А знаете ли вы, какой художник создал самый первый в истории искусства автопортрет, изображающий себя за работой? Позвольте представить вам Катарину ван Хемессен (годы жизни 1528-1565). Она также была первой женщиной-художницей эпохи Возрождения, которая подписывала и датировала все свои работы.
Обладая талантом создания небольших женских портретов, она проявила безупречное внимание к деталям, если сравнивать мастерицу с другими известными творцами портретной живописи.
Биография художницы
Катарина ван Хемессен родилась в 1528 году в Антверпене (современный город в Бельгии). К счастью, она была дочерью выдающегося художника-маньериста Яна Сандерса ван Хемессена (годы жизни 1500-1566). Когда девочка росла, отец учил её рисовать, что в конечном итоге помогло ей стать мастером в Гильдии Святого Луки.
В наши дни ван Хемессен приписывают всего около десятка картин: примерно восемь из них портреты и две были написаны на религиозную тему. Однако наибольшую известность она получила благодаря своим небольшим женским портретам, созданным в период с конца 1540-ых годов и по 1550-ые. Вот список её самых известных портретов и места, где их можно найти сегодня!
1 место. «Автопортрет»
- Дата создания: примерно 1548 год
- Размеры: 30,8 х 24,4 сантиметра
- Место нахождения: Базельский Художественный Музей (Базель, Швейцария)
Катарина ван Хемессен написала этот автопортрет в возрасте всего лишь двадцати лет. На картине она сидит за мольбертом, устремив свой взгляд на зрителя. Да, композиция этой работы, безусловно, производит жутковатое впечатление благодаря тусклому заднему фону и приглушённым цветам. Однако для того, чтобы привлечь внимание со стороны современных на тот момент покровителей, художница использовала свои художественные познания стратегически. Девушка добилась этого, включив в произведение свои творческие инструменты, такие как кисти художника и палитра.
Она и представить себе не могла, что данная картина в итоге станет старейшим сохранившимся автопортретом художника (мужчины или женщины), активно писавшего в западном искусстве. В то время как другие художники той поры, такие как Альбрехт Дюрер (годы жизни 1471-1528), тоже писали автопортреты, ван Хемессен стала самой первой, кто изобразил себя, продемонстрировав своё мастерство.
2 место. «Девушка, Играющая на Вирджинале»
- Дата создания: примерно 1548 год
- Размеры: 30,5 х 24 сантиметра
- Место нахождения: Музей Вальрафа-Рихарца (Кёльн, Германия)
На протяжении всей своей творческой карьеры ван Хемессен интересовалась изображением женщин, наслаждающихся каким-либо занятием. Вот ещё один яркий пример её работы из Музея Вальрафа-Рихарца. Предположительно, на портрете изображается её родная сестра Кристина, играющая на вирджинале – популярном клавишном инструменте эпохи Возрождения.
Эта картина интригует тем, насколько реалистично показана её сестра. Её роскошные бархатные рукава и белый головной убор придают творению особый шарм. При ближайшем рассмотрении ван Хемессен изобразила сестру не просто сидящей рядом с вирджиналом, а играющей на нём, словно зритель присутствует в этой комнате в режиме реального времени. По мнению историков искусства, мастерство игры на данном музыкальном инструменте выдаёт её как весьма образованную женщину из высшего общества.
3 место. «Портрет Женщины»
- Дата создания: примерно 1548 год
- Размеры: 24 х 17 сантиметров
- Место нахождения: Рейксмузей (Амстердам, Нидерланды)
Как вы, вполне возможно, уже успели заметить на двух предыдущих изображениях, художница чётко указала своё имя и дату на холсте в углу каждой из картин. Катарина ван Хемессен также считается самой первой известной южнонидерландской мастерицей, которая подписывала и датировала все свои труды.
Кураторы Рейксмузея считают, что этот конкретный портрет – ещё один автопортрет. Доказательства этому предположению до сих пор нет, но черты лица молодой женщины напоминают нам черты ван Хемессен. Несмотря на это, портрет является великолепной иллюстрацией живописного мастерства художницы, а модель активно играется с кольцом на своём пальце.
4 место. «Портрет Дамы»
- Дата создания: примерно 1551 год
- Размеры: 40,9 х 30,1 сантиметров
- Место нахождения: Музей Боуз в Замке Бернарда (Ньюгейт, графство Дарем, Англия)
На другом портрете кисти ван Хемессен изображается ещё одна женщина, тоже играющая с кольцом на своём пальце. Хотя об этой картине известно гораздо меньше, к примеру, о самой модели, стилистически этот портрет демонстрирует нам эволюцию творческого пути мастерицы. Обратите внимание на тень на заднем плане произведения и на реалистичность изображения лица и одежды женщины, создающую визуально привлекательное произведение искусства.
У ван Хемессен успешным художником в семье был не только родной отец, её мать также немного рисовала, но, прежде всего, она происходила из богатой семьи торговца тканями. Поэтому вовсе неудивительно, что именно в то время ей выпала честь подписывать и датировать свои творения как женщине-художнице.
5 место. «Портрет Женщины с Собачкой»
- Дата создания: примерно 1551 год
- Размеры: 22,8 х 17,6 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Мы все согласны с тем, что Катарина ван Хемессен была выдающейся художницей, мы точно можем так судить по её предыдущим работам. Однако вас может удивить, что она также внимательно следила за тенденциями в портретной живописи. Например, на этой работе, выставленной в Национальной Галерее Лондона, она показывает нам богатую женщину с собачкой под мышкой. В XVI столетии портреты женщин и их домашних питомцев были в моде. Как художница, она точно бы хотела идти в ногу с тенденциями своих современников.
Детали этого произведения поражают своей необычностью. На груди неизвестной модели изящно лежит вышитая чёрная рубашка. На ней также надеты красные бархатные рукава, шёлковый лиф и пышная юбка из дамасской ткани (двустороннего узора из шёлка или же шерсти). На локтевом сгибе женщины располагается маленькая собачка с детально прорисованным ошейником из колокольчиков, а в руках у модели – пара кожаных перчаток, украшенных золотом.
6 место. «Портрет Молодой Дамы»
- Дата создания: примерно 1560 год
- Размеры: 30,4 х 22,9 сантиметра
- Место нахождения: Балтиморский Художественный Музей (Балтимор, штат Мэриленд, США)
В Балтиморском Художественном Музее хранится самая загадочная работа кисти ван Хемессен. Поскольку на полотне нет ни подписи, ни даты, остаётся лишь предполагать, что автором сего произведения является Катарина.
Картина также вызывает недоумение из-за указанной на ней даты с обратной стороны, поскольку в 1553 году Катарина ван Хемессен вышла замуж за органиста Керстиана де Морейна. Два года спустя Мария Австрийская (годы жизни 1505-1558) пригласила пару присоединиться к ней при дворе Габсбургов в Испании. Они оставались там вплоть до смерти Марии в 1558; в записях упоминается их возвращение в Антверпен в 1561 году.
По мнению историка искусства Селин Талон, отсутствие работ, приписываемых художнице, объясняется её короткой творческой карьерой и жизнью в целом. Как и у многих других мастериц эпохи Возрождения, сразу после замужества она перестала создавать новые картины. Таким образом, в 1560 году карьера ван Хемессен как художницы подошла к концу, хотя ей буквально каждый день приписывают всё новые произведения искусства.
Вполне возможно, этот последний портрет был написан именно Катариной, поскольку она оставалась широко известна и после своей смерти в 1565, всё благодаря именитым итальянским писателям – Лодовико Гвиччардини (годы жизни 1521-1589) и Джорджо Вазари (годы жизни 1511-1574), которые упоминали имя мастерицы в своих произведениях 1567 и 1568 годов. В результате имя Катарины ван Хемессен распространилось далеко за пределы так называемых Нижних Земель.
Где ещё можно посмотреть работы ван Хемессен?
Портреты Катарины ван Хемессен можно увидеть в музеях по всему миру.
- В Бельгии два других её портрета выставлены в Королевских Музеях Изящных Искусств в столице страны – городе Брюсселе.
- В Англии – в Национальной Галерее Лондона (столица государства) – выставляется ещё один её портрет, а ещё один портрет находится в Музее Фицуильяма при Кембриджском Университете (Кембридж, графство Кембриджшир).
- А в США одно из её религиозных панно ныне хранится в Художественном Музее Цинциннати, штат Огайо.