Скоро будет ровно год со дня масштабного разлива мазута в Керченском проливе, в районе Анапы. Волонтерский штаб «Сети, сито, лопата», которому помогает наш Фонд защитников природы, работает на побережье до сих пор. Мы поговорили с защитником природы Жанной Рыбак о работе штаба и о том, что сейчас делается для восстановления экосистем побережья.
Жанна, как вообще появилась идея штаба «Сети, сито, лопата»? Почему именно такое название?
Мы начинали не как штаб и, собственно, до сих пор не привыкли к этой формулировке. Сначала это была просто группа волонтеров, знакомых друг другу и желающих помочь. Работали на базе разных штабов, тогда существовавших. С июня остались один на один с тем, что еще нужно завершать на нашем участке берега. Ни волонтеров новых, ни штабов. Бросать не в нашем стиле. Начали потихоньку выстраивать свой процесс. А название это изначально было (и есть) названием телеграм-канала, который мы завели в январе. Долго выдумывать времени не было, первое, что пришло в голову, это то, чем мы непосредственно занимались — просеивали на ситах, ставили сети, улавливающие мазут, с лопатой просто очевидно). Сейчас название сузилось до простого «ССЛ».
Когда вы начали работать, и что стало точкой, после которой стало ясно — нужно собираться и действовать?
Да сразу, как узнали о катастрофе, и побежали на берег. Как и многие местные жители. Поначалу кто куда. С января же зафиксировались на Бугазской косе, где и находимся по сей день.
Кто ваши волонтёры — кем они были до мазута? Есть ли среди них рыбаки, айтишники, учителя? И кем работаете вы сами в обычной жизни?
Я в обычной жизни стоматолог и организатор путешествий. Есть в команде Ставрий, он предприниматель. Юля дизайнер. Петр строитель. Сева поэт)). Стася смм-специалист и волонтер со стажем. Много кого. И айтишники, и учителя, и студенты — выделить какую-то преобладающую профессию невозможно.
Как складывается быт на побережье? Где живете, чем питаетесь, как вообще проходит обычный день?
Живем мы у себя дома, так как мы местные. Это наш плюс. Минус, что ежедневно приходится преодолевать 100 км пути до косы и обратно. На самой же косе потихоньку обустроили штаб в сотрудничестве с «Дирекцией природных парков Краснодарского края» и неравнодушным предпринимателем, предоставившим помещение. Там и склад, и кухня, и место отдыха — наш второй дом уже.
Какое-то время питались и питали за свой счет, со временем начали помогать простые люди, Фонд защитников природы вот сильно помог с закупкой продуктов. Сами готовим. Обычный день? Могу свой рассказать. Проснулась, отвезла сына в сад, собрала волонтеров по городу, доехали до штаба, перекусили, переоделись, поработали на берегу, приготовили поесть, пообедали, поболтали, убрались, поехали домой, развезла всех по домам, забрала сына из сада, вечер на работу с телеграм-каналом и остальные дела, с морем не связанные. День сурка)
Что стало самым сложным — физически или морально?
Физически можно все вынести, когда духом не падаешь. А вот дух проверяют сложности постоянно. Самое сложное, наверное, достучаться до здравого смысла. Со временем очень сложно стало принимать, что для большинства проблема уже как будто решена. А мы видим то, что работы ещё полно!
Не забыли ли вы, как выглядит день без мазута, без запаха и резиновых перчаток?
Нет, не забыла. Как уже сказала, я организатор путешествий, соответственно в туристический сезон удалось побывать во многих природных местах, где голова отключается сама собой.
Фонд помог вам с продуктами и топливом. Почему именно эти вещи так важны в вашей работе?
Топливо потому, что и сами до берега ездим, и трансфер волонтерам обеспечиваем. Уже упомянула километраж, так что можно представить затратную часть, исходя, что машины задействованы три.
Ну, а продукты очевидно — человеку надо кушать), особенно работающему физически. Питание волонтеров тоже полностью на нас, раз уж назвались штабом.
Что бы вы сказали тем, кто думает, что «мазут давно убрали» — насколько ситуация действительно далека от завершения?
Говорить ничего не надо, это не помогает. Помогает увидеть своими глазами то, что видим мы. Понятно, что ситуация не такая патовая, как была в начале, но разве это повод забыть ее и не завершить дело до конца? Любая информация лучше усваивается на практике, поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех к нам в штаб).
Чувствуете ли вы, что общество стало больше понимать, чем опасны такие загрязнения, и зачем вообще нужно волонтёрство в экологии?
И да, и нет. Сложный вопрос, потому что ситуация вскрыла и людей, готовых броситься на помощь со всей страны, и людей, у которых цели, далекие от экологии и природы. Наверное, так всегда было (и будет), просто стало более очевидно на конкретном примере.
Все дни, наверное, похожи, но был ли день, который вы запомнили особенно — из-за людей, погоды, неожиданности, чувства «вот ради этого всё»?
Описанное чувство испытываешь каждый раз, уезжая с берега домой и смотря на море. А сильно впечатались в память дни, когда приходилось расставаться с волонтерами из других регионов. С которыми за короткий срок успели срастись, сродниться. Больно до слез.
Есть ли у вас какие-то внутренние ритуалы штаба — чай в восемь, общий ужин, традиции, которые держат команду?
Главная традиция штаба — человеческое отношение друг к другу. Всю эту ситуацию невозможно вынести в такой долгой временной перспективе, если нет опоры друг на друга. И даже в самые сложные дни, мы стараемся найти повод для улыбок и время для бесед по душам.
Что даёт вам силы продолжать столько месяцев подряд?
То, что описала выше, и простая ответственность. Мы работаем на исключительной природной территории. Кто ей поможет, если не мы?
Что вы чувствуете, когда видите очищенный участок берега — радость, усталость, пустоту, или всё сразу?
Физическую усталость, которая почему-то заряжает энергией. Парадокс, но это так
Как вы думаете, что останется после этой истории — не только на берегу, но и внутри вас, у команды?
Я думаю, это только начало. Когда ты длительное время в созидании, в конце концов эту часть себя ты принимаешь. А если принял, то остается только применять дальше. Поводов достаточно.
Если бы вы могли обратиться к людям, которые никогда не держали в руках лопату для сбора мазута, но хотят помочь природе — что бы вы им сказали?
Да просто «Приезжайте!» На день, два, неважно. Я раньше тоже лопату не держала никогда в жизни в руках. Всего этого никогда в моей жизни не было, что есть сейчас. Чтобы понять мысль: «Когда отдаешь, получаешь гораздо больше», необходимо просто попробовать отдать. Ни ради чего. Просто от сердца.