Найти в Дзене

"Субстанция". Фильм про архетипический кризис женщины

Посмотрела наконец "Субстанцию". Фильм жуткий, ситуация понятная. Кто не смотрел, сюжет следующий. Голливудская суперзвезда (в главной роли Деми Мур) теряет контракт из-за того, что стареет. В отчаянии она прибегает к экспериментальному пути решения проблемы. "Субстанция" разделяет её на две части: одна - исходная, другая - молодая. Пока одна работает, другая лежит в беспамятстве. Меняться они должны каждую неделю, без пропусков: "Вы - это она, она - это вы. Что взяла себе одна часть, потеряно для другой. Уважайте баланс." Но быть молодой так классно! Молодая часть начинает злоупотреблять своим временем. Каждый час, что она "заедает" в свою пользу, отдается исходной части разрушением тела. Исходная часть, старея, начинает ненавидеть молодую и мстить. К чему это приводит, мы видим через цепь жутких метаморфоз. Если вы брезгливы, вам этот фильм лучше не смотреть. Но вот когда начинаешь воспринимать эти ужасы на экране не как буквальное телесное превращение, а как метафору, станови

Посмотрела наконец "Субстанцию". Фильм жуткий, ситуация понятная.

Кто не смотрел, сюжет следующий. Голливудская суперзвезда (в главной роли Деми Мур) теряет контракт из-за того, что стареет. В отчаянии она прибегает к экспериментальному пути решения проблемы. "Субстанция" разделяет её на две части: одна - исходная, другая - молодая.

Пока одна работает, другая лежит в беспамятстве. Меняться они должны каждую неделю, без пропусков: "Вы - это она, она - это вы. Что взяла себе одна часть, потеряно для другой. Уважайте баланс."

Но быть молодой так классно!

Молодая часть начинает злоупотреблять своим временем. Каждый час, что она "заедает" в свою пользу, отдается исходной части разрушением тела.

Исходная часть, старея, начинает ненавидеть молодую и мстить.

К чему это приводит, мы видим через цепь жутких метаморфоз. Если вы брезгливы, вам этот фильм лучше не смотреть. Но вот когда начинаешь воспринимать эти ужасы на экране не как буквальное телесное превращение, а как метафору, становится легче.

Мы сейчас на "Царевнах и царицах" рассматриваем как раз возраст Возлюбленной, в котором застряла героиня Мур. Она понимает, как жить, когда она молода и красива. И в пятьдесят открыть вдруг, что ты уже "товар под замену" и "все хотят молодую" (продюсер и инвесторы показаны как противные, потребительски настроенные персонажи), для неё шок.

Что это могло бы быть? На уровне Матери, собственная школа, своя система, продюсирование своих проектов. Она очень хорошо знает чужие системы изнутри, но вопрос в том, что она не пожелала даже допустить, что есть что-то ей по силам за пределами той деятельности, которой она отдала 30 лет жизни.

На уровне Наставницы, это могло бы быть любое дело, которое облегчило бы жизнь продвижению тех, кто идёт вслед за ней. Делиться опытом добровольно, создавать для этого пространства, в которые могут прийти те, кому это нужно здесь и сейчас, а также упаковка опыта в ту форму, в которой они могут его усвоить.

Но Элизабет – единственная и неповторимая в своем мире, её задача – быть царем горы, без конкурентов и без смены. Она держится за единственный проект в своей жизни, без альтернативы. Она полностью растворилась в нем, отдавая всё свое существо.


Лишаясь этого проекта, она почти сходит с ума - и это одна из характерных черт архетипа Возлюбленной, чья задача в определенном возрасте - преодолевать зависимость от человека или проекта, возвращать себе индивидуальность и выйти наконец на тот уровень мастерства и мышления, когда возможно управляться с несколькими задачами сразу.

Она ведет себя преданно, и при этом эгоистично, губя этим и свою жизнь, и возможность пережить трудное время, выбравшись потом в лучшее будущее.

Но Элизабет - ещё и глубоко травмированная женщина. "Ты всё, что я в себе люблю," - говорит она своему молодому клону, когда нечаянно почти убивает её.

Прекрасное - всего лишь часть её личности. В конце мы видим огромную отвергнутую часть, или то, как цельная Элизабет понимает себя без этой привлекательной части: монстром без формы, да и глуповатым, если честно.

В конце она находит покой, но как и когда, я вам раскрывать не буду. Может, решитесь посмотреть (если сможете это вынести), или уже посмотрели.

Вот зарекалась я лезть в тему архетипов, но как ни крути, она инструментально очень удобная, когда приходит время говорить о реализации, взрослении и образах, связанных с ними.

В комментариях делитесь своими впечатлениями от фильма, если смотрели. Если не смотрели, рассказывайте, было ли такое, что вы жили вообще только одним проектом (будь то в работе или в семье) без альтернатив и как себя при этом чувствовали. Любили, теряли - значит, понимаете, о чем я. А я, кстати, напоминаю, что на моем сайте работает Новогодний базар, где можно приобрести все курсы 2025 года (в том числе, по архетипам) и наконец со всем этим разобраться. Про женские - это "От царевны до царицы". Он правда классный получился!

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru