Как школьный театр становится пространством, где рождается исследовательский интерес, формируется команда и появляется настоящий диалог со сложными темами?
В «Летово» уже несколько лет существует «Театр о сложном» — проект, который начался как инициатива увлеченных учеников и постепенно превратился в междисциплинарную образовательную платформу. Здесь репетиции становятся педагогической практикой, обсуждения — исследовательской работой, а спектакли — способом говорить с подростками о важном языком искусства.
В новой статье руководитель театра Дмитрий Борисович Уросов продолжает разговор о работе школьного театра как междисциплинарной платформы: о том, какие вызовы стоят перед педагогами и учениками, что помогает сохранять вовлеченность, почему поддержка взрослых так важна и как театральный процесс становится образовательным инструментом.
11 ноября театр вновь представил спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире» по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» и ее переписки с Сарой Юнгкранц. Это вторая за осенний сезон постановка — и продолжение разговора, который мы начали в прошлой статье: о том, как школьный театр становится образовательной лабораторией, где встречаются творчество, дисциплина, исследование и подлинные эмоции.
Продолжаем разговор о школьном театре как междисциплинарной платформе внутри образовательной модели
11 ноября «Театр о сложном» во второй раз сыграл спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире» по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», а также ее переписки с Сарой Юнгкранц. Премьера спектакля состоялась две недели назад и стала ярким и пронзительным событием в школе.
В спектакле задействовано 25 актеров, есть два полноценных состава, и зрительный зал снова был заполнен до отказа.
Удивительная история о Пеппи, написанная Астрид Линдгрен в 1945 году — в год окончания самой страшной войны, — ожила на сцене школьного театра и взволновала и взрослых, и детей.
Часть 4. Вызовы
Вызов №1: вовлеченность учеников
Самым большим вызовом для нас является вовлеченность учеников. И это зависит не от их заинтересованности, а от академической загруженности. Часто ученик вынужден покинуть проект из-за академических задач. Я всегда говорю им, что учеба на первом месте, и они должны уметь правильно расставлять приоритеты, но часто вижу, как они разрываются и многое не успевают.
Самыми удачными, с этой точки зрения, являются примеры учеников, которые уже победили в олимпиаде, взяли какой-нибудь важный олимпиадный этап, дающий им преференции для поступления в вуз. Такие ученики расслабляются и совершенно спокойно занимаются тем, чем хотят заниматься. Чаще такое случается в 10–11 классах.
На этом этапе, если ученик хочет заниматься театром, он делает это на постоянной основе.
Вызов №2: административные задачи
Административные задачи, которые всякий раз возникают перед нами, были бы неподъемны, если бы не активное участие взрослых.
Моя коллега Ольга Владиславовна Николаенко, сотрудница департамента внеакадемического развития, стоявшая у истоков нашего театра, в свое время взяла на себя роль и организатора, и редактора, и администратора, и костюмера, и реквизитора, и еще много кого. После ее ухода из школы, буду откровенен, я думал, что наш театрик закончит свое существование.
Но появились новые взрослые, которые подхватили эти непростые обязанности и, совершенно на общественных началах, дают возможность нам существовать дальше:
— Елена Евгеньевна Урман, заведующая кафедрой социальных и гуманитарных наук,
— Анна Владимировна Тихомирова, руководитель отдела психологической поддержки учащихся,
— Оксана Денисовна Чапля, координатор наставников по параллели 11 класса,
— Олег Геннадьевич Голубев, заведующий кафедрой информационных технологий и дизайна.
Это взрослые, на которых в нашей школе можно опереться и всегда найти поддержку.
Мы — школа-пансион, и у нас есть свои внутренние правила, касающиеся организации выезда за пределы школы. Тем не менее, мы взяли за правило раз в год куда-нибудь выехать: так, дважды мы играли наши спектакли в Музее истории ГУЛАГа.
Вызов №3: работа с родителями
Важно также иметь поддержку со стороны родительского сообщества.
И тут, мне кажется, нам повезло. У нас очень включенные, интеллигентные, образованные родители. Они не ждут от школьных спектаклей «развлечения», они вдумчиво и активно поддерживают исследовательский процесс своих детей.
Театр как инструмент субъектности
В заключение скажу, что, по моему мнению, театр — это мощнейший инструмент формирования субъектности и интеграции знаний. Наш опыт «Театра о сложном» может быть масштабирован на другие форматы и предметы (медиа-проекты, публичные дебаты, арт-инсталляции) и стать одним из столпов новой образовательной модели «Летово».
Школьный театр может и должен быть местом притяжения образованных, вовлеченных, проактивных учеников.
Сделать это одновременно и легко, и сложно.
Легко — если есть сообщество взрослых, которые тоже «горят» театром как способом познания мира.
Сложно — если нет опыта и «дорожной карты», как это сделать.
Туториал: как создать школьный театр
(по опыту «Театра о сложном»)
- Дайте клич. Не бойтесь заявить о намерении. Позовите всех, кому это интересно.
- Найдите время в учебном процессе, которое подходило бы большинству.
- Найдите тему — миссию вашего коллектива. Это один из самых важных моментов. Дети должны понимать, зачем они это делают. Миссия должна быть сильной и вдохновляющей.
- Создайте инструмент коллективного сотворчества. В нашем случае это онлайн-документ, к которому имеет доступ любой участник проекта.
- Не давайте готовых формул — задавайте вопросы, стимулируйте исследовательскую деятельность.
- Изучите основные правила драматургии.
- После написания инсценировки не торопитесь выходить на сцену. Важный этап — «застольные репетиции»: обсуждаете, о чем ваш спектакль, разбираете каждую сцену, расставляете акценты.
- Сформируйте репетиционный процесс. Не должно быть слоняющихся без дела детей. Если такие моменты возникают, позвольте им заняться академическими делами, не отходя от сцены.
- Ученики должны знать свои сцены, быть уверенными в ролях. Текст должен быть не просто освоен, а присвоен.
- Обращайтесь за помощью к другим ученикам и департаментам: анонсы, афиши, программки, объявления.
- Продумайте техническую часть дня спектакля. Предусмотрите неожиданности — хотя это и невозможно, но подумайте о планах B, C и других вариантах выхода из сложных ситуаций.
- Играйте!
- Организуйте обсуждение.
Школьный театр в «Летово» — это пространство, где дети учатся выражать себя, слышать других, брать ответственность и работать со смыслами, которые не всегда даются легко. Каждый спектакль — это результат совместного исследования, в котором ученики открывают для себя новые грани литературы, истории, культуры и собственного опыта.
Опыт «Театра о сложном» показывает, что школьная среда может становиться местом глубокого осмысления и настоящего творчества — если рядом есть взрослые, которые готовы быть проводниками, и ученики, которые готовы пробовать, ошибаться и искать свой голос на сцене и за ее пределами.