С недавних пор мы стали "Друзьями Третьяковки 60+" и активно посещаем все выставки. А их немало. Дни летят так быстро, что события мелькают, как в калейдоскопе. Не получается вовремя поделиться впечатлениями. Но надо постараться.
Недавно в главном корпусе ГТГ открылась выставка с интересным эпиграфом-"стремление сердца: китайская живопись и каллиграфия XIV-XIX в.в. из Национального музея Китая", имеющая официальное название "Из Пекина в Москву: диалог культур". Залы 49-54. Выставка открыта до 23 февраля 2026 г.
Скоро закрывается ещё одна камерная выставка "А.В. Ступин и его ученики" Зал 11, до 7 декабря 2025 г. Заодно посетим и её.
На вечер запланирован концерт в консерватории. Надеюсь, с удовольствием послушаем учеников по классу фортепиано профессора Е.И. Кузнецовой, а заодно встретимся с институтской подругой. Давно не виделись. Она работает, поэтому каждая встреча, как подарок.
В здании Третьяковской галереи с утра довольно много посетителей. К середине дня - ещё больше. Это школьники с экскурсиями, взрослые и родители с детьми, довольно часто встречаются мамы и папы, терпеливо объясняющие детям что-то важное и нужное.
Наша цель - продолжение знакомства с китайской живописью и каллиграфией. Недавние впечатления о современной китайской живописи еще свежи в воспоминаниях. Теперь перенесемся на несколько веков назад.
При дворах китайских императоров эпохи династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912) более 500 лет наблюдался наивысший расцвет китайской живописи и каллиграфии. Нередко императоры имели собственный талант и прекрасно рисовали или копировали известных придворных художников, глубоко постигая философию каллиграфии и живописи, как равноправные с точки зрения искусства. Этой теме посвящен первый раздел выставки.
- Когда монарх тоже художник. Каллиграфия и живопись, созданные императорами.
Портрет императора Тай-цзу (правил в 960-976), основателя китайской династии Сун, выполнен в эпоху Мин (1368-1644) на шелке цветной тушью. Несмотря на то, что портрет был написал придворным художником гораздо позже, он изобразил правителя в соответствии с эпохой его правления. Император выглядит величественно и внушительно, хотя одежда довольно проста.
Позже цвет одежды императора стал золотым. Это прекрасно видно на портрете императора Канси из династии Цин (пр. 1661-1722).
Императоры Поднебесной считались Сынами Неба на Земле и почитались людьми как божества. В философии Китая жёлтый цвет мог позволить себе только император. Изображение золотого дракона на одежде означало - покровитель, небесный посланник, благородный и мудрый человек.
Император Канси(1654-1722) взошел на престол в 8 лет и правил страной в течении 61 года. Дольше всех других императоров в истории Китая. Начиная с его правления в Китай приезжали многочисленные западные миссионеры, привозившие свою культуру и технологии. По объемному, не плоскому изображению фигуры и лица на портрете, заметно влияние европейской школы живописи, но традиционные тонкие линии китайского рисунка сохраняются. Император Канси очень ценил каллиграфию придворного мастера Дун Цичана. Китайская теория искусства гласит, что каллиграфия и живопись имеют общее происхождение.
Возможно, нам никогда не удастся разобраться в тонкостях каллиграфии, но ценители видят в ней уникальную утонченность, отражение очарования духа природы. Император Канси(1654-1722) лично копировал каллиграфию своего художника Дуна Цичана, стремясь освоить правильную технику движения запястья и на выставке можно увидеть работу императора. Это стихи Ли Бо "Поднимаю чашу, чтобы спросить Луну..."
- Каллиграфия, как генетический код цивилизации.
Каллиграфия занимает важнейшее место в традиционной китайской культуре. Это не просто способ передачи информации, а самобытная, уникальная форма искусства. На выставке один из разделов посвящен искусству каллиграфии. Здесь можно увидеть стилизованный кабинет мастера-каллиграфа.
Кисть, тушь, бумага и тушечница - сокровища кабинета. Кисть изготавливалась из шерсти козы, волка или зайца. Главное, чтобы она имела остроту, ровность, округлость и прочность.
Тушечницу и тушь нельзя представить по отдельности. Тушь изготавливалась из сосновой сажи и спрессовывалась в брикеты. В тушечнице разводилась до нужной консистенции. Тушечницы могли быть из камня, бронзы, железа, фарфора, самые ценные -из нефрита.
Подставки для кистей и вазочки для воды, подлокотники, которые защищали бумагу от загрязнений и пресс-папье сами становились произведениями искусства и предметами коллекционирования.
Императоры были ценителями и заказчиками произведений искусства. При дворе формировались художественные коллекции и работали целые династии художников. Они всецело зависели от вкусов и желаний императора.
Придворные художники и каллиграфы должны были быть прекрасно образованы, иметь тонкий вкус и внутреннее духовное богатство.
Император Сюаньдэ из династии Мин (прав. 1425-1435) особенно ценил и активно продвигал искусство каллиграфии и живописи. Он имел утонченный вкус к поэзии и литературе и преуспел в живописи. Написанные им пейзажи и цветы, животные и птицы были выполнены с большим мастерством. На выставке можно увидеть его работу "Три пчелы, парящие над сорокой" 1429 г., выполненную тушью по шелку.
- Придворный художник. Работы для императора.
Стать придворным художником было непросто. О себе можно было заявить, подарив личные работы или по рекомендации влиятельных придворных чиновников. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице - сдать экзамен на звание цзиньши (высшая степень) и впоследствии можно дослужиться до должности министра церемоний. Но последнее слово всегда оставалось за императором.
Придворные художники получали хорошее жалованье. Чем выше заслуги, тем выше вознаграждение. Хорошими подарками, помимо денег, считались килограмм женьшеня, пряжа, атлас из личных запасов императора. Главным заказчиком и коллекционером был сам император и от его вкусов полностью зависело развитие эстетики китайского искусства.
- Императорская коллекция. Власть и эстетика.
Китайские императоры питали страсть к коллекционированию. С древних времен дворцовый каталог "Сюанхэ" описывал более 6000 предметов коллекции, которая разрослась в период династии Цин до 30 000. Описанием коллекции и развитием теорией искусств занимались художники-литераторы.
- Художники-литераторы. Оценка и критика искусства.
В отличие от придворных академических живописцев, художники-литераторы не следовали политическим целям. Они состояли на службе, как чиновники, и их творчество не зависело от должностных обязанностей. Они не писали картины на продажу, а следовали только своим эстетическим чувствам, выражая свой внутренний мир. Только вдохновение, любование и созерцание!
Художники-литераторы были не только создателями каллиграфии и живописи, но теоретиками и критиками искусства. Они встречались в тщательно продуманных пространствах: садах, на берегах рек. С помощью ритуалов разворачивания свитков, медленно созерцали произведения живописи, читали надписи и высказывания, декламировали стихи в определенном ритме, превращая церемонию созерцания в ощущения, оценивая духовность и гармонию.
Живопись должна радовать, а не стать источником духовного напряжения. Ценность произведения выходила за рамки мастерства - она зависела от репутации и авторитета школы. Выстроилась символическая система взаимоотношений с помощью кисти и туши: сросшиеся цветки лотоса символизировали супружескую гармонию, ивовые ветви-печаль расставания, зеленые пейзажи- подъем карьеры, засохшие деревья с воронами - скорбь.
При оценке произведений художники-литераторы уделяли внимание нравственности, способствующей гармонизации и долголетию. Они мыслили иносказательно, изображая на своих картинах сливы, бамбук, орхидеи и хризантемы, чтобы подчеркнуть свой высокий статус.
Городская народная культура тоже существовала и художники более низкого сословия изображали веера, жанровые сценки, фрагменты музыкальных постановок, литературных героев, мифов и легенд. Народная живопись энергично вливалась в китайскую культуру.
- Завершает выставку красивый раздел Китайская веерная культура.
В подсвеченных витринах красуются веера эпохи Цин. Веерная культура возникла еще в III веке. Древние веера имели круглую форму, а со временем приобрели складную. Складные стали расписывать с двух сторон. На одной изображали пейзаж, на другой - каллиграфию, стихи, афоризмы. В руках могло красоваться настоящее произведение живописи и литературы.
И в завершении несколько напутствий-иероглифов. Если постараться, то можно запомнить, как выглядит "счастье и добро".
Выставка открыта в Третьяковской галерее до 23 февраля 2026 года. Рекомендую)