Найти в Дзене
DigEd

Этика восприятия в постцифровых классах будущего

Оглавление
Изображение, сгенерированное в ChatGPT-4 в июне 2025 г. из запроса: «класс без парт и стульев» (CC BY 4.0 DEED)
Изображение, сгенерированное в ChatGPT-4 в июне 2025 г. из запроса: «класс без парт и стульев» (CC BY 4.0 DEED)

Авторы: Дева Вардак, Сандрис Зейвот

Аннотация

В данной статье мы представляем и развиваем концепцию «этики восприятия» как реляционного подхода к осмыслению постцифровых классов будущего, основанного на наших материальных реалиях, социальных и институциональных структурах, а также нашей ответственности как педагогов перед нашими учениками. Постцифровой взгляд на этику подчеркивает важность отношений и взаимосвязанности в принятии этических решений, отходя от акцента на индивидуальной автономии. Он учитывает, как действия влияют на отношения между людьми и нелюдьми. Эта перспектива выходит за рамки этики, основанной на правилах, и движется в сторону подхода, который является более реляционным, ситуативным и децентрализованным. Мы исследуем чувствительную этику на трех примерах, опираясь на теорию архитектуры практики. Мы анализируем эти примеры через взаимосвязанные «действия», «высказывания» и «отношения», чтобы раскрыть сложности, возникающие в том, как педагоги и студенты реализуют сенсорную этику и как этика материализуется в их человеческих и нечеловеческих отношениях. Сенсорная этика не требует фиксированного определения или окончательных решений; скорее, это проактивная и намеренная практика, ситуативная в настоящем, которая формирует ближайшее будущее постцифровых классов.

Введение

Когда мы обсуждаем и представляем себе постцифровые классы будущего, мы часто сосредотачиваемся на видимом и невидимом переплетении технологий и роли педагогики, учебных программ и учебных пространств (Forsler et al. 2024). Ключевым моментом в этой меняющейся ситуации будет ориентация на этические аспекты преподавания и обучения. Однако будущее — это сложное, динамичное и спорное пространство, которое глубоко переплетено с настоящим и находится под влиянием наших действий и воображения. Проектирование неопределенного будущего образования требует постоянного переосмысления предположений, этической ориентации на заботу и открытости к непредвиденному, при этом признавая влияние власти на процесс проектирования (Macgilchrist et al. 2024).

В данной статье мы вводим понятие «чувствительная этика» как подход к принятию этических решений в постцифровых классах будущего, где преподаватели и студенты в режиме реального времени принимают решения о надлежащих действиях.

Мы рассматриваем этику как отношенческую, воспринимая ее не столько как рациональное или абстрактное понятие, сколько как нечто воплощенное и встроенное в нашу практику (Costello 2024). Эта точка зрения согласуется с аргументом Bruzzone и Gherardi (2024), что этика не должна рассматриваться как индивидуальная моральная черта, а как нечто, что возникает на практике, через взаимосвязь человеческих и нечеловеческих элементов. В своей концептуализации ответственного образования они утверждают, что этика не реализуется только отдельными лицами, а материализуется через социально-материальные взаимодействия в рамках конкретных образовательных практик. Аналогичным образом, в постцифровых классах будущего этика — это не то, чем обладают педагоги и учащиеся, а то, что возникает в результате взаимодействия с цифровыми и нецифровыми средами. Большая часть того, что происходит в классе, возникает спонтанно, когда педагоги и учащиеся руководствуются собственным усмотрением, а не следуют заранее установленным правилам (Frelin 2014).

Мы опираемся на теорию архитектуры практики (TPA) (Kemmis et al. 2014) для изучения понятия «этика восприятия» в постцифровых классах будущего. Используя TPA, мы подходим к этике восприятия как к практике, которая состоит из того, что люди говорят (высказывания), какие действия они совершают (поступки) и как они относятся к другим (отношения), причем эти элементы практики «связаны» в конкретных образовательных учреждениях (Kemmis 2022: 1).

Чтобы обосновать эту концепцию на практике, мы исследуем этику восприятия на трех примерах, основанных на нашем опыте в двойной роли педагогов и разработчиков образовательных программ в классе. Мы анализируем эти примеры через взаимосвязанные «действия», «высказывания» и «отношения», чтобы раскрыть сложности, возникающие в том, как педагоги и учащиеся реализуют этику восприятия и как этика материализуется в их человеческих и нечеловеческих отношениях.

В нашем исследовании мы определяем будущее образования с точки зрения временности, применяя концепции «будущее в настоящем» и «ближайшее будущее» Линдберга и Йоханссона (2023). Постцифровая временность — это момент, в котором прошлое переосмысливается и переоценивается в настоящем, что создает иные отношения со временем, технологиями и образом нашей жизни (Ford 2023). Этот подход помогает нам исследовать, как будущее образования создается в настоящем, и какие действия мы можем предпринять сейчас, которые являются скорее предвосхищающими, чем вероятностными прогнозами (Lindberg и Johansson 2023).

В данной статье мы объединяем ряд онтологических перспектив, которые служат концептуальными инструментами для размышлений об этике. Собрав эти генеративные идеи, мы стремимся создать основу для ориентированных на будущее дискуссий и открыть возможности для поощрения новых способов представления о том, как может сформироваться этика восприятия.

Мы начинаем эту статью с установления рабочего определения этики, прежде чем применять к ней постцифровую перспективу. На этой основе мы развиваем концепцию этики восприятия через критический анализ литературы. Далее мы исследуем TPA и взаимосвязанную динамику высказываний, действий и отношений, чтобы еще больше контекстуализировать этическую практику. Затем мы представляем и анализируем три примера, иллюстрирующие этическую практику в высшем образовании. Наконец, мы развиваем концепцию сенсорной этики, которая синтезирует идеи из литературы и эмпирическое взаимодействие с тремя примерами. Такой подход не только уточняет теоретические основы сенсорной этики, но и обосновывает ее практическое, дальновидное применение в постцифровых классах. В заключение мы подчеркиваем необходимость более широкого участия и согласованности с чувствующей этикой, приглашая к дальнейшему изучению для повышения этической отзывчивости в образовательной практике.

Заключение

Направляясь к постцифровым классам будущего, мы должны помнить, что этические соображения глубоко переплетены с нашей практикой, историей и контекстом. Принимая этику как реляционную практику, мы можем лучше подготовить преподавателей и студентов к сложностям преподавания и обучения в постцифровых классах будущего.

Рассматривая этику восприятия как практику, а не как абстрактное понятие, мы подчеркиваем ее временную, реляционную и контекстуально обусловленную природу в образовательной среде постцифровых классов будущего. Эволюция концепции этики восприятия не обязательно должна завершаться фиксированным определением или однозначными ответами; вместо этого мы предпочитаем, чтобы она оставалась открытой для постоянного изучения и переосмысления. Мы рассматриваем этику восприятия как реляционную и ситуативную реактивность, которую невозможно полностью предвидеть или решить заранее. Подобно постцифровому состоянию, в котором она функционирует, этика восприятия опирается на множество концептуальных позиций, каждая из которых предлагает не окончательные ответы, а новые идеи. Задача взаимодействия с этикой восприятия — это не ограничение, а онтологическое условие, которое приглашает педагогов и исследователей исследовать, как этика восприятия может сформироваться в постцифровых классах будущего.

Данная статья представляет собой рефлексивное исследование литературы и практики авторов, и ее выводы сформированы их точками зрения и опытом. Хотя она предлагает фундаментальное понимание сенсорной этики, ее охват ограничен отсутствием более широких и разнообразных мнений, созвучных этой концепции. Будущее участие педагогов, которые активно размышляют о том, как они воспринимают этику в своем собственном преподавании, может углубить и обогатить это понимание, в конечном итоге способствуя более тонким и отзывчивым подходам к принятию этических решений в классе.

Сосредоточение внимания на восприятии этики подчеркивает непрерывный процесс переговоров, импровизации и адаптации, формируемый сложным взаимодействием человеческих и нечеловеческих взаимосвязей, составляющих постцифровые классы. Таким образом, восприятие этики выходит за рамки простого обсуждения будущих классов; оно становится средством формирования будущего самого класса.

Источник