Найти в Дзене
Школа «Летово»

В помощь учителю | Продолжаем разговор о школьном театре

Как школьный театр становится пространством, где рождается исследовательский интерес, формируется команда и появляется настоящий диалог со сложными темами? В «Летово» уже несколько лет существует «Театр о сложном» — проект, который начался как инициатива увлеченных учеников и постепенно превратился в междисциплинарную образовательную платформу. Здесь репетиции становятся педагогической практикой, обсуждения — исследовательской работой, а спектакли — способом говорить с подростками о важном языком искусства. В новой статье руководитель театра Дмитрий Борисович Уросов продолжает разговор о работе школьного театра как междисциплинарной платформы: о том, какие вызовы стоят перед педагогами и учениками, что помогает сохранять вовлеченность, почему поддержка взрослых так важна и как театральный процесс становится образовательным инструментом. 11 ноября театр вновь представил спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире» по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинны
Оглавление
Как школьный театр становится пространством, где рождается исследовательский интерес, формируется команда и появляется настоящий диалог со сложными темами?
Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»
Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»

В «Летово» уже несколько лет существует «Театр о сложном» — проект, который начался как инициатива увлеченных учеников и постепенно превратился в междисциплинарную образовательную платформу. Здесь репетиции становятся педагогической практикой, обсуждения — исследовательской работой, а спектакли — способом говорить с подростками о важном языком искусства.

В новой статье руководитель театра Дмитрий Борисович Уросов продолжает разговор о работе школьного театра как междисциплинарной платформы: о том, какие вызовы стоят перед педагогами и учениками, что помогает сохранять вовлеченность, почему поддержка взрослых так важна и как театральный процесс становится образовательным инструментом.

Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»
Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»

11 ноября театр вновь представил спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире» по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» и ее переписки с Сарой Юнгкранц. Это вторая за осенний сезон постановка — и продолжение разговора, который мы начали в прошлой статье: о том, как школьный театр становится образовательной лабораторией, где встречаются творчество, дисциплина, исследование и подлинные эмоции.

Продолжаем разговор о школьном театре как междисциплинарной платформе внутри образовательной модели

11 ноября «Театр о сложном» во второй раз сыграл спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире» по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», а также ее переписки с Сарой Юнгкранц. Премьера спектакля состоялась две недели назад и стала ярким и пронзительным событием в школе.
В спектакле задействовано 25 актеров, есть два полноценных состава, и зрительный зал снова был заполнен до отказа.
Удивительная история о Пеппи, написанная Астрид Линдгрен в 1945 году — в год окончания самой страшной войны, — ожила на сцене школьного театра и взволновала и взрослых, и детей.

Часть 4. Вызовы

Вызов №1: вовлеченность учеников

Самым большим вызовом для нас является вовлеченность учеников. И это зависит не от их заинтересованности, а от академической загруженности. Часто ученик вынужден покинуть проект из-за академических задач. Я всегда говорю им, что учеба на первом месте, и они должны уметь правильно расставлять приоритеты, но часто вижу, как они разрываются и многое не успевают.

Самыми удачными, с этой точки зрения, являются примеры учеников, которые уже победили в олимпиаде, взяли какой-нибудь важный олимпиадный этап, дающий им преференции для поступления в вуз. Такие ученики расслабляются и совершенно спокойно занимаются тем, чем хотят заниматься. Чаще такое случается в 10–11 классах.
На этом этапе, если ученик хочет заниматься театром, он делает это на постоянной основе.

Вызов №2: административные задачи

Административные задачи, которые всякий раз возникают перед нами, были бы неподъемны, если бы не активное участие взрослых.
Моя коллега Ольга Владиславовна Николаенко, сотрудница департамента внеакадемического развития, стоявшая у истоков нашего театра,  в свое время взяла на себя роль и организатора, и редактора, и администратора, и костюмера, и реквизитора, и еще много кого. После ее ухода из школы, буду откровенен, я думал, что наш театрик закончит свое существование.

Но появились новые взрослые, которые подхватили эти непростые обязанности и, совершенно на общественных началах, дают возможность нам существовать дальше:
— Елена Евгеньевна Урман, заведующая кафедрой социальных и гуманитарных наук,
— Анна Владимировна Тихомирова, руководитель отдела психологической поддержки учащихся,

— Оксана Денисовна Чапля, координатор наставников по параллели 11 класса,
— Олег Геннадьевич Голубев, заведующий кафедрой информационных технологий и дизайна.

Это взрослые, на которых в нашей школе можно опереться и всегда найти поддержку.

Мы — школа-пансион, и у нас есть свои внутренние правила, касающиеся организации выезда за пределы школы. Тем не менее, мы взяли за правило раз в год куда-нибудь выехать: так, дважды мы играли наши спектакли в Музее истории ГУЛАГа.

Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»
Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»

Вызов №3: работа с родителями

Важно также иметь поддержку со стороны родительского сообщества.
И тут, мне кажется, нам повезло. У нас очень включенные, интеллигентные, образованные родители. Они не ждут от школьных спектаклей «развлечения», они вдумчиво и активно поддерживают исследовательский процесс своих детей.

Театр как инструмент субъектности

В заключение скажу, что, по моему мнению, театр — это мощнейший инструмент формирования субъектности и интеграции знаний. Наш опыт «Театра о сложном» может быть масштабирован на другие форматы и предметы (медиа-проекты, публичные дебаты, арт-инсталляции) и стать одним из столпов новой образовательной модели «Летово».

Школьный театр может и должен быть местом притяжения образованных, вовлеченных, проактивных учеников.

Сделать это одновременно и легко, и сложно.

Легко — если есть сообщество взрослых, которые тоже «горят» театром как способом познания мира.
Сложно — если нет опыта и «дорожной карты», как это сделать.

Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»
Фото из школьного архива: спектакль «Ну конечно, я вру. История о самой сильной девочке в мире»

Туториал: как создать школьный театр

(по опыту «Театра о сложном»)

  1. Дайте клич. Не бойтесь заявить о намерении. Позовите всех, кому это интересно.
  2. Найдите время в учебном процессе, которое подходило бы большинству.
  3. Найдите тему — миссию вашего коллектива. Это один из самых важных моментов. Дети должны понимать, зачем они это делают. Миссия должна быть сильной и вдохновляющей.
  4. Создайте инструмент коллективного сотворчества. В нашем случае это онлайн-документ, к которому имеет доступ любой участник проекта.
  5. Не давайте готовых формул — задавайте вопросы, стимулируйте исследовательскую деятельность.
  6. Изучите основные правила драматургии.
  7. После написания инсценировки не торопитесь выходить на сцену. Важный этап — «застольные репетиции»: обсуждаете, о чем ваш спектакль, разбираете каждую сцену, расставляете акценты.
  8. Сформируйте репетиционный процесс. Не должно быть слоняющихся без дела детей. Если такие моменты возникают, позвольте им заняться академическими делами, не отходя от сцены.
  9. Ученики должны знать свои сцены, быть уверенными в ролях. Текст должен быть не просто освоен, а присвоен.
  10. Обращайтесь за помощью к другим ученикам и департаментам: анонсы, афиши, программки, объявления.
  11. Продумайте техническую часть дня спектакля. Предусмотрите неожиданности — хотя это и невозможно, но подумайте о планах B, C и других вариантах выхода из сложных ситуаций.
  12. Играйте!
  13. Организуйте обсуждение.

Школьный театр в «Летово» — это пространство, где дети учатся выражать себя, слышать других, брать ответственность и работать со смыслами, которые не всегда даются легко. Каждый спектакль — это результат совместного исследования, в котором ученики открывают для себя новые грани литературы, истории, культуры и собственного опыта.

Опыт «Театра о сложном» показывает, что школьная среда может становиться местом глубокого осмысления и настоящего творчества — если рядом есть взрослые, которые готовы быть проводниками, и ученики, которые готовы пробовать, ошибаться и искать свой голос на сцене и за ее пределами.

Театры
6771 интересуется