Фрагмент из книги «Конспекты коррекционных занятий логопеда с детьми, имеющими высокий риск возникновения речевых нарушений»
Автор И. А. Матыкина
Задачи
- Закреплять умение правильно употреблять окончания имен существительных в винительном и родительном падежах, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильно употреблять простые предлоги.
- Вырабатывать сильную воздушную струю.
- Расширять активный и пассивный словарный запас.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать интерес к занятиям.
Материал: снежинки из бумаги, дудочка, картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [в] и [ф], «снежные» комочки, корзина (для бросания в нее «снежков»), аудиозапись песни «Серебристые снежинки» (муз. А. Варламова, сл. Р. Панина, исп. В. Кравцова), игрушка-снеговик.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог.
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется... (снег).
И. Ревю
В какое время года выпадает снег?
Ответы детей.
Педагог. Если снега много, то его нужно...
Ответы детей.
Педагог. А что можно слепить из снега?
Ответы детей.
Основная часть
Игра «Самый внимательный»
Педагог читает стихотворение и просит детей показать названное: «шапка», «шубка», «губка», сначала последовательность не меняется, затем слова произносятся вразнобой.
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг:
Пух на шапках,
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух!
(Щекочут талию.)
Кто щекочет? Пух!
В. Скороходова
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые ... (снежинки).
А. Чугунников
Дети сдувают с ладони бумажные снежинки.
Игра «Вьюга»
Педагог. Бывает, что снег идет тихо, снежинки падают медленно. А бывает, что поднимается сильный ветер, завывает вьюга, тогда люди остаются дома, в тепле.
Изобразим вьюгу: «В-в-в...»
Дети поднимают руки верх и раскачивают их вправо-влево.
Педагог. Я буду играть на дудочке. Если услышите громкий протяжный звук, изображаете вьюгу. Если звук тихий, короткий, это снежинки тихо и легко падают землю, — дотрагивайтесь указательными пальчиками до коленочек.
Играют.
Артикуляционная гимнастика
Педагог. Я знаю очень красивую песню о снежинках. Я ее включу, мы будем не просто слушать, а еще делать зарядку для язычка.
Звучит песня «Серебристые снежинки» (муз. А. Варламова, сл. Р. Панина, исп. В. Кравцова), дети выполняют артикуляционные упражнения («Часики», «Качели», «Варенье» и др.). Подробнее см. в приложении.
Физкультминутка «Зима»
Дети повторяют движения за педагогом.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Потягиваются, руки в стороны.
Поднимаем выше ноги.
Идут на месте, высоко поднимают колени.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Выполняют прыжки на месте,
Ну, а мы идем, идем
ходьбу на месте.
И к себе приходим в дом.
Садятся на стульчики.
И. Суриков
Игра «Чего нет?»
Педагог демонстрирует картинки, закрытые бумажными снежинками (на картинках изображены предметы, в названии которых ест звуки [в] и [ф]).
Педагог. Посмотрите, что за чудеса! Снег попал даже на картинки! Теперь трудно понять, что здесь нарисовано! Может, вы поймете?
Дети пытаются сквозь прорези в снежинках понять, какой предмет изображен на картинке: «Я вижу валенки» и т. п.
Педагог. А теперь поиграем в игру «Чего нет?».
Педагог убирает картинки по одной, а дети говорят, чего нет.
Пальчиковая игра «Снеговик»
Дети повторяют движения за педагогом.
Мы слепили снежный ком,
Двумя руками «лепят комок».
Шляпу сделали на нем,
Соединяют руки в кольцо и кладут на голову.
Нос приделали, и вмиг
Приставляют кулачки к носу.
Получился снеговик.
«Рисуют» двумя руками фигуру снеговика.
В. Аникин
Игра «Скажи ласково»
Педагог. Снеговику очень интересно, знаете ли вы ласковые слова.
Педагог произносит слово «снег» — дети поднимают руки вверх; затем произносит это слово ласково («снежок») — дети приседают. Далее педагог продолжает выполнять это упражнение вместе с детьми, по мере усвоения дети выполняют упражнение самостоятельно.
Слова: снег — снежок, елка — елочка, лес — лесок, шар — шарик, фонарь — фонарик, сугроб — сугробчик, санки — саночки, горка — горочка, лиса — лисичка, заяц — зайчик...
Игра «Снежные комочки»
Педагог. Посмотрите вокруг. Здесь повсюду снежные комочки. Комочки поднимайте, где были, называйте.
Дети. Я нашла комочек под стулом. И т. п.
Игра «Брось снежок»
Педагог. Снеговик предлагает поиграть. Снежные комочки будем бросать в корзину.
Дети повторяют слоговые цепочки (ва-фа, во-фо, фу-ву, фы-вы и т. д.), затем бросают «снежки».
Игра «Правильно — неправильно»
Педагог. Я буду произносить слово «снеговик». Если скажу правильно, то надо показать нос-морковку (сложить пальцы в щепотку), а если скажу неправильно, вы поворачиваете большой палец вниз.
Слова: снеговик, смеговик, снегофик, сняговик, снеговик, слеговик, знеговик, снековик, снеговик, снегувик, снеговяк, снефовик.
Играют.
Итог
Педагог.
Очень весело зимой,
Но пора идти домой.
Снеговику помашем,
«До свиданья!» скажем.
И. Матыкина
Купить книгу: https://clck.ru/3QSF4s