Главный фильм года с Ди Каприо, новый (и максимально красивый) "Франкенштейн", "прогулочный" вариант "Игры в кальмара" и другие фильмы этого года, которые уже можно посмотреть.
Безнадёжная попытка выловить из нескончаемого кинопотока что-то для души, настроения и мысли :)
В обзор включены только фильмы, доступные на момент выхода поста в хорошем качестве, с оригинальной аудиодорожкой. По мере просмотра пост обновляется и дополняется впечатлениями от фильмов.
Списки сериалов ведутся отдельно, вот тут, например:
Битва за битвой
One Battle After Another
Реж. Пол Томас Андерсон. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Шон Пенн, Чейз Инфинити, Бенисио дель Торо, Тейяна Тейлор.
Посмотрено ✅. Главный фильм года и главный претендент на будущий "Оскар", по общему мнению критиков. Новый фильм Пола Томаса Андерсона ("Магнолия", "Нефть") – о любви, революции, расизме, общественном расколе, отношениях отца и дочери и преемственности поколений.
Леонардо Ди Каприо играет отошедшего от дел и вполне опустившегося бывшего участника левой радикальной группировки (в рецензиях её называют революционной, но с тем же успехом можно назвать и террористической, наверное). Он растит дочь без матери. А мать была как раз руководительницей этой группировки. Когда её арестовали, она выдала своих товарищей и пустилась в бега. К ней же воспылал страстью полковник Локджо, туповатый расист (а революционерка – темнокожая). В этой роли колоритного злодея – Шон Пенн. Это всё завязка, а основное действие начинается, когда выросшая 15-летняя дочь (дебютная роль Чейз Инфинити) пропадает из дома, и нелепый Ди Каприо в домашнем халате бежит её спасать.
Очень зрительское кино, захватывающее своим темпом, удерживающее внимание до конца, сочетающее драматизм, комизм и социальную остроту, радующее яркими актёрскими работами (конечно, на первом плане отрываются Ди Каприо и Пенн, но мне больше всего понравился Бенисио дель Торо в небольшой роли тренера по карате). Вот вроде бы всё на месте, но почему-то во мне глубокого следа фильм не оставил.
Ещё неизбежно возникает сравнение с вышедшим в этом же году "Эддингтоном" Ари Астера на похожую тему о противостоянии правых и левых настроений в обществе, но это отдельный разговор.
После охоты
After the Hunt
Реж. Лука Гуаданьино. В ролях: Джулия Робертс, Эндрю Гарфилд, Айо Эдебири, Майкл Стулбарг, Хлоя Севиньи.
Посмотрено ✅. А вот этот фильм, принятый критикой и зрителями очень неоднозначно, – в списке самых больших моих киновпечатлений года (наряду с "Прости, детка" Евы Виктор).
В главной роли здесь блистает Джулия Робертс. Её Альма – харизматичная и независимая профессорка философии в Йельском университете. Ученица сообщает ей о совершённом изнасиловании. Предполагаемый виновник – другой преподаватель и лучший друг Альмы (Эндрю Гарфилд). Пока Альма колеблется, ученица, будучи дочерью влиятельных родителей, спонсоров университета, сама начинает атаку против виновника, предаёт дело огласке. Вдобавок вскрывается неблаговидная тайна из прошлого самой Альмы.
"После охоты" может восприниматься очередным фильмом о последствиях #MeToo, но тут всё сложнее и интереснее, на мой взгляд.
Дом динамита
A House of Dynamite
Реж. Кэтрин Бигелоу. В ролях: Ребекка Фергюсон, Идрис Эльба, Габриэль Бассо, Джаред Харрис.
Посмотрено ✅. Дом динамита (или дом, набитый динамитом) – это, собственно, наша планета, а динамит – ядерное оружие, метафора довольно прозрачная. По сюжету в сторону США летит ракета. Сбить её не получается, понять, кто её запустил – тоже, время идёт на минуты, и президенту нужно выбрать, во-первых, отвечать сразу или нет ("Если мы не ответим, наши враги примут это за слабость", – слышит он от советников), а во-вторых, выбрать вариант ответа, перелистывая файлы с этими вариантами, как кошмарное меню ("с кровью", "средней прожарки", "well-done", – звучит чёрный юмор). Хороших вариантов, как мы понимаем, нет, и мир находится на грани уничтожения.
Весь фильм, кроме небольшого вступления-экспозиции, – это 20 минут, которые проходят до момента прилёта ракеты, показанные с точек зрения разных персонажей. Снятый предельно реалистично, сухо, репортажно, этот фильм-предупреждение, отражение социальных тревог и страхов, он, наверное, воздействует на уровне идеи, передаёт эти страхи, но скорее поверхностно-эмоционально. Чего-то большего от такого жанра ждать трудно.
Франкенштейн
Frankenstein
Реж. Гильермо дель Торо. В ролях: Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Миа Гот, Кристоф Вальц, Феликс Каммерер, Ларс Миккельсен.
Посмотрено ✅. "Франкенштейн", написанный 18-летней Мэри Шелли в начале XIX века, вошёл в плоть и кровь массовой культуры века 20-го и по-прежнему крайне востребован в 21-м. Сам доктор Франкенштейн стал прототипом популярной фигуры Безумного учёного. А созданный им монстр, сшитый из кусков разных человеческих тел, чья внешность у нас стойко ассоциируется с образом, воплощённым на экране Борисом Карлоффом в 1931 году, приложил руку ко всей последующей теме оживших (и особенно оживлённых искусственно) мертвецов в фантастике.
Экранизировать роман Шелли было давней мечтой Гильермо дель Торо, главного страшного сказочника современности. Фильм вышел столь же роскошным визуально, сколь и далёким от романа и уступающим ему в глубине. Образ монстра предельно романтизирован и облагорожен, на его совести нет невинных жертв (в отличие от романа), если причиняет смерть, то в порядке "необходимой самообороны". В фильме он назван the Creature – Существо, Творение, Создание, и этот смысл творения как произведения искусства, отражается и в "мраморном", скульптурном облике персонажа (покорившая зрителей роль Джейкоба Элорди). Ну а главные монстры – это люди, конечно.
Я бы тебя пнула, если бы могла
If I Had Legs I'd Kick You
Реж. Мэри Бронштейн. В ролях: Роуз Бирн, Кристиан Слейтер, Даниэль Макдональд, Элла Битти.
Несколько дней из жизни абсолютно вымотанной, выгоревшей женщины. Её дочь страдает от неназванной болезни, и за ней требуется постоянный уход. Квартиру затапливает, и приходится переселяться. На работе надо решать проблемы клиентов (героиня – психотерапевтка), а как их решишь, когда у самой нет ни на что сил. Муж в длительном отъезде, но регулярно и агрессивно отчитывает жену по телефону, а та спасается от стресса алкоголем.
Фильм во многом построен на крупных планах героини, позволяющих следить за малейшими её эмоциями. В нём есть место комическому, и его сравнивают с "Головой-ластиком" Линча, "Неогранёнными алмазами" братьев Сэфди, прошлогодней "Ночной сучкой" с Эми Адамс и "Умри, моя любовь" этого года.
Главную роль исполнила Роуз Бирн (и получила за неё "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале).
Сират
Sirāt
Реж. Оливер Лаше. В ролях: Серхи Лопес, Бруно Нуньес Архона, Ричард Беллами, Стефания Гадда.
По марокканской пустыне кочуют мигранты-рейверы, переезжая от одной точки к другой вместе с музыкальной техникой, устраивая вечеринки под открытым небом. Среди них оказывается мужчина с сыном-подростком и собакой, который ищет пропавшую дочь-тусовщицу.
Это роуд-муви, обрастающее постепенно религиозными смыслами. "Сират" по-арабски значит "путь", в исламе так называется тонкий, как волос, мост над преисподней, по которому в Судный день все люди должны будут пройти, чтобы попасть в рай.
У фильма очень хорошая критика, а в Каннах он получил приз жюри (третью по значимости премию фестиваля).
28 лет спустя
28 Years Later
Реж. Дэнни Бойл. В ролях: Алфи Уильямс, Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон, Рэйф Файнс.
Постапокалиптический хоррор с прозрачными социально-политическими метафорами. Это продолжение фильма "28 дней спустя" (2002), оживившего в своё время зомби-жанр, причём над новым фильмом работали те же режиссёр и сценарист, что и над первым (Дэнни Бойл и Алекс Гарленд). Фильм принципиально малобюджетный и минималистичный, снят на айфоны разных моделей.
Действие происходит 28 лет спустя после вспышки эпидемии вируса, вызывающего агрессию, о которой рассказывал первый фильм. Британия изолирована от европейского континента, где удалось остановить распространение вируса. В самой Британии остатки незаражённых людей обосновались на острове Линдифарн. Жизнь там напоминает средневековье, времена Робин Гуда.
Главные герои – 12-летний Спайк и его родители. Отец берёт с собой Спайка в первый раз на "Большую Землю" (остров Великобритания), для охоты на безумных и яростных дикарей, в которых превратились заражённые вирусом. Это своего рода инициация. Дома остаётся мать мальчика, которая страдает загадочной болезнью (её играет Джоди Комер, Вилланель из "Убивая Еву"). Есть ещё Рэйф Файнс, в роли бывшего доктора, пережившего эпидемию.
Грешники
Sinners
Реж. Райан Куглер. В ролях: Майкл Б. Джордан, Хейли Стайнфелд, Майлз Кейтон, Джек О’Коннелл.
Два брата-близнеца, побывавшие и на фронте Первой мировой, и в мафии, в 1932 году открывают афроамериканский бар в Миссисипи, под боком у Ку-клукс-клана. Но главной проблемой оказываются не расисты а (внезапно) вампиры (впрочем, одно другого не исключает). "Грешники" содержат явные отсылки к фильму "От заката до рассвета", культовому фильму Родригеса и Тарантино, и во многом напоминают его, но этим сходством его достоинства, надо думать, не исчерпываются.
То, что делает режиссёр Райан Куглер, относят к "авторским блокбастерам", и "Грешники" подтверждают эту репутацию. Фильм хорошо приняли и зрители, и критики. Вероятно, он будет претендовать на "Оскар" в каких-то номинациях.
В главных ролях близнецов – Майкл Б. Джордан, друг Куглера, сыгравший во всех его фильмах.
Долгая прогулка
The Long Walk
Реж. Фрэнсис Лоуренс. В ролях: Купер Хоффман, Дэвид Джонссон, Марк Хэмилл.
Посмотрено ✅. Самая первая экранизация самого первого романа, написанного Стивеном Кингом, но изданного позднее, в 1979 году, уже после того, как к Кингу пришла слава, и под псевдонимом "Ричард Бахман".
"Долгая прогулка" – это такая минималистичная "Игра в кальмара", состоящая всего из одного нехитрого конкурса, бесконечной ходьбы до предпоследнего упавшего. В некоторой антиутопической версии американского общества 50 юношей, по одному от каждого штата, идут по дороге, без права на остановку или замедление, даже спать приходится на ходу. Выбывание из игры означает смерть. Жизнь сохраняет только последний оставшийся. Он же получает очень крупный денежный приз и исполнение одного желания.
За время "прогулки" двое из участников становятся друзьями. И главная интрига (привычная, впрочем, для подобного жанра) – что им делать с этой дружбой, если победить, а значит и выжить, должен только один из них. А главная проблема авторов фильма - как при такой буквальной линейности сюжета (люди весь фильм идут по дороге, и это всё, что происходит), найти возможности удержать внимание зрителя. И с этой проблемой фильм, пожалуй, справляется. Тут во многом заслуга актёрского дуэта (Купер Хоффман и Дэвид Джонссон), который очень достоверен в своей экранной дружбе и эмоционально подключает зрителя.
Режиссёр "Долгой прогулки" – Фрэнсис Лоуренс, не посторонний человек в мире экранных антиутопий, снявший четыре из пяти фильмов в цикле "Голодные игры" (и снимающий шестой). Можно даже расценить "Долгую прогулку" как своеобразный эксперимент: до какой степени упрощения и минимализма можно дойти в жанре "смертельных игр", чтобы и сохранить зрелищность, и развернуть какие-то социальные и этические темы.
В целом получилось интересное сочетание: одновременно очень натуралистическое (много физиологических и кровавых подробностей) и предельно метафорическое антивоенное высказывание.
Бугония
Bugonia
Реж. Йоргос Лантимос. В ролях: Эмма Стоун, Джесси Племонс, Алисия Сильверстоун.
Новый фильм Йоргоса Лантимоса, от которого всегда ждёшь чего-то неординарного и провокационного и который вдобавок снимает очень часто :) Ещё с "Бедными-несчастными" не до конца разобрались, а после них были "Виды доброты" (не посмотренные до сих пор), и вот уже "Бугония".
Это фантастическая чёрная комедия (или ещё более затейливая смесь жанров) о том, как два конспиролога похищают главу корпорации (Эмма Стоун), уверенные в том, что она инопланетянка и заслана на Землю с целью поработить человечество, хотя здравый смысл подсказывает, что человечеству угрожает только оно само.
Слово "бугония" древнегреческое, дословно переводится как "рождённые из коров". Так называлось верование в то, что из туши принесённого в жертву быка рождаются пчёлы. Смысл тут в перерождении и цикличности жизни и смерти. Пчёлы будут играть в сюжете важную роль, и параллель между человечеством и пчелиным роем тоже важна. Может оказаться, что "Бугония" тематически перекликается с сериалом "Одна из многих", который выходит прямо сейчас и за которым тоже внимательно следим.
Предыдущий пост с обзором фильмов:
Все обзоры и отдельные посты о кино собраны здесь.
Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Особая благодарность тем, кто найдёт возможность поддержать канал донатом, это поможет вести его регулярнее.
Можно подписаться также на телеграм-канал автора.
Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.
Что ещё интересного в этом блоге: