Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

О МЕСТЕ НАПИСАНИЯ ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ

В Петербурге в Российской национальной библиотеке хранится знаменитая Лаврентьевская летопись. Она получила своё название по имени монаха-переписчика Лаврентия. В конце рукописи Лаврентий сообщил, что начал «писати книги сия глаголемый летописец» 14 января 1377 года князю великому Дмитрию Константиновичу по благословению епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого Дионисия. К сожалению, Лаврентий не указал, монахом какого монастыря являлся он сам и, где, соответственно, создавалась летопись. По этому поводу среди учёных нет единого мнения. Исходя из этого А.Н. Насонов считал, что Лаврентий вёл свою работу там, во Владимирском Рождественском монастыре. По поручению епископа Дионисия он прибыл «в командировку» во Владимир и переписал там Владимирский великокняжеский свод. Но вскоре после окончания работы Нижний Новгород разоряют ордынцы (после битвы на Пьяне в августе 1377 года), а Дионисий был отвлечен от своего летописного проекта участием в церковно-политической борьбе конца
Оглавление

В Петербурге в Российской национальной библиотеке хранится знаменитая Лаврентьевская летопись. Она получила своё название по имени монаха-переписчика Лаврентия. В конце рукописи Лаврентий сообщил, что начал «писати книги сия глаголемый летописец» 14 января 1377 года князю великому Дмитрию Константиновичу по благословению епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого Дионисия.

Это и другие изображения взяты из открытых источников
Это и другие изображения взяты из открытых источников

К сожалению, Лаврентий не указал, монахом какого монастыря являлся он сам и, где, соответственно, создавалась летопись. По этому поводу среди учёных нет единого мнения.

Среди мест написания Лаврентьевской летописи называют

  • Владимир,
  • Суздаль
  • Нижний Новгород.

На первом листе рукописи есть пометка: «Книга Рожественсково манастыря Володимерьскаго».

Исходя из этого А.Н. Насонов считал, что Лаврентий вёл свою работу там, во Владимирском Рождественском монастыре.

При этом для Насонова Лаврентий – это монах Нижегородского Печерского монастыря.

По поручению епископа Дионисия он прибыл «в командировку» во Владимир и переписал там Владимирский великокняжеский свод. Но вскоре после окончания работы Нижний Новгород разоряют ордынцы (после битвы на Пьяне в августе 1377 года), а Дионисий был отвлечен от своего летописного проекта участием в церковно-политической борьбе конца 1370-х годов.

Поэтому, согласно Насонову, текст летописи остался незаконченным и несколько веков пролежал во Владимирском Рождественском монастыре.
-2

Однако гипотеза Насонова покоится на рассуждениях и допущениях слишком общего характера. Так то, что во Владимирском Рождественском монастыре вёлся великокняжеский свод - это лишь предположение. Отправка Лаврентия в пресловутую командировку, оставление Лаврентьевской летописи Дионисием в чужой епархии – всё это представляется маловероятным.

При этом запись о принадлежности книги Владимирскому Рождественскому монастырю сделана почерком XVII века.

Скорее всего в этом веке она и попала в обитель, ведь владельческие записи обычно делались при поступлении книги в новое место хранения.

Филолог Н.Н. Дурново в книге «Введение в историю русского языка» (М., 1969) высказал мнение о создании Лаврентьевской летописи в Суздале. Однако он подкрепил его только самыми общими рассуждениями, легко опровергаемыми. Вот два его главных аргумента: во-первых, Суздаль стоит первым при перечислении городов епархии Дионисия, следовательно он её центр, значит там и велась работа; во-вторых, князь Дмитрий Константинович происходил из династии суздальских князей.

Однако хорошо известно, что Дмитрий Константинович, заказчик текста, княжил в Нижнем Новгороде, куда перенёс княжеский стол его отец. Благословивший написание Лаврентьевской летописи епископ Дионисий, даже став в 1374 году епископом Суздальским, Нижегородским и Городецким, тоже пребывал в Нижнем Новгороде. Из летописей точно известно, что в 1375 году Дионисий постоянно находился в Нижнем Новгороде. Именно там был «владычный двор» (резиденция Дионисия). Это было вполне естественно, ведь Суздаль тогда являлся младшим по отношению к Нижнему городом.

В Лаврентьевской летописи содержится похвала основателю Нижнего Новгорода, князю Юрию Всеволодовичу. При этом в качестве его основных заслуг указывается именно основание Нижнего Новгорода, а также учреждение в нём монастыря Пресвятой Богородицы. Это явно указывает на то, что автором упомянутого дополнения был нижегородец.

Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде

К тому же на первой странице (обложке) летописи обнаружена ещё одна владельческая запись. Она плохо сохранилась. Однако наличие букв «Л», «Щ» «СК» явно указывает на слово «Благовещенский». Это один из старейших нижегородских монастырей. Запись сделана почерком XVI века. Иначе говоря, в Благовещенском монастыре летопись, видимо, пребывала раньше, чем во Владимирском Рождественском.

Возможно, там она и была написана. Так считал и считает ряд авторитетных авторов (В.Л. Комарович, Б.М. Пудалов и др.).

Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде
Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Правда Дионисий долгие годы был архимандритом Нижегородского Вознесенского Печёрского монастыря, прекрасно знал его монахов. Поэтому не исключено, что одному из них (Лаврентию) Дионисий мог поручить труд по переписыванию попавшего в его руки драгоценного летописного текста. Исходя из этого некоторые авторы, например Б.М. Клосс и Н.Ф. Филатов, считали местом написания Лаврентьевской летописи Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь.

Однако в любом случае местом написания Лаврентьевской летописи по совокупности большого числа косвенных признаков является Нижний Новгород.