- Бабуль, а откуда у тебя золотая цепочка с крестиком появилась? Что-то я ее у тебя не видела, когда ты уезжала в свой санаторий. – Прикупила там что ли?
Полинка взяла из рук своей родной бабушки Ирины Андреевны дорожную сумку на колесиках и, улыбаясь, смотрела на нее в ожидании ответа.
- Ой, Полечка, это долгая история, да и не интересна она тебе, пожалуй, будет. Давай-ка поехали домой, что-то я устала. Хочется скорее добраться до родного порога и отлежаться, отдохнуть от отдыха. Все-таки дорога утомительна. И не забывай, какой у меня возраст.
- Да ты что, бабулечка, ты же у меня самая молодая и самая любимая, - обняла Полинка бабушку. – Ну хорошо, идем, вон моя машина стоит. Только обещай мне, что потом всё расскажешь, мне это на самом деле интересно.
- Расскажу, обязательно расскажу, надоеда ты моя.
И, помолчав, с улыбкой добавила:
- Потом. Может быть, расскажу…
Загрузившись в машину, они поехали к Ирине Андреевне.
Несмотря на час пик, Полинке повезло, она не попала в пробку и довольно быстро домчала свою бабулю до дома. Помогла занести сумку в квартиру и, чмокнув бабушку в щечку, затараторила:
- Ладно, бабуль, я побежала, а то отпросилась, чтобы только тебя встретить.
Уже взялась за ручку двери, но остановилась и добавила:
- Цветы твои не засушила, поливала. Правда, не так часто, как хотелось бы. Но они живы, цветут. Особенно геранька твоя любимая. Цветет и цветет непрерывно, даже удивительно. Только и выбрасывает цветоносы один за другим. Красивый цветок, я даже подумываю себе такой же завести. Продуктов кое-каких тебе закупила, так что холодильник не пустой. Ну, пока, бабуль, я побежала, созвонимся.
Будто ураганом вымело девушку за дверь. Ирина Андреевна осталась одна.
Она давно жила одна, с тех пор, как овдовела. А прошло уже почти двадцать лет.
Присела Ирина Андреевна в прихожей на пуфик, задумалась, вспомнила прошлое.
Вспомнилось, как жили с Пашей. Хорошо жили. Жизнь совместная так скоро пролетела, что и оглянуться не успели.
Конечно, и у них бывали размолвки, куда же без этого, но как-то быстро все они сходили на нет. Подстраивались они друг к другу, находили какой-то компромисс и жили дальше.
Без малого полвека вместе, всего лишь пару лет до золотой свадьбы не дотянули. Ушел Паша, ушел скоропостижно и не оглянулся. Оставил свою Иринку одну.
В свое время родили сыночка единственного, Дениску. Хороший сын у них получился – красивый, добрый, умный… Радовал их с Пашей.
Только вот немного лет ему было отпущено, десять лет назад его не стало, ушел к отцу. Тому видимо плохо было одному.
Как Ирина Андреевна пережила это горе, она сама плохо помнит. Жила как в тумане. Хорошо, что рядом была невестка Леночка, да внучка Полинка. Они ее и спасли, отвели от бездны.
Потом уж боль как-то утихла… Не ушла, нет, просто притупилась что ли… Понемногу Ирина Андреевна возвращалась к жизни.
Никогда раньше, когда они жили с Пашей, Ирина Андреевна не бывала в санаториях. Все как-то недосуг ей было заняться собой, ведь не бросишь же семью, ну а вместе с мужем съездить не получалось.
А вот когда не стало мужа и сыночка, ей подруга и посоветовала съездить в санаторий, подлечиться, отвлечься от всего. Тем более Ирине Андреевне по льготе была положена ежегодная путевка на лечение. И однажды она согласилась. Поехала.
С тех пор уже пять лет подряд она ездит в санаторий. Как же хорошо ей там было. Общение с новыми людьми, режимы дня и питания, поддержка здоровья, прогулки по парку….
Все заботы и мысли печальные в это время от нее отступали, ей становилось легко, охватывало чувство умиротворения и спокойствия.
Однажды в санатории в свой первый приезд она познакомилась с приятным мужчиной по имени Степан Андреевич. Оказалось, что они одногодки и обоим в том году стукнуло по восемь десятков лет. Правда, Степан был моложе Ирины Андреевны на три месяца.
Удивительное чувство появилось у них обоих вскоре после знакомства – казалось, будто они сто лет знают друг друга.
Они любили одни и те же фильмы, оба любили читать, любили природу и все, что с ней связано, оба впервые приехали на лечение в санаторий, да даже отчество у них было одинаковое, одно на двоих.
А еще им обоим было тепло и радостно находиться рядом, вместе.
В процессе общения они много говорили, рассказывали друг другу о себе, ведь у каждого за плечами был долгий жизненный путь. В разговорах-то и выяснилось, что у Степана Андреевича есть жена, которая ждала его дома.
Ирина Андреевна особо не удивилась этому обстоятельству – редко какой мужчина в столь почтенном возрасте будет жить один. Как правило, если он даже теряет жену, то обычно сходится с какой-нибудь женщиной, а порой даже вновь женится официально.
Общение в тот первый год их пребывания в санатории настолько сблизило их, что они договорились на следующий год приехать сюда же и в это же время.
В текущем году Ирина со Степаном встретились в санатории уже в пятый раз. Удивительно, но они стали практически родными.
В этот раз при расставании Степан неожиданно подарил Ирине золотую цепочку с крестиком. Обнял крепко, поцеловал прощаясь. Смахнул непрошеную слезу.
- Ну вот, Ирочка, и расстаемся мы… Думаю, теперь уже навсегда. Зрение у меня уже почти не годное, приехать больше не смогу, нынче вот с большим трудом вырвался к тебе. Да и возраст у нас с тобой немаленький. Теперь уж встречи, наверное, будем ждать в другом измерении. Я так счастлив, что ты появилась в моей жизни, счастлив невероятно все эти пять лет. Редко кому так везет испытать подобные чувства в нашем возрасте. Спасибо тебе, родная…
Ирина Андреевна слушала Степана, и слезы непроизвольно текли по щекам.
Почему-то в голове её зазвучали строки песни Шарля Азнавура:
Вечная любовь
Верны мы были ей,
Но время зло для памяти моей,
Чем больше дней -
Глубже рана в ней.
Все слова любви
В измученных сердцах
Слились в одно
Преданье без конца…
Тяжело им обоим в этот раз далось расставание. Они оба плакали, не стыдясь своей слабости и не скрывая слез. Понимали, что теперь расстаются не просто надолго, а навсегда.
В дороге Ирина Андреевна много думала, размышляла – для чего судьба подарила ей эту неожиданную встречу со Степаном? И не находила ответа.
Ведь не на один день оказалась эта встреча, а на долгие пять лет… И одновременно - на такие быстротечные пять лет.
Зачем всё это было? Может быть, чтобы показать, что и в почтенном возрасте бывают судьбоносные встречи. А еще, может быть, показать, что и в столь почтенном возрасте случается любовь. Поздняя любовь.
Вечная любовь,
Живут, чтобы любить
До слепоты
И до последних дней
Одна лишь ты…
Жить любя
Одну тебя
Навсегда…
***********
Ирина Андреевна, проводила Полинку и закрыла дверь на внутренний замок.
- Наконец-то я дома, Как там Степа?.. Наверное, тоже уже добрался домой...
Прошлась по квартире, погладила диван, кресло.
Подошла к любимым цветам, поздоровалась с ними, поговорила. Была уверена – цветы ее слышат, понимают слова и откликаются на ее любовь ростом и пышным цветением.
Села на диван, откинулась на спинку, закрыла глаза. Нашарила на груди подаренный Степаном крестик, зажала его в ладони, тяжело вздохнула.
- Степушка, родной, я всегда буду тебя помнить, покуда жива… Спасибо, что ты был в моей жизни. А там… Там мы непременно встретимся с тобой. Я знаю это...
Добра и мира всем нам, друзья!
Буду благодарна за лайки, отклики и подписку на мой канал..