Найти в Дзене
Compas

Жабо: от скромности к роскоши. Как появился этот элемент гардероба.

История появления в средние века в моде жабо, иллюстрация
История появления в средние века в моде жабо, иллюстрация

В Средние века, когда мода была не только отражением социального статуса, но и символом определенной эпохи, многие элементы одежды претерпевали значительные изменения. Одним из таких интересных и эволюционировавших элементов стало жабо – пышное украшение из ткани, которое украшало область шеи и груди. Сегодня мы отправимся в прошлое, чтобы проследить, как появилось и развивалось жабо на платьях мужчин и женщин в Средние века. Само слово "жабо" происходит от французского "jabot", что означает "воротник". Однако, в самом начале своего существования, этот элемент не был столь декоративным, как мы привыкли его видеть. Его истоки можно проследить в более ранних формах одежды, где функциональность играла первостепенную роль.

Раннее Средневековье (V-X века): В этот период одежда была, в основном, практичной и простой. Мужчины и женщины носили туники, плащи и простые рубахи. Горловины часто были закрытыми, чтобы защитить от холода и ветра. Иногда на рубахах могли быть небольшие воротники, но они были скорее частью конструкции, чем украшением.

Высокое Средневековье (XI-XIII века): С развитием общества и появлением более изысканных тканей, одежда начала становиться более разнообразной. Появляются более сложные крои, а также элементы, призванные подчеркнуть статус владельца. В этот период начинают появляться более выраженные воротники, которые могли быть как стоячими, так и отложными. Они могли быть украшены вышивкой или драгоценными камнями, но это еще не было тем пышным жабо, которое мы знаем.

Портрет Каталины де ла Серды, герцогини Лермы, написанный в 1602 году художником Хуаном Пантоя де ла Крузом.
Портрет Каталины де ла Серды, герцогини Лермы, написанный в 1602 году художником Хуаном Пантоя де ла Крузом.

Появление Жабо: Эпоха позднего Средневековья (XIV-XV века)

Именно в позднем Средневековье жабо начинает приобретать свои характерные черты и становиться заметным элементом гардероба. Этот период ознаменовался расцветом бургундской и французской моды, где внимание к деталям и роскоши достигло своего апогея.

Мужская мода: У мужчин жабо начало появляться как продолжение рубахи, выходящее из-под верхнего платья или камзола. Изначально это могли быть просто складки ткани, которые постепенно становились более объемными и пышными. Часто жабо изготавливалось из тонкого льна или шелка, украшалось кружевом, вышивкой или даже жемчугом. Оно служило не только украшением, но и показателем богатства и утонченности. Чем более пышным и богато украшенным было жабо, тем выше был социальный статус его владельца.

Женская мода: У женщин жабо также начало развиваться, но несколько иначе. Оно могло быть частью платья, пришитым к горловине, или же отдельным элементом, который надевался поверх платья. Женские жабо часто были более изящными и утонченными, чем мужские. Они могли быть выполнены из тончайшего кружева, украшены лентами, цветами или вышивкой. Женское жабо подчеркивало изящество шеи и декольте, добавляя образу элегантности и загадочности.

Для изготовления жабо в Средние века использовались самые разнообразные материалы:

Лен: Тонкий, хорошо драпирующийся лен был одним из самых популярных материалов для жабо.

Шелк: Роскошный шелк придавал жабо блеск и мягкость.

Кружево: С развитием техник кружевоплетения кружево стало неотъемлемой частью жабо, особенно в женской моде. Кружево могло быть как ручной работы, так и машинной (хотя машинное кружево появилось позже, в эпоху Возрождения).

Бархат: Иногда для создания более плотных и объемных жабо использовался бархат.

Техники, применяемые для создания жабо, также были разнообразны:

Сборки и складки: Самый простой способ придать жабо объем – это собрать ткань в складки и закрепить их.

Плиссировка: Более сложная техника, позволяющая создать мелкие и аккуратные складки.

Вышивка: Жабо часто украшались вышивкой, которая могла быть выполнена шелковыми нитями, золотом или серебром.

Кружевоплетение: Кружево, как уже упоминалось, играло важную роль в украшении жабо.

Картина Питера Пауля Рубенса "Автопортрет с Изабелла Брант" (около 1609г)
Картина Питера Пауля Рубенса "Автопортрет с Изабелла Брант" (около 1609г)

Жабо в Средние века было не просто украшением, оно несло в себе определенную символику и значение. Как уже говорилось, пышность и богатство жабо напрямую указывали на социальный статус его владельца. Чем дороже материалы и сложнее работа, тем выше был статус. Жабо отражало последние тенденции моды и демонстрировало хороший вкус. Выбор материала, цвета и украшений жабо мог говорить о личности и предпочтениях владельца. В некоторых случаях жабо могло иметь религиозное значение, особенно если оно было украшено религиозными символами.

Жабо, как и любой элемент моды, претерпевало изменения со временем. В эпоху Возрождения оно стало еще более пышным и вычурным. В XVII веке жабо достигло своего пика популярности, особенно в мужской моде. Однако, к концу XVII века и в XVIII веке жабо постепенно стало уменьшаться в размерах и упрощаться. В конечном итоге, оно уступило место другим элементам одежды, таким как галстуки и шейные платки Несмотря на то, что жабо уже давно не является повседневным элементом гардероба, оно оказало значительное влияние на современную моду. Жабо можно увидеть в коллекциях многих дизайнеров, которые используют его как элемент ретро-стиля или как способ добавить образу элегантности и изысканности. Жабо также часто используется в театральных костюмах и исторических ререконструкциях.э

Это интересный и многогранный элемент одежды, который прошел долгий путь развития от скромного воротника до пышного украшения. Оно было не только символом статуса и моды, но и отражением эпохи, в которой оно существовало. И хотя жабо уже не является неотъемлемой частью современного гардероба, оно продолжает вдохновлять дизайнеров и напоминать нам о богатой истории моды.

Если понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал!