские практики, что и 100 лет назад. Они нанимают дорогих адвокатов для борьбы с выплатой пособий шахтерам за болезнь легких. Теперь угольные корпорации объявляют о банкротстве, оставляя рабочих без оплаты, и шахтеры снова вынуждены бороться за выплаты и компенсации по увольнению. Пенсионному фонду шахтеров грозит неплатежеспособность , поскольку многие компании, которые платили в фонд, подали заявление о банкротстве.
В июле 2019 года шахтеры и вдовы шахтеров из Кентукки приехали в Вашингтон, и обратились к Конгрессу с просьбой принять законодательство, гарантирующее полное финансирование шахтерских льгот. После встречи один из шахтеров поделился впечатлением: «Они смотрят на нас, как на что-то у них под ногами. Им плевать на шахтеров юго-восточного Кентукки».
Во время первой предвыборной гонки Трамп играл на ностальгии по старым-добрым временам. Один из шахтерских активистов высказался так: «Старые добрые времена, которые вы должны помнить, это когда у нас были профсоюзы, и мы могли с нетерпением ждать будущего… Теперь наши дети до смерти боятся своего будущего».
На настоящий момент все завоевания, сделанные шахтерами с начала 20 века повернуты вспять.
Некоторые использованные источники:
1. Зинн Г. «Американская империя. С 1492 года до наших дней», Москва, 2014 г.
2. Козенко, Севостьянов. «История США», 1994 г.
3. Согрин В.В. «Центральные проблемы истории США», Москва, 2013 г.
4. Лан В. «Классы и партии в США», Москва, 1937 г.
5. «История США» в 4-х томах. т.2., т.3. Глав. ред. Севастьянов Г.Н. Москва, 1985 г.
6. Джонатан Гроссман. «Забастовка угольных шахтеров 1902 года: поворотный момент в политике США»
https://www.dol.gov/general/aboutdol/history/coalstrike
7. Сэм Лоури. «Забастовка шахтеров в Колорадо и резня на шахте Колумбайн, 1927 г.»
https://libcom.org/article/colorado-miners-strike-and-columbine-mine-massacre-1927-sam-lowry
8. Основные источники о забастовке Уиндбера за профсоюз в 1922-1923 гг.
9. С.Д. Лима. «Битва у горы Блэр»
https://reimagineappalachia.org/the-battle-of-blair-mountain/
10. Резня в Ладлоу.
https://www.pbs.org/wgbh/americanexperience/features/rockefellers-ludlow/
11. Патрик Хайд. «Никаких нейтралов: забастовка шахтеров округа Харлан в 1931 г.»
https://patrickhyde.com/non-fiction/no-neutrals-the-1931-miners-strike-in-harlan-county-kentucky/
12. Дэвид У. Гетингс. «Округ Харлан, штат Кентукки, шахтеры присоединяются к профсоюзу UMWA, США, 1973-1974 гг.»
13. Вспоминая Кровавый Харлан.
https://parallelnarratives.com/remembering-bloody-harlan/
14. Майкл Сайнато. «Уволенные с задолженностью по зарплате: шахтеры Кентукки блокируют угольные поезда»
https://www.theguardian.com/us-news/2019/sep/17/harlan-county-coalmine-train-protest
15. Майкл Сайнато. «Уголь закончился»: шахтеры поддерживают «Новый зеленый курс».
16. Пол Дж. Найден. «Рядовые восстания на угольных месторождениях, 1964-80 гг.»
https://monthlyreview.org/2007/03/01/rank-and-file-rebellions-in-the-coalfields-1964-80/
17. Стефан Бисаха. «Поскольку забастовка шахтеров Алабамы близится к завершению, давайте рассмотрим, почему она началась и как она провалилась.»
18. Койот Уоллес. «Затерянные герои старых Аппалачей: Легенда об улыбающемся Сиде Хэтфилде.»