Найти в Дзене

Революционер от науки или великий маг и манипулятор масс: кем был на самом деле Джордано Бруно

Долгое время принято было считать, что знаменитый итальянский мыслитель – вольнодумец Джордано Бруно, погибший за свои убеждения на костре, отстаивал прогрессивные идеи ради грядущего освобождения человечества от стеснительных догм католической церкви. Однако ряд исследователей религиозной мысли (Фрэнсис Йейтс, Йоан Кулиану) уделили в своих трудах особое внимание увлечению Бруно эзотерическими оккультными учениями, включая герметическую философию и магию, что смогло поколебать сложившийся у многих людей образ Ноланца как революционера от науки и борца с церковными институтами. В свете нового прочтения учения Бруно о бесконечности вселенной и связи всего сущего его идеи воспринимаются как возвращение к древним традициям, а не как радикальный научный прогресс. Кроме того, его акцент на внутреннем духовном знании и мистических связях вызывал уже у современников Бруно сомнение в научной строгости и объективности его трудов. Герметизм Джордано Бруно Герметическая традиция оказала значите
Оглавление

Долгое время принято было считать, что знаменитый итальянский мыслитель – вольнодумец Джордано Бруно, погибший за свои убеждения на костре, отстаивал прогрессивные идеи ради грядущего освобождения человечества от стеснительных догм католической церкви.

Однако ряд исследователей религиозной мысли (Фрэнсис Йейтс, Йоан Кулиану) уделили в своих трудах особое внимание увлечению Бруно эзотерическими оккультными учениями, включая герметическую философию и магию, что смогло поколебать сложившийся у многих людей образ Ноланца как революционера от науки и борца с церковными институтами. В свете нового прочтения учения Бруно о бесконечности вселенной и связи всего сущего его идеи воспринимаются как возвращение к древним традициям, а не как радикальный научный прогресс. Кроме того, его акцент на внутреннем духовном знании и мистических связях вызывал уже у современников Бруно сомнение в научной строгости и объективности его трудов.

Герметизм Джордано Бруно

Герметическая традиция оказала значительное влияние на взгляды Джордано Бруно.

  • Меркурий, он же Гермес Трисмегист (Триждывеличайший), которому со времен поздней античности приписывали авторство собрания трактатов на греческом языке, крепко вошел в европейскую традицию в 1463 году, когда крупнейший ученый-гуманист Марсилио Фичино перевел на латынь так называемый «Герметический свод», якобы написанный «мудрейшим египтянином» Гермесом, жившим во времена Моисея.
Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения Марсилио Фичино (1433 - 1499)
Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения Марсилио Фичино (1433 - 1499)
  • Еще раньше, в IV веке, христианский писатель и богослов Лактанций убедил ученый мир, что откровение о Христе было предсказано в сочинениях Гермеса, особенно в его трактате «Асклепий», в котором встречалось наименование «Сын Божий», отождествляемое с сотворенным Божественным Словом. Тем самым Гермес объявлялся Лактанцием одним из пророков будущего пришествия на землю Спасителя.

Джордано Бруно сделал Гермеса Трисмегиста героем практически всех своих трактатов, а его провозглашенным идеалом стало возвращение к истинной египетской религии.

Изображение Гермеса Трисмегиста в алхимической традиции
Изображение Гермеса Трисмегиста в алхимической традиции

Бруно доверял практике создания живых изваяний богов, изложенной в «Герметическом своде» и восхищался идее о взаимной любви человека (как отражения верховного божества) и космоса (созданного не без участия человека).

Джордано Бруно до отъезда в Англию

Джордано Бруно родился в 1548 году в городке Ноле в Кампании, расположенном вблизи Везувия. В честь родного места он любил себя называть Ноланцем.

В 1563 году способный юноша вступил в орден доминиканцев, прославленным представителем которого был знаменитый монах и выдающийся средневековый ученый Фома Аквинский.

Джордано Бруно в юности
Джордано Бруно в юности
  • В 1576 году из-за подозрения в ереси Бруно покидает Неаполь и переезжает в Женеву. Здесь он ощутил духовный гнет кальвинизма и поспешил перебраться в университет Тулузы, где преподавал астрономию по «Сфере» Сакробоско.
  • В 1581 году Джордано Бруно оказался в Париже, где быстро обратил на себя внимание монарха Генриха III своим независимым мышлением и невероятно обширными знаниями во всех областях знаний.
  • В Париже он издал первые книги по искусству памяти и магии. После нашумевших лекций, которые он читал в местном университете, король вызвал Бруно к себе на прием, чтобы узнать, к естественным или магическим искусствам относится искусство памяти. Хотя Бруно поспешил заверить Генриха III, что его искусство не имеет отношения к магии, король, будучи сам любителем чародейства, вряд ли ему поверил.

Став покровителем Ноланца, король послал его с тайным поручением в Англию, где Бруно проживал в доме французского посланника Мишеля де Кастельно де Мовиссьера.

Пребывание в Англии

В 1583 году в Оксфорде состоялись знаменитые диспуты, организованные в честь прибытия польского князя Альберта Аласко (Лаского).

На них Джордано Бруно, со слов посетившего его лекции Джорджа Эббота, будущего архиепископа Кентерберийского, засучив рукава, как жонглер, решил изложить слушателем учение Коперника, что:

«земля ходит по кругу, а небеса покоятся».

Хотя на самом деле, - заключает Эббот,

«это его (то есть Бруно) собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться».
  • Тогда же Бруно был изобличен в «плагиате» деканом Крайст-Черча, позже ставшим епископом Дурамским, а именно: в заимствовании текста доклада из сочинения «Стяжание жизни с небес», принадлежащего перу одного из крупнейших итальянских гуманистов, ученому и главе флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино, в котором последний, комментируя неоплатоновские источники и тексты, приписываемые в то время Гермесу Трисмегисту, описывал египетский магический культ, астральную магию и солнцепоклонство.
  • Бруно в сердцах обозвал почтенного Доктора «домашним ослом», а другого оппонента назвал «грубой, невоспитанной свиньей», чью академическую ленту неплохо было бы заменить недоуздком.
Барельеф на постаменте памятника Бруно в Риме «Выступление в Оксфордском университете»
Барельеф на постаменте памятника Бруно в Риме «Выступление в Оксфордском университете»

Необходимо добавить, что принимая систему Коперника, Бруно объединил ее с идеей бесконечной вселенной, которая отсутствовала у польского ученого. У Бруно вселенная населена бесчисленными планетами и мирами, представляющими собой одушевленных существ, по собственной воли перемещающихся по пространству космоса в образе огромных животных.

  • По мотивам прошедших горячих дебатов Джордано Бруно написал «Великопостную вечерю» (или, в другом переводе – «Пир на пепле»). В ужасе от резких нападок на противников-педантов, «пропитанных греческим языком и пивом», которыми Бруно щедро оснастил текст, от него отвернулись многие знатные друзья (например, Фок Гревил), тогда как посланник Мишель де Кастельно защищал своего протеже от «несправедливых оскорблений».
Французский дипломат в Англии Мишель де Кастельно де Мовиссьер (ок. 1520 - 1592)
Французский дипломат в Англии Мишель де Кастельно де Мовиссьер (ок. 1520 - 1592)
  • В Англии Джордано Бруно написал одну из самых вдохновенно поэтических работ – «Героический энтузиазм», в которой толкование эмблем или девизов сочеталось со стихотворениями и комментариями, раскрывающими смысл эмблем и сонетов. Основная мысль, развиваемая в «Героическом энтузиазме», выражается в оппозиции между «природной любовью» и «пассивным ожиданием милости» (по выражению румынского исследователя Йона Кулиану).
  • В книге содержалась критика творчества Петрарки, особенно в части «вырождающегося» воображения и усмиренной чувственности, которым, в ущерб божественного созерцания, много места отводил знаменитый итальянский поэт. Также в «Героическом энтузиазме» было ярко выражено женоненавистничество и признание в любви только к одной «женщине», «единственной» Диане, «что блещет среди вас, как солнце меж светил» - к королеве Елизавете.

В 1585 году из-за смены политического курса Франции посла Мовиссьера отозвали из Англии на родину. В свите вместе с послом в Париж отправился и Джордано Бруно.

Смута во Франции и переезд Бруно в Германию

За время отсутствия Бруно во Франции усилилась позиция герцогов Гизов и католической Лиги. В 1586 году король Генрих III заключил Немурский договор, отменивший права, предоставленные гугенотам. Вскоре во Франции разразится гражданская война.

  • Бруно вновь принял участие в публичном диспуте, проходившем на этот раз в Коллеж де Камбре. На диспуте он озвучил «сто двадцать тезисов о природе и против перипатетиков», в которых нападал на сторонников Аристотеля. Бруно призвал собравшихся опровергнуть свои доводы, и уже предвкушал победу, когда неожиданно с места поднялся адвокат Рауль Кайе (он же Rodolfo Сalerius), который входил в ближайшее окружение короля и обвинил Бруно в некомпетентности.
Джордано Бруно во время поездки во Францию
Джордано Бруно во время поездки во Францию
  • Бруно покинул аудиторию и больше в городе не появлялся. Он понял, что король больше не будет ему покровительствовать. Из-за начавшихся смут он переехал в Германию.
  • Обосновавшись на два года в качестве профессора в университете Виттенберга, Бруно уделял в своих лекциях особенное внимание искусству формирования памяти (трактат «Светильник тридцати статуй»). Согласно доносу инквизиции, в Виттенберге среди одобряющих его деятельность лютеран он даже замыслил создать секту «Новая философия».
  • Однако в 1588 году Бруно оказался в Праге при дворе императора Священной Римской империи Рудольфа II. Ему Бруно посвятил алхимический трактат с интригующим названием «Тезисы против математиков». В нем в аллегорической форме Ноланец призывал императора быть защитником естественной религии против «Меркуриев, сошедших с небес», чтобы разрушить мировой порядок и всеобщий закон любви.
Император Священной Римской империи Рудольф II Габсбург (1552 - 1612)
Император Священной Римской империи Рудольф II Габсбург (1552 - 1612)

Не добившись от Рудольфа II за свой труд должности при дворе, Бруно отправился преподавать в Брауншвейгский университет в Хельмштадт, а затем, в 1590 году – во Франкфурт. Здесь Бруно создает один из своих наиболее загадочных трактатов «О связях как таковых» (De vincules in genere), сохранившихся в «Московском кодексе» из собрания Авраама Сергеевича Норова.

«О связях как таковых»

Магию, вслед за немецким ученым-гуманистом и алхимиком Корнелием Агриппой, Джордано Бруно делил на небесную, физическую и математическую, причем последняя занимала промежуточное положение между божественной и природной.

Немецкий гуманист, врач и алхимик Корнелий Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535)
Немецкий гуманист, врач и алхимик Корнелий Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535)
  • Благодаря магии возможно проникнуть в суть природных вещей с помощью «лестницы природы», по которой Бог нисходит к живому существу, а живое существо поднимается к Богу.

Магия, как отметил советский исследователь истории и философии итальянского Возрождения Александр Горфункель, была для Бруно способом установления новых, природных явлений, не известных людям. Принимая за факт всеобщую одушевленность мироздания, магия, по мнению Бруно, обеспечивала связь между душой мира (то есть высшей разумной сущностью, или активным началом, заложенным в природе; по учению отцов церкви представление о мировой душе, свойственное эпохе античности, заменялось образом Премудрости Божьей, или Софией) и индивидуальными предметами.

  • По мнению Йона Кулиану («Эрос и магия в эпоху античности»), трактат «О связях как таковых» по смелости и цинизму в анализе материала можно сравнить с «Государем» Макиавелли. Причем политик-авантюрист Макиавелли не идет ни в какое сравнение с магом-психологом Бруно. Если фигура политического авантюриста с течением времени постепенно исчезает, то значение мага, особенно в XX веке, многократно возрастает. Он оказывается прототипом обезличенной масс-медиа, самоцензуры и глобальной манипуляции масс.
  • Маг у Бруно должен задействовать все свои умственные способности и интуицию, чтобы установить «связи» с манипулируемой группой, умело воздействуя на их воображение и тем создавая желаемые массам фантазмы.
  • В сочинении «О связях как таковых» любовные связи играют главную роль в магии Джордано Бруно.
«Есть в вещах некая божественная сила, сама любовь, она и есть отец и источник, Амфитрита привязанности».

Для привязки людей маг должен воспользоваться могуществом эроса, управляя чувствами и привязанностями людей друг к другу. Для облегчения привязки магу необходимо ранжировать людей по возрасту, темпераменту, внешнему виду и социальному положению. Так, если ребенок не подвержен эротическому обольщению, то зрелый мужчина наиболее для него уязвим. Люди более грубые и недалекие менее подвержены высоким привязкам (heroica vincula), чем обладатели более просветленной души, а природные привязки (naturalia vincula) больше пригодны для черни, чем для философов, повелевающих звездами.

  • От манипулятора требуется два противоположных действия: не дать себя обольстить и, в тоже время, возбудить в себе сильнейшие чувства, не забывая от них абстрагироваться, так как маг должен сначала испытать на себе способы «приманки» и «связывания» жертвы. Как писал Бруно, преимущество привязывающего перед привязываемым состоит в том, что хозяину своих оков эта связь доставляет не такое сильное переживание, как привязываемому объекту.

Так как из-за недостатка знания несведущие люди чаще всего беззащитны перед фантазмами богословия и медицины, манипулятору их легче «привязать», возбуждая в них страх, любовь, гнев, ненависть, терпение, пренебрежение к смерти и богатству. Поэтому манипулятор в роли пророка и врача не менее эффективен, чем он же, будучи магом.

Возвращение Бруно в Венецию

В августе 1591 года Джордано Бруно, несмотря на опасность, вернулся из Франкфурта в Венецию, приняв предложение аристократа Джованни Мочениго научить его «тайнам памяти». В Италии Бруно намеревался встретиться с римским Папой и предложить ему провести ряд реформ, в которых так нуждалась католическая церковь, а себе выхлопотать какое-нибудь профессорское место.

  • Свои надежды Бруно связывал с королем Франции Генрихом Наварским, победившим католическую Лигу и недавно сменившим протестантскую веру на католическую. Подобно королю, Бруно приветствовал веротерпимость и свободу выражать свои мысли и убеждения.
Войска Генриха IV одерживают вверх над Католической Лигой в решающем сражении при Фонтен-Франсез (1595 год)
Войска Генриха IV одерживают вверх над Католической Лигой в решающем сражении при Фонтен-Франсез (1595 год)

По мнению Бруно, мир сейчас наиболее испорчен, а значит, близок к возвращению к лучшему, то есть «египетскому», состоянию. Себя Бруно видел в роли пророка и «капитана», ведущего людей в новую эру любви и магии.

  • Папе Клименту VIII он собирался преподнести книгу «Семь свободных искусств» и попросить его разрешить для себя ношение монашеского одеяния, оставаясь вне религии.

Однако, прожив около двух месяцев в доме Мочениго, 26 мая 1592 года, по его доносу, Бруно был схвачен инквизицией и доставлен в тюрьму. После восьми лет заключения и бесчисленных допросов 17 февраля 1600 года Джордано Бруно заживо сожгли в Риме.

Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла

Интересно сравнить учение Джордано Бруно с натурфилософией другого знаменитого итальянского мыслителя и бунтаря Томмазо Кампанеллой.

Также, как и Бруно, Кампанелла родился на юге Италии (город Стило, область Калабрия).

Итальянский философ, теолог и писатель Томмазо Кампанелла (1568 - 1639)
Итальянский философ, теолог и писатель Томмазо Кампанелла (1568 - 1639)
  • Подобно Бруно, Томмазо Кампанелла поступил монахом в доминиканский орден. После первой же своей книги «Философия, доказанная ощущениями», изданной в 1591 году, монах-доминиканец привлек внимание Инквизиции в связи с пропагандой автором идей еретика Бернардино Телезио, преуменьшавшего могущество Бога ради двух бестелесных начал – тепла и холода, постоянно враждующих друг с другом на огромных просторах мироздания.
  • В 1599 году Томмазо Кампанелла возглавил восстание против испанцев в родной Калабрии, обратившись за военной помощью к Османской империи. Вокруг себя Кампанелла создал религиозно-политическую «секту», стремившуюся к захвату власти. (Бруно тоже стремился создать религиозно-политическую «секту», связанную, по мнению Фрэнсис Йейтс, с розенкрейцерством, намереваясь мирным путем, с помощью просвещения и преподавания, добиться возвращения к «египетской» вере).
Английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс (1899 - 1981)
Английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс (1899 - 1981)
  • Осенью 1599 года заговор был жестоко подавлен, Инквизиция арестовала Томмазо Кампанеллу. Около тридцати лет он провел в тюремном заключении, избежав казни только благодаря ловко сымитированному помешательству.
  • В тюрьме Томмазо Кампанелла написал главные свои труды, включая философско-политический труд «Город солнца» и трактат «О чувстве, заключенном в вещах, и о магии».
  • Выйдя на свободу благодаря заступничеству папы Урбану VIII, Томмазо Кампанелла безуспешно пытался получить место преподавателя философии в Италии. Неожиданно он написал книгу «Испанская монархия», в которой провозглашал идею «всемирной монархии» и «нового божьего града» под управлением испанцев.

Смена политического курса Кампанеллой была связана с завязавшейся дружбой с издателем своих тюремных сочинений Тобиасом Адами, членом Тюбингенского кружка в Германии, в котором зрели идеи будущего тайного мистического общества розенкрейцеров. Данное общество добивалось всестороннего совершенствования церкви и восстановления гармонических отношений между светской и духовной властью.

Один из участников «Тюбингенского Кружка» немецкий теолог, математик и алхимик Иоганн Валентин Андреа (1586 - 1654)
Один из участников «Тюбингенского Кружка» немецкий теолог, математик и алхимик Иоганн Валентин Андреа (1586 - 1654)
  • Оставаясь в душе убежденным, пусть и с еретическими вкраплениями, католиком, Кампанелла отвергал религиозный индефферентизм Бруно. Однако имя Кампанеллы, как и его собрата по перу, оказалось тесно связано с идеями немецкого оккультизма.
  • Сопоставляя содержание сочинения Бруно «О связях как таковых» и трактат Кампанеллы «О чувстве в вещах», невозможно не ощутить их схожести идей. Подобно всеобщей одушевленности вселенной у Бруно, в мире Кампанеллы стихии и мироздание обладают чувствами. Пользуясь необычным примером, взятым из области патологической физиологии, Кампанелла сравнивает вселенную с миром, внутри которого:
«живые существа пребывают подобно кишечным паразитам, обитающим в брюшной полости в теле людском»,
  • а мироздание целиком и полностью обладает чувствами. Более того, даже в мертвых сохраняются некоторое время приглушенные чувства, а в трупах закипает кровь, когда к ним приближается их убийца, чем пользуются опытные следователи.
  • Чувства и сильные страсти обитают даже в неодушевленных вещах, что можно использовать в магии. При изготовлении двух барабанов из волчьей и овечьей кожи, так как овца боится волка, можно заметить, как при ударе в волчий барабан рвется овечий.
  • Кампанелла советовал при лечении распухшей селезенки у человека подвесить над огнем в очаге рядом с больным селезенку животного. По мере высыхания подвешенной селезенки животного будет уменьшаться селезенка и воспаление у больного.
Таким образом, учение Томмазо Кампанеллы нельзя рассматривать отдельно от идей его калабрийского коллеги.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!