Найти в Дзене
Анна Лескова

5 ошибок начинающего преподавателя РКИ (русский как иностранный)

Сегодня я хочу рассказать о том, через что прошла сама, когда только входила в мир преподавания русского как иностранного.
Сейчас все мое расписание забито учениками из Европы, США и Австралии, но всего пару лет назад я сидела перед ноутбуком и думала: «Где вообще взять учеников? Что им объяснять? Достаточно ли я знаю?»
Если вы сейчас в таком же состоянии — знаю, как вы себя чувствуете. Я хочу поделиться пятью ошибками, которые тормозили меня больше всего. Возможно, они тормозят и вас. Ошибка №1. Невозможно преподавать без диплома РКИ
Когда я только начинала, мне казалось: «Ну всё, без диплома никуда».
А потом выяснилось, что диплом понадобился мне… всего один раз — чтобы зарегистрироваться как «профессиональный преподаватель» на Preply. И всё.
Ученики не спрашивают диплом. Им важно, что вы можете помочь им говорить по-русски.
Когда я прошла переподготовку в МГУ, я поняла: теория — скучная, долгая, неэффективная. А вот практики было буквально один месяц.
И знаете что? Именно этот меся

Сегодня я хочу рассказать о том, через что прошла сама, когда только входила в мир преподавания русского как иностранного.
Сейчас все мое расписание забито учениками из Европы, США и Австралии, но всего пару лет назад я сидела перед ноутбуком и думала: «Где вообще взять учеников? Что им объяснять? Достаточно ли я знаю?»
Если вы сейчас в таком же состоянии — знаю, как вы себя чувствуете. Я хочу поделиться пятью ошибками, которые тормозили меня больше всего. Возможно, они тормозят и вас.

Ошибка №1. Невозможно преподавать без диплома РКИ

Когда я только начинала, мне казалось: «Ну всё, без диплома никуда».
А потом выяснилось, что диплом понадобился мне… всего один раз — чтобы зарегистрироваться как «профессиональный преподаватель» на Preply. И всё.
Ученики не спрашивают диплом. Им важно, что вы можете помочь им говорить по-русски.
Когда я прошла переподготовку в МГУ, я поняла: теория — скучная, долгая, неэффективная. А вот практики было буквально один месяц.
И знаете что? Именно этот месяц чего-то стоил. Остальное — так, бумажка на полку.

Ошибка №2. Поиск учеников-иностранцев на русскоязычных площадках

Я долгое время размещала анкеты на «Профи» и в русских телеграм-каналах, надеясь, что иностранцы сами меня найдут. Сейчас смешно об этом вспоминать. Иностранцы не сидят в русских чатах. Они сидят там, где… есть иностранцы. Это как соцсети, так и места в вашем городе, где можно встретить иностранцев.


Так я пошла в английский разговорный клуб, где один иностранец прямо спросил: «Кто может поучить меня русскому по бартеру?» Я подняла руку, хоть и понятия не имела, что буду делать. Так началась моя карьера — без планов, без учебников, без уверенности. Просто шаг вперёд.


Позже я работала с группой ребят из Южной Африки, которые приехали в мой родной город Череповец работать на «Северстали». Компания сняла для них огромный дом с охраной и поваром, а я ездила туда с доской и проводила семейно-дружеские уроки. Это было странно, весело и очень поучительно.

-2

Ошибка №3. Делать упор на теорию, забывая о практике

П
ервый ученик появился у меня когда я вообще ничего не знала. Никаких знаний, никаких методик, только желание помочь и любопытство.
И вот что я поняла: практика спасает. Первые уроки будут странные. Вы будете путаться. Ученик будет смотреть на вас, как на магическое существо из другого мира. Но через эти ошибки вырастает профессионализм.

Ошибка №4. Думать, что нужно знать ВСЮ грамматику русского языка

Ох… вот тут я смеялась над собой больше всего.
Я думала, что должна сидеть над таблицами падежей так же, как на уроках в университете.
А потом однажды посмотрела простой текст, который может сказать ученик, и поняла: "А ведь для начала нужно знать всего несколько грамматических тем и правил"

1) Предложный падеж
2) Винительный падеж
3) Спряжение глаголов
4) Прошедшее время
5) Часть правил будущего времени

-3

И всё.
Никаких причастий и деепричастий — мои ученики ни разу про них не спросили. Потому что людям нужен язык для жизни, а не для филологического факультета. Важно понимать, что большинству иностранцев в 90% случаев на первых этапах обучения нужен разговорный русский, с начальной грамматикой для выстраивания простейших диалогов.

Ошибка №5. Считать, что мой английский слишком "слабый" для преподавания

Вы удивитесь, но английский нужен только для того, чтобы договориться о созвоне и объяснить пару грамматических терминов. Всё остальное обучение происходит на русском.

Помните, что главное — не безупречный английский, а ясность и уверенность, с которой вы ведёте урок.

Что я поняла спустя несколько лет преподавания?

Ошибки — это не провалы, это путь. Не ждите, пока вы станете идеальными. Не ждите диплом, «подходящий момент», идеальный английский или полный набор знаний. Начинайте сейчас: берите уроки, ищите иностранцев, учитесь по ходу дела.

За консультацией по РКИ можно написать мне лично
https://t.me/Travel_Love_Educate

Также подписывайтесь сюда и в мой тг канал
https://t.me/freedomway2023