Найти в Дзене

Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать

Итоговое сочинение — это не обычная «домашка», а первый серьёзный испытательный рубеж для одиннадцатиклассников: от него зависит допуск к ЕГЭ. Поэтому важно не только писать грамотно, но и убедительно рассуждать. Один из главных критериев — аргументация с опорой на литературный материал: каждую мысль необходимо подтверждать конкретными примерами из произведений. В статье разберём, что понимают под аргументами в итоговом сочинении, какими качествами должны обладать удачные примеры, а также какие литературные иллюстрации уместны, а от каких лучше отказаться. В завершение ты найдёшь подборку готовых аргументов по типовым темам итогового сочинения 2025/2026 учебного года — с произведениями, которые помогут уверенно получить зачёт. Давай, собственно, разберем базу. Что именно означает «аргумент» в контексте итогового сочинения? Аргумент в итоговом сочинении — это подтверждение мысли автора сочинения — его позиции или ответа на поставленный проблемный вопрос. Любое утверждение в тексте долж
Оглавление

Итоговое сочинение — это не обычная «домашка», а первый серьёзный испытательный рубеж для одиннадцатиклассников: от него зависит допуск к ЕГЭ. Поэтому важно не только писать грамотно, но и убедительно рассуждать. Один из главных критериев — аргументация с опорой на литературный материал: каждую мысль необходимо подтверждать конкретными примерами из произведений.

В статье разберём, что понимают под аргументами в итоговом сочинении, какими качествами должны обладать удачные примеры, а также какие литературные иллюстрации уместны, а от каких лучше отказаться.

В завершение ты найдёшь подборку готовых аргументов по типовым темам итогового сочинения 2025/2026 учебного года — с произведениями, которые помогут уверенно получить зачёт.

Что такое аргументы в итоговом сочинении

Давай, собственно, разберем базу. Что именно означает «аргумент» в контексте итогового сочинения?

Аргумент в итоговом сочинении — это подтверждение мысли автора сочинения — его позиции или ответа на поставленный проблемный вопрос. Любое утверждение в тексте должно иметь опору на аргументы, однако строгих норм по их количеству нет. Важно не набирать их «для объёма», а выбрать действительно уместные и убедительные примеры.

Другими словами, аргументы к итоговому сочинению — это твои помощники в доказательстве основной идеи, которую ты хочешь донести до товарищей экзаменаторов. Они делают текст убедительным и показывают, что ты умеешь анализировать литературу, а не просто пересказывать сюжет.

Зачем нужны аргументы и как их правильно использовать

Как ты понимаешь, без аргументов сочинение превращается в набор общих фраз вроде «дружба — это важно» или «человек должен быть добрым». Чтобы получить зачёт, нужно показать, почему ты так считаешь.

Вот несколько простых правил, как использовать аргументы грамотно:

  • Добавляй к каждому тезису пример. Если в сочинении три абзаца рассуждений, в каждом должен быть хотя бы один аргумент.
  • Не пересказывай! Пример не равен пересказу. Не нужно подробно описывать сюжет, достаточно коротко напомнить контекст и объяснить, почему этот эпизод доказывает твою мысль.
  • Не бойся анализа. Даже пара предложений комментария вроде «это показывает, что герой осознал…» или «автор хотел сказать…» уже делают аргумент полноценным.
  • Связывай логически. Аргументы должны плавно вытекать из тезиса, а не выглядеть случайными.

Например:

Добро часто требует внутренней силы. В романе «Преступление и наказание» Достоевского Раскольников проходит путь от гордости и отчуждения к раскаянию и милосердию. Автор показывает, что настоящий выбор добра связан с болью, но только он делает человека свободным.

Коротко, по делу и структурированно — именно так стоит писать аргументы для итогового сочинения.

Каким должен быть аргумент для итогового сочинения

А теперь запомни, какие аргументы для итогового сочинения проверяющие засчитывают:

  • Каждый твой аргумент должен доказывать, подтверждать твой тезис.
  • В аргументе должен содержаться краткий пересказ произведения или его фрагмента, но обязательно с аналитическим комментарием школьника.
  • Как вариант, в качестве аргумента можно использовать сравнение произведений и / или их героев, но, опять же, только со своей оценкой.
  • При формулировании аргумента допустимо использовать анализ всего творчества автора с опорой на разбор конкретных его работ. Кроме того, допустимо ссылаться на биографические факты, которые непосредственно связаны с произведениями.

Что не примут как аргумент для итогового сочинения

Тут тоже внимательно и вдумчиво:

  • Если аргумент не доказывает тезис, его не засчитают. Даже если это очень хороший аргумент.
  • Голый пересказ произведения или фрагмента, в котором отсутствует разбор от ученика и нет аналитического разбора — тоже мимо. Проверяем себя: ты просто описываешь изменения характера Наташи по ходу действия романа «Война и мир» Л.Н. Толстого — такое не засчитают. Ты описываешь изменения характера и объясняешь, как и почему он менялся и что это доказывает — бинго!
  • Недопустимо использовать в качестве аргумента простое упоминание произведения. «так же было в "Капитанской дочке"» — это не аргумент.
  • Использовать для опоры можно только источники, которые есть в критериях оценивания на сайте ФИПИ. Если источника нет в критериях, аргумент не засчитают.

Откуда брать аргументы к итоговому сочинению

В качестве аргументов допустимо использовать любые опубликованные произведения отечественной и зарубежной литературы — независимо от эпохи и жанра. Формального требования к числу источников нет: при желании все рассуждения можно выстроить вокруг одного произведения, если оно полно и точно раскрывает тезис.

Темы итогового сочинения формируются в закрытом банке и распределяются по трём крупным тематическим разделам, каждый из которых делится на несколько подразделов. На экзамене выпускник получает список из шести тем: по две из каждого раздела. При этом заранее неизвестно, какие именно подразделы окажутся представлены.

Официальные формулировки разделов и их детализация опубликованы на сайте ФИПИ. Ниже — краткая логика подбора литературы по разделам и примеры, на которые удобно опираться в зависимости от темы.

Книги и художественная литература

Самый надёжный вариант — литературные произведения. Это классика, которую проверяющие ждут в работах.

Причём не обязательно вспоминать что-то редкое или сложное — подойдут даже тексты из школьной программы.

Что использовать:

  • романы и повести русской классики — Толстой, Достоевский, Тургенев, Пушкин, Бунин, Лермонтов;
  • произведения зарубежных авторов — Лондон, Ремарк, Хемингуэй, Хаксли;
  • стихи и поэмы, если умеешь показать, как в них раскрывается тема.

Пример:

В «Войне и мире» Толстой показывает, как семья помогает человеку сохранить внутреннюю гармонию даже в трудные времена. Это отличный аргумент для итогового сочинения о ценностях семьи или о роли любви в жизни.

Совет: выбери 5–6 произведений, в сюжете которых ощущаешь себя как рыба в воде. Где знаешь персонажей, их характеры, понимаешь логику их действий, учитываешь исторический контекст и понимаешь, в связи с какими жизненными событиями это писал автор. Заранее продумай, для каких направлений аргументации ты можешь эти произведения использовать. Например, «Герой нашего времени» — к теме свободы и самопознания, «Гранатовый браслет» — к теме любви и духовной верности.

Исторические события и личности

Если тема сочинения близка к гражданскому долгу, чести, патриотизму или выбору между добром и злом — можно привести пример из истории.

Да, основной упор идёт на литературу, но короткое упоминание реального события или личности допустимо, если оно помогает доказать тезис.

Пример:

Подвиг защитников Брестской крепости — пример настоящей верности Родине. Эти люди знали, что не смогут выжить, но остались на своих позициях. Такую стойкость можно сравнить с героями из поэмы «Слово о полку Игореве».

Главное — не превращать работу в историческое сочинение. Используй исторический пример как дополнение, а не как единственный аргумент.

Примеры из фильмов и сериалов

Современные источники — тоже неплохой вариант, если использовать их уместно и осмысленно. Фильмы и сериалы особенно помогают, когда нужно показать эмоции или человеческие ценности.

Примеры, которые подойдут почти к любому направлению:

  • «Список Шиндлера» — про милосердие, сострадание, моральный выбор;
  • «В бой идут одни старики» — про честь, долг, любовь к Родине;
  • «Форрест Гамп» — про внутреннюю силу и простоту, которая делает человека настоящим;
  • «1+1» — про дружбу и преодоление предрассудков.

Но помни: аргументы для ис должны быть логично вплетены в рассуждение. Если просто написать: «В фильме «Форрест Гамп» герой был добрым» — это не аргумент. Лучше объяснить, как именно его поступки подтверждают твою мысль.

Личный жизненный опыт

Да, можно опираться и на собственный опыт — например, рассказать, как ты или знакомый человек столкнулся с похожей ситуацией, что помогло понять ценность дружбы, верности или смелости.

Однако важно соблюдать правила:

  • не называй фамилии или конкретных мест — всё должно быть обобщённо;
  • опыт должен быть морально или эмоционально связан с темой сочинения;
  • не используй бытовые случаи («я опоздал на автобус и сделал вывод…») — они не добавят глубины.

Однажды я наблюдал, как мой друг помог пожилому человеку донести тяжёлые сумки. Казалось бы, мелочь, но в этот момент я понял, что доброта — это не слова, а поступки. Именно об этом писал и Тургенев, создавая героев, способных на простое человеческое сострадание.

Такие аргументы для итогового сочинения человек может использовать, чтобы показать личную вовлеченность и искренность — но они должны идти в дополнение к литературным примерам, а не вместо них.

Готовые аргументы для итогового сочинения по темам 2025/2026

Ниже — подборка аргументов по разделам Духовно-нравственные ориентиры, Семья, Общество, Отечество, а также Природа и культура. Они ориентированы на популярные темы итогового сочинения. Используй идеи как отправную точку — не копируй дословно, но адаптируй под свой тезис и тему.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела обращаются к нравственному выбору, системе идеалов и моральным ориентирам. Придётся размышлять о смысле жизни, о решениях, которые принимает человек, о его внутренних конфликтах и переживаниях, о любви и дружбе. Первый тематический блок включает четыре подпункта.

-2

Внутренний мир и личностные качества

Аргумент:

Часто внутренний мир персонажа раскрывает главную проблему темы — кем он становится в результате испытаний, какими ценностями руководствуется. Например, в повести Гоголя «Шинель» герой Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о признании и пытается изменить свою жизнь через «новую шинель», но даже получив желаемое, остается одиноким и непонятым. Внутреннее состояние его героя показывает, как тяжело быть «маленьким человеком» в чужом обществе, и насколько внутренние качества человека (стыдливость, стремление к уважению, уязвимость) влияют на его судьбу.

Такой аргумент подходит к теме «внутренние качества человека», «личностный рост» или «значение личности в обществе».

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Н. В. Гоголь — «Шинель»
  • Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание» (внутренний конфликт Раскольникова и его раскаяние)
  • Л. Н. Толстой — «Война и мир» (эволюция внутреннего мира героя, путь к себе)

Добро и зло, нравственный выбор

Аргумент:

Нравственный выбор часто ставит человека перед трудной дилеммой — как поступить, когда личные чувства и идеалы вступают в конфликт. В «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя отец-герой сталкивается с ситуацией, когда сын отходит от идеалов семьи и Родины. Поступок отца — жестокий, но мотивированный представлениями о чести, долге и идеалах. Это показывает, что понятия добра и зла не всегда очевидны, они зависят от моральной установки героя и исторического контекста.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба»
  • И. А. Бунин — «Господин из Сан-Франциско»
  • А. П. Чехов — «Крыжовник»

Познание самого себя

Аргумент:

Путь героя к пониманию самого себя часто проходит через ошибки и страдания. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов — человек, которому предстоит преодолеть внутренние сомнения, ошибки, социальные предрассудки. Он ищет своё место в мире, меняется под влиянием событий, переживаний и отношений с людьми. Этот рост показывает, что самопознание — развитие личности, а не просто осознание «кто я есть».

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Л. Н. Толстой — «Война и мир»
  • М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»
  • Джек Лондон — «Мартин Иден»

Свобода человека и её границы

Аргумент:

Свобода — одно дело, а возможность реализовать её в обстоятельствах — другое. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского герой Родион Раскольников принимает крайний шаг, мотивируя его идеями и теориями, но потом сталкивается с душевными терзаниями и последствиями. Его выбор — свободный, но цена свободы оказывается высокой.

Аргумент можно использовать, если тема связана с личной свободой, моральной ответственностью и ограничениями социума.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание»
  • М. Ю. Лермонтов — «Мцыри»
  • Л. Н. Толстой — «Анна Каренина»

Семья, общество, Отечество

Во втором разделе собраны темы, посвящённые роли семьи и традиций, тому, как личность способна воздействовать на ход истории своей страны, а также конфликту поколений и траекториям общественного развития.

Раздел включает три подподраздела.

-3

Семья и семейные ценности

Аргумент:

Семья — это не просто набор родственников, а система ценностей, взаимной поддержки и духовной опоры. В «Войне и мире» Ростовы не только живут вместе, но разделяют переживания войны, кризисов, поражений и надежд. Их семейные отношения показывают, как уважение, доверие и любовь формируют человека.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Л. Н. Толстой — «Война и мир»
  • И. С. Тургенев — «Отцы и дети»
  • А. П. Чехов — «Дом с мезонином» (или похожие рассказы)

Человек и общество

Аргумент:

Конфликт личности и норм общества позволяет рассмотреть, как социальные ожидания влияют на ценности человека. Так, в «Горе от ума» (А. С. Грибоедов) Чацкий критикует лицемерие светского круга, отстаивает личную честность и правду, несмотря на давление со стороны общества.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • А. С. Грибоедов — «Горе от ума»
  • М. Горький — «Старуха Изергиль»
  • Джек Лондон — «Мартин Иден»

Родина и гражданская позиция

Аргумент:

Важность гражданской позиции проявляется, когда личность действует ради блага не только себя, но общества или Отечества. Например, Пётр Гринёв в «Капитанской дочке» остаётся верен чести даже под давлением событий бунта. Его поведение — пример стойкой гражданской позиции.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • А. С. Пушкин — «Капитанская дочка»
  • Н. А. Некрасов — «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Слово о полку Игореве»

Природа и культура

В этом разделе рассматриваются экологические проблематики — прежде всего взаимоотношения человека и окружающей среды. Сюда же входят темы о том, как искусство и наука меняют жизнь людей. В текущем году в раздел введён новый подраздел «Язык и языковая личность».

Человек и природа

Аргумент:

Природа выступает зеркалом внутреннего мира героя. В «Войне и мире» Толстого Андрей Болконский видит старый дуб и сопоставляет себя с ним — усталым, подавленным, потерянным. Но затем природа меняется вместе с ним: внешняя среда помогает герою найти силы продолжать.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Л. Н. Толстой — «Война и мир»
  • И. С. Тургенев — «Бирюк»
  • А. С. Пушкин — «Медный всадник»

Наука и её значение для человека

Аргумент:

Тема технологии, науки и её влияния на человека часто связывается с моралью и ответственностью. В «Собачьем сердце» Булгакова научный эксперимент выходит из-под контроля, меняя человеческую сущность героя и ставя под удар этические нормы.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • М. А. Булгаков — «Собачье сердце»
  • О. Хаксли — «О дивный новый мир»
  • Также: рассказы Булгакова — «Роковые яйца»

Искусство и культура

Аргумент:

Искусство — это то, что даёт человеку смысл, спасение, возможность взглянуть иначе. В «Мастере и Маргарите» Булгакова художественные мотивы и фантастика становятся средством морального выбора и сострадания.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»
  • А. И. Куприн — «Гранатовый браслет»
  • А.П. Чехов — «Скрипка Ротшильда»

Язык и формирование личности

Аргумент:

Язык формирует личность: как человек разговаривает, как выражает мысли, часто определяет и социальное положение, и внутреннюю самооценку. В «Недоросле» Д.И. Фонвизина, например, персонажи и диалоги четко отражают уровень образования, ценности семьи, но также ограниченность взглядов.

Произведения, к которым можно обратиться:

  • Д. И. Фонвизин — «Недоросль»
  • И. С. Тургенев — стихотворение в прозе «Русский язык»
  • Л.Н. Толстой — «Война и мир» (русское дворянство поголовно говорит на французском)

Вывод

Преподаватель русского языка онлайн‑школы подготовки к ЕГЭ «СОТКА» Тамара Ларина подготовила гайд по итоговому сочинению: в нём есть не только обширные списки литературы по тематическим подразделам, но и универсальный перечень коротких произведений.

Скачать гайд в телеграм-канале.

А подготовиться к будущим экзаменам ты можешь в Сотке!