Найти в Дзене
BEST-Valery

Поездка в Калининградскую область (5/8). Поселок Железнодорожный (Гердауэн)

03.11.2025 Поселок Железнодорожный находится в 85 км. на юго-восток от Калининграда. Примерно 1,5 часа езды на автомобиле. Население поселка составляет немногим более 2,5 тыс. человек (по состоянию на 2019 г.). Поселение было выбрано неспроста - хотелось взглянуть на европейскую архитектуру, кроме той, которая имеется в обилии в Калининграде. Итак, начнем! Населенный пункт основан в 1325 году как замок Гердауэн на территории Восточной Пруссии. Название произошло от имени одного из племенных вождей пруссов из знатного ордена Рендалиа - Гирдава, который существовал на данной территории до 1262 года, но был вынужден бежать в Кёнигсберг (ныне Калининград) во время прусского восстания, как ранее говорила, 1262 года. Таким образом, династия перестала существовать как правящая, а поселение перешло к Тевтонскому ордену. Имя Гирдава от прусского "гирдин" означает "говорить", "держать речь". В 1325 году Хайнрик фон Айзенберг (рыцарь Тевтонского ордена) построил каменный замок и плотину с водян

03.11.2025

Поселок Железнодорожный находится в 85 км. на юго-восток от Калининграда. Примерно 1,5 часа езды на автомобиле. Население поселка составляет немногим более 2,5 тыс. человек (по состоянию на 2019 г.). Поселение было выбрано неспроста - хотелось взглянуть на европейскую архитектуру, кроме той, которая имеется в обилии в Калининграде.

Итак, начнем! Населенный пункт основан в 1325 году как замок Гердауэн на территории Восточной Пруссии.

Название произошло от имени одного из племенных вождей пруссов из знатного ордена Рендалиа - Гирдава, который существовал на данной территории до 1262 года, но был вынужден бежать в Кёнигсберг (ныне Калининград) во время прусского восстания, как ранее говорила, 1262 года. Таким образом, династия перестала существовать как правящая, а поселение перешло к Тевтонскому ордену.

Имя Гирдава от прусского "гирдин" означает "говорить", "держать речь".

В 1325 году Хайнрик фон Айзенберг (рыцарь Тевтонского ордена) построил каменный замок и плотину с водяной мельницей, что и положило отсчет времени основания поселения. С этого времени в Гердауэн прибывают переселенцы из Германии и поселение становится довольно крупным провинциальным городом.

-3

В 1398 году поселение у стен замка становится городом, а в 1404-м насчитывает 60 дворов.

1585 и 1665 годы для Гердауэна означены печальными событиями в виде сильных пожаров, которые уничтожили почти весь город.

-5

Еще одна тяжелая участь постигла Гердауэн в XVIII веке - чума. Половина селян вымерло, а в живых осталось около 800 человек.

Тем не менее в 1718 году в Гердауэне числится 50 пивоварен, а одна из них - Brauerei Konderhof - просуществовала вплоть до 1939 года!

В 1909 году была построена замковая мельница.

Гердауэн существовал в маршрутах довоенных путеводителей по Пруссии. Маршрут проходил через плотину на озере Бактинзее (ныне река Железнодорожная).

-8

Во времена Первой мировой войны (1914-1918 гг.) город снова потерпел крах, так как около половины застроек были уничтожен, а новые выстроены в 1916-1918 годы стали выдающимся примером "Восточнопрусского восстановления".

Вторая мировая война уничтожила оставшуюся застройку старых домов по удачной случайности практически не задев то, что было выстроено во времена Первой мировой войны.

После Второй мировой войны Гердауэн уже существует в составе СССР. А в 1946-м его переименовали в Железнодорожный.

-11

На текущий момент поселок олицетворяет наилучший образец возрожденного города. Здесь сохранена средневековая застройка, которая, по правде говоря, очень обветшала и продолжает разрушаться.

С 2019 года здания поселка в центре начали реставрировать. Но дело это, как мне показалось, двигается очень медленно. В момент моего визита в ноябре 2025 года сложилось впечатление, что ремонтные работы только начались. Да и местные говорят, что реставрация превратилась в непрекращающийся ремонт.

-13

Несмотря на ремонт, который поглощает поселок здесь довольно уютно.

Прогулка по городу заняла 2 часа, я намотала 4 км. После чего почувствовала голод и решила пообедать. Место для этой нетривиальной цели выбрано по отзывам в Яндекс картах. Выбор пал на музей-кафе "Патефон", которое находится на ул. Коммунистическая, д. 1.

Внутреннее убранство и правда похоже на музей. Вокруг множество патефонов различного вида и года создания. Сюда же водят экскурсии с рассказами о патефонах.

-16

Помещение состоит из 2-х комнат - одна музей, вторая кафе. В кафе всё меню описано на стенде, а десерты можно выбрать в витрине. Оплата принимается наличными или переводом по карте.

Я выбрала небольшой уютный столик в углу, сделала заказ на стойке и принялась ожидать любопытно разглядывая все вокруг.

Мой заказ: американо, суп по-прусски (рыбный) и маковый торт. Суммарно обошелся в 930 рублей. Одно я могу сказать, что эту еду можно положить в желудок, не более. Кухни в кафе нет и поэтому горячее готовят из разогретых полуфабрикатов. Десерт меня тоже мало порадовал.

Единственная мысль почему на Яндекс картах такой высокий рейтинг - это музейные экспонаты, а не качество еды.

Поэтому обед мой не занял много времени, потому как полностью употребить блюда я не смогла. Я еще раз поглазела на патефоны и направилась к выходу.

-21

Суммарно прогулка и обед по Железнодорожному у меня заняли 3 часа. И, в целом, несмотря на непрекращающийся дождь, архитектурой города я осталась довольна. А вот вечер порадовал невероятными красками неба. Я не смогла удержаться и сняла это на видео.

<-- часть 4

часть 6 -->