Часто бывает так: хорошие намерения не подкрепляются делами. Строятся грандиозные планы, ведутся бурные обсуждения, а на практике – ничего. Знакомое ведь явление? У нас же часто именно так и бывает: какая-то хорошая инициатива одобряется на самом высоком уровне, потом ее публично обсуждают и нахваливают, чтобы о ней узнало как можно больше людей. Но что-то происходит (или, наоборот, не происходит), и дело стопорится. Как тот воз из известной русской поговорки...
Что за фасадом? Обнаженная правда о российском рынке автомасел
В начале ноября в московском «Балчуг Кемпински» прошла конференция «Производство и рынок смазочных материалов – 2025». Два дня бурных обсуждений, презентаций новых рецептур, отчетов об успехах импортозамещения и оптимистичных прогнозов. Но за этим фасадом деловой активности скрывается куда более трезвая, если не сказать – безрадостная, реальность. В то время как большинство спикеров рассказывали, как они ударно строят корабль отечественной нефтехимии, лишь пара докладчиков взяли на себя смелость показать, что у этого корабля не предусмотрены не то что спасательные шлюпки – в нем нет даже навигационной системы. Речь идет о системном кризисе сертификации моторных масел.
Наследие упущенных возможностей
Пока одни докладчики с энтузиазмом рассказывали о попытках возродить производство синтетических жирных кислот (исчезнувшее с конца XX века), спикер из Hyundai Corporation Russia Анастасия Соловей попыталась вернуть гостей конференции с небес на землю, обратив их внимание на фундаментальную проблему. Можно сколь угодно развивать производство, но, если нечем проверить качество продукта, все это напоминает стройку без проектной документации.
Наследие СССР – система ГОСТов – хоть и ценное, но безнадежно отстающее от современности «ископаемое». В то время как мировой автопром давно ушел в турбированные двигатели с прямым впрыском, низковязкие масла и гибридные силовые установки, советские стандарты вращаются вокруг сконструированных в XX веке ДВС и механических коробок передач. Инициатива по созданию отечественного аналога Американского института нефти (API) под эгидой Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) выглядит как запоздалое признание проблемы. Планируемая дата утверждения стандарта – первая половина 2025 года – уже никем даже не озвучивается, ведь конференция проходила в ноябре 2025-го. Где он, этот стандарт?
Но самый циничный момент – это финансирование. ИНТИ не финансирует разработку стандартов. Все затраты ложатся на плечи производителей. Получается, государство перекладывает ответственность за создание системы контроля на тех, кого должно контролировать. Это все равно что предложить ученикам средней школы самим для себя написать и издать учебники, а вдобавок еще и составить программу экзаменов.
Когда цена превышает все разумные пределы
Самый больной вопрос, бьющий по надеждам на скорое импортозамещение в сегменте высокотехнологичных масел, – это вопрос стендовых испытаний. Презентация Hyundai Corporation Russia беспристрастно, в цифрах, показала всю глубину пропасти.
До 2022 года российские производители могли тестировать свои масла на соответствие международным стандартам (API, ACEA, ILSAC) на зарубежных сертифицированных стендах. Санкции этот канал перекрыли. А своих полноценных аналогов в России нет.
Наглядный пример: чтобы получить сертификат по новейшим стандартам API SQ и ILSAC GF-7, необходимо пройти ряд моторных тестов. И вот ориентировочная стоимость этого «входного билета» на мировой рынок:
- Тест Sequence IIIH (оценка высокотемпературных отложений) – $66 090.
- Тест Sequence X (на износ цепи ГРМ) – $48 500.
- Тест Sequence VIE (на топливную экономичность) – $48 339.
- ... и так далее, десятки тысяч долларов за каждый тест.
И что же в результате делать отечественным производителям смазочных материалов? Они могут делать качественные базовые масла (о чем говорил Сергей Алешин из «Глобал Индастри»), разрабатывать конкурентоспособные пакеты присадок (как демонстрировали «ЛУКОЙЛ» и «КВАЛИТЕТ»), но не могут легально доказать, что их масло соответствует требованиям современных двигателей Mercedes, Ford или Hyundai, а также китайских брендов, которые, как мы неоднократно уже писали на нашем канале, ориентируются именно на упомянутые международные стандарты. Они вынуждены оперировать лабораторными тестами, которые, как убедительно показал спикер из KIREI Chemical, лишь частично моделируют реальные условия в двигателе. Но как можно судить о качестве парашюта, тряся и пиная его на земле, но так и не совершив ни одного реального прыжка?
Китайские эфиры и надежда на чудо
На этом фоне бурное обсуждение качества китайских сложных эфиров на выступлении Алексея Можерина из Basoil выглядит как спор о качестве краски для забора, когда нет проекта самого дома. Да, китайские производители прогрессируют. Да, их продукция может соответствовать международным стандартам. Basoil даже провел сравнительные испытания с BASF в РГУ нефти и газа им. Губкина. Но без системы сертификации, которая вызывает доверие у производителей техники, мы покупаем китайского «кота в мешке».
То же самое и с пластичными смазками. Борис Реморов из ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» нарисовал удручающую картину: зависимость от импорта сырья для загустителей, базовых основ и присадок достигает 90%. Восстановление производств 12-оксистеариновой кислоты, адипиновой кислоты, дисульфида молибдена – это проекты на годы, требующие колоссальных инвестиций и государственной воли. Пока же мы закупаем литий в Перу и Чили, а производство автохимии для российской военной техники, по сути, зависит от поставок касторового масла из южных стран.
Выводы, от которых не спрятаться
Резюмируя выступления конференции, можно сделать несколько неутешительных выводов.
- Технологический суверенитет оказался химерой. Мы смогли наладить цепочки поставок базовых компонентов и даже их производство, но потеряли самое главное – систему независимой, признанной в мире верификации качества. Без нее все разговоры о конкуренции с мировыми брендами – самообман.
- Рынок рискует скатиться в «эпоху дикого капитализма». Отсутствие доступа к дорогостоящим, но объективным стендовым испытаниям открывает дорогу недобросовестным игрокам. Они могут заливать в канистры с красивыми этикетками непроверенные составы, спекулируя на патриотических настроениях россиян. Последствия – рост отказов техники, снижение ресурса двигателей и окончательная потеря доверия потребителя к отечественному продукту.
- Качество продолжает быть импортным. Пока отечественная промышленность проходит мучительный путь создания собственной системы стандартов и испытаний, гарантией качества и надежности для российского потребителя остаются импортные бренды, сохранившие свои глобальные цепочки поставок и контроля. Потому что в канистрах этих производителей – не просто масла. Это зашитая в них история исследований, разработок и испытаний, которые, увы, пока недоступны локальным производителям в полном объеме.
Конференция «Lubricant Market 2025» в очередной раз засвидетельствовала, что российская нефтехимия обладает интеллектуальным и производственным потенциалом. Но этот потенциал уперся в системный барьер, преодолеть который в одиночку бизнесу не под силу. Пока государство не осознает, что создание современной системы сертификации – это важная стратегическая задача для всей страны, проблема не решится.
А мы, как ответственный игрок рынка, будем и дальше предлагать потребителю тот самый недостижимый пока для многих уровень качества, подтвержденный не красивыми словами, а жесткими тестами на международных стендах…