Найти в Дзене

Тени материнства: Я боюсь убить своего ребёнка. Контрастные мысли молодых мам.

Не так давно я проходила обучение в МГУ по курсу Психиатрия для психологов. Не устану повторять, что психообразование - ключ к освобождению и облегчению при многих проблемах. Иногда мы ошибочно приписываем себе разные расстройства и заболевания, катастрофизируем их и приходим к мрачным выводам, портящим качество нашей жизни, а иногда и здоровье. Сегодня я хочу поговорить об одной деликатной, но достаточно распространенной проблеме, с которой сталкивалась сама и о которой мне рассказывали подруги в первые годы материнства. Речь пойдет о навязчивых, пугающих мыслях, которые в психиатрии относятся к обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Пример. Молодая мама боится, что она может потерять над собой контроль и выбросить ребенка в окно или ударить его ножом. Мысли эти яркие, пугающие, приходящие будто из ниоткуда. Они вызывают панику и стыд: «Со мной что-то не так! Я схожу с ума!» Эти мысли еще называются контрастными, потому что они возникают именно по контрасту с истинными ценностя

Не так давно я проходила обучение в МГУ по курсу Психиатрия для психологов. Не устану повторять, что психообразование - ключ к освобождению и облегчению при многих проблемах.

Иногда мы ошибочно приписываем себе разные расстройства и заболевания, катастрофизируем их и приходим к мрачным выводам, портящим качество нашей жизни, а иногда и здоровье.

Сегодня я хочу поговорить об одной деликатной, но достаточно распространенной проблеме, с которой сталкивалась сама и о которой мне рассказывали подруги в первые годы материнства. Речь пойдет о навязчивых, пугающих мыслях, которые в психиатрии относятся к обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР).

Пример. Молодая мама боится, что она может потерять над собой контроль и выбросить ребенка в окно или ударить его ножом. Мысли эти яркие, пугающие, приходящие будто из ниоткуда. Они вызывают панику и стыд: «Со мной что-то не так! Я схожу с ума!»

Эти мысли еще называются контрастными, потому что они возникают именно по контрасту с истинными ценностями и намерениями человека. Такая мама бесконечно любит своего ребенка и никогда не совершит ничего подобного. Но как раз из-за этой любви так сильно пугается собственных мыслей.

Материнство - это не только радость, но и колоссальный труд, стресс и недосып. Испытывать раздражение или злость на беспомощного, но требующего бесконечного внимания младенца - это нормально.

Однако у многих женщин есть внутреннее убеждение: «Хорошая мать должна испытывать только любовь и нежность». Любая негативная эмоция воспринимается как провал, как доказательство собственной «плохости».

Первая естественная реакция - попытаться выкинуть эту «ужасную» мысль из головы. Но наш мозг устроен парадоксально: чем сильнее мы стараемся о чем-то не думать, тем навязчивее становится эта мысль. Попробуйте прямо сейчас не думать о красном яблоке? Правда ведь именно его образ и всплыл первым в сознании?

Чтобы обезопасить ребенка от «сумасшедшей» себя, женщина начинает избегать «опасных» ситуаций: не подходит к окну с ребенком на руках, убирает подальше ножи, старается не оставаться наедине с малышом. Подключается и постоянное сканирование мыслей: «А не думаю ли я сейчас о чем-то плохом?».

Это лишь закрепляет страх, лишая маму уверенности в своей нормальности.

На самом деле: женщина с контрастными навязчивостями при ОКР:

  • Никогда не теряет контроль над своими действиями.
  • Не причиняет и не собирается причинять вред ребенку.
  • Ее главная проблема - страх перед собственными мыслями, а не сами мысли 💭

Совершенно иная ситуация, когда речь идет о реальной агрессии, вспышках гнева, когда мама бьет ребенка, а потом боится, что в следующий раз может зайти дальше. Это не ОКР, и такой случай требует другого, неотложного подхода. Например, трагические случаи, о которых мы могли слышать из новостей, где матери причиняли вред детям, почти всегда связаны с тяжелыми психическими расстройствами (например, шизофренией или острыми психозами). ОКР и шизофрения - это разные заболевания, и любой современный психотерапевт легко объяснит эту разницу.

К счастью, контрастные навязчивости у молодых мам отлично поддаются психотерапии, а иногда проходят уже после грамотного разъяснения сути проблемы.

Золотой стандарт помощи - это когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Психолог с помощью поведенческих экспериментов помогает женщине убедиться, что она может доверять себе, что она не теряет контроль, а просто устала. Также прорабатываются установки о гиперответственности и тотальном желании все контролировать.

Если вы узнали себя в этой статье, но у вас нет сейчас возможности обратиться за психологической помощью, запомните эти важные тезисы:

  1. Эпизодические «злые» мысли по отношению к ребенку бывают у большинства мам. Это признак усталости, а не сумасшествия.
  2. Мысль не равно действие. То, что вы так думаете, не значит, что вы так поступите. Ваши ценности и поступки определяют вас, а не ваши мысли.
  3. Ваша главная проблема - не сами мысли, а ваш страх перед ними. Отпустите его.
  4. Продолжайте жить обычной жизнью. Оставайтесь с ребенком наедине, готовьте еду. Вы увидите, что тревога постепенно снизится, если вы не будете подпитывать ее.

Помните, Вы не равно ваши мысли. Вы любящая, ответственная мама, которая столкнулась с довольно частым и излечимым состоянием. А обращение за помощью - это не слабость, а шаг к возвращению себе спокойного и радостного материнства.

Я искренне надеюсь, что эта статья стала для Вас поддержкой и помогла развеять хотя бы часть тех страхов, которые иногда омрачают материнство.