Найти в Дзене

Будни городской Ведьмы - какой будет Магия лет через пять

По утрам я сначала проверяю почту, потом — сглаз. Почта — это, конечно, Gmail, три рабочих ящика, один личный и один с очень странным адресом, который я не светила никому, кроме особо настойчивых клиентов. Сглаз — это вкладка в браузере, где у меня таблица с именами, датами и маленькими красными точками: кто на кого сейчас косо смотрит, кто кому завидует, кто во что вляпался. Я — ведьма. Сертифицированный таролог в двух онлайн-школах, фриланс-консультант по личному бренду и неофициальный системный администратор чужих жизней. На столе — ноутбук, рядом — чашка кофе и баночка с сушёной полынью. В углу кухни мурчит чёрный кот, по паспорту — Тимофей, по сути — фамильяр. В кладовке, за ящиком с зимними шинами, спрятан чугунный котёл, который я принципиально не показываю в сторис, чтобы не портить себе имидж «рациональной эзотерички нового поколения». Бабушка сказала бы: «Ты всё извернула». Но бабушки нет уже пять лет, а её потрёпанный гримуар стоит у меня на полке между книгой по UX-дизайну
Оглавление

По утрам я сначала проверяю почту, потом — сглаз.

Почта — это, конечно, Gmail, три рабочих ящика, один личный и один с очень странным адресом, который я не светила никому, кроме особо настойчивых клиентов. Сглаз — это вкладка в браузере, где у меня таблица с именами, датами и маленькими красными точками: кто на кого сейчас косо смотрит, кто кому завидует, кто во что вляпался.

Я — ведьма. Сертифицированный таролог в двух онлайн-школах, фриланс-консультант по личному бренду и неофициальный системный администратор чужих жизней.

На столе — ноутбук, рядом — чашка кофе и баночка с сушёной полынью. В углу кухни мурчит чёрный кот, по паспорту — Тимофей, по сути — фамильяр. В кладовке, за ящиком с зимними шинами, спрятан чугунный котёл, который я принципиально не показываю в сторис, чтобы не портить себе имидж «рациональной эзотерички нового поколения».

Бабушка сказала бы: «Ты всё извернула». Но бабушки нет уже пять лет, а её потрёпанный гримуар стоит у меня на полке между книгой по UX-дизайну и «Маркетинг в соцсетях».

Я открываю мессенджеры. В первом чате девушка с аватаркой в виде мраморной статуи пишет:

«Марина, здравствуйте. Можно ли как-то привязать человека, чтобы он никуда не делся?»

Я отвечаю шаблонно:

«Здравствуйте. Я не делаю приворотов и работы против воли человека. Могу помочь с уверенностью в себе, страхом потери и т.д.»

Отправляю, ставлю пометку: «Вернётся через три дня к какой-нибудь Ингрид Лилит за 5000₽ ритуал». Алгоритм работы с людьми не хуже любого машинного обучения: после тысячи клиентов ты уже примерно знаешь, кто куда свернёт.

В другом чате мальчик-подросток пишет:

«А вы можете сделать так, чтобы меня в школе не трогали?»

Тут уже другая история. Я прошу имя, дату рождения, фотографию класса. Никаких жертвенных петухов, всё прилично и почти психологично: защитная визуализация, лёгкая подмена акцентов в их общем поле. По-простому — я делаю так, чтобы на него стало… неинтересно нападать. Есть у нас с бабушкой такой старый способ — «створить туман». В XXI веке он отлично чувствует себя в формате медитации на YouTube с правильной звуковой дорожкой.

Пока я печатаю мальчику голосовое с упражнением, на телефоне вспыхивает уведомление: Telegram-канал «Город на ладони».

«Новый вирусный тренд: подростки вызывают «Синюю Леди» через AR-фильтр. Опасно ли это?»

Я машинально нажимаю.

На видео — девочка лет четырнадцати, в наушниках, на фоне облезлого двора. Она включает в приложении камеру, выбирает фильтр: по экрану стекают голубые блики, позади появляется туманная фигура в синеватом. Резкий звук, как зажужжавший дрелью кран, и девочка, смеясь, закрывает глаза:

— Синяя Леди, приди!

Фигура за её спиной дергается рывком, словно глючит. Видео обрывается на полуслове.

Под ним комментарий редактора: «Говорят, после этого фильтра у некоторых начинаются панические атаки и плохой сон. Может быть, совпадение, а может…»

Я закрываю пост, ставлю телефон экраном вниз. По дому проходит лёгкая волна холода, будто сквозняк. Тимофей поднимает голову, шевелит ушами и смотрит на меня.

— Не смотри так, — говорю я. — Это просто кликбейт.

Он медленно моргает, как будто говорит: «Конечно-конечно».

***

Вечером ко мне заглядывает соседка с восьмого этажа, Лера. Ей двенадцать, у неё вечный хвостик и худи с надписью «Trust no one»(никому не верь). Я ей иногда помогаю с математикой и молча слежу, чтобы мама не заставляла девочку «быть как все».

Она снимает кеды в коридоре и, не поздоровавшись, выпаливает:

— Вы видели уже Синюю Леди? Это тупо, но очень крипово.

Я замираю с кружкой в руке.

— Какую ещё Леди?

— Ну, фильтр в «Видеодроме», — Лера выковыривает телефон из кармана. — Типа вызываешь дух, и она за твоей спиной появляется. Все уже пробовали.

— А ты? — спрашиваю я.

Она тянет губами.

— Ну… да. Это же… Просто фильтр, Марина. Не переживайте. Но мне потом ночью какая-то фигня снилась.

Тимофей шмыгает из кухни в коридор и начинает обнюхивать её рюкзак, потом вдруг шерсть на загривке встаёт дыбом.

Я чувствую, как в воздухе появляется знакомый привкус — влажный бетон, ржавчина, старые подземные воды. Прямо в моей кухне.

— Где ты это делала? — спрашиваю спокойно.

— Во дворе, на детской площадке. Там, где у нас старая круглая клумба ещё, вы знаете… С друзьями. А что?

Я вспоминаю. Не клумба. Круглый железный люк, который бабушка велела обходить стороной, когда я приезжала к ней в этот же дом лет десять назад.

«Там вода. Непростая. Закрытая. Не вороши».

— Ничего, — говорю я. — Просто не включай больше этот фильтр, ладно?

Лера фыркает, но, глядя на лицо Тимофея, вдруг серьёзнеет.

— Ок. Но вы серьёзно думаете, что это… типа… правда?

— Я думаю, что некоторые игры лучше не повторять слишком часто, — говорю я максимально нейтральным тоном. — Особенно, когда не знаешь, кто их придумывал.

***

Ночью в квартире шумно.

Не так, чтобы падала посуда, скорее… структура тишины ломается. Трубы в ванной тихо стонут, как будто в них кто-то шепчет. Из окна тянет сырым подвальным воздухом, хотя я его закрывала. В итоге я встаю, беру с полки бабушкин гримуар и открываю его наугад.

Страница с выцветшими чернилами: «О водяной девке, что в ров упала…» Дальше — длинная повесть о том, как в старину на месте нашего района был овраг и ручей, как туда сбросили утопленницу, как вода «взяла себе» её горе и превратила в нечто вязкое и липкое, притягивающее людей ко дну — и как потом купцы велели ров засыпать, а воду загнать в трубы. Бабушка подписала на полях: «Синяя. Привязана к руслу. Любит, когда её зовут».

Слово «Синяя» словно подсвечивается изнутри.

Я хватаю телефон, снова открываю новость. Автор поста пишет про «случайные совпадения» и «массовую психосоматику». Но где-то в комментариях вижу ссылку:

«Автор фильтра — студия “BlueLady AR”. Говорят, они использовали какой-то древний фольклорный текст для заклинания, лол».

Я захожу в профиль студии. Типичный креативный стартап: команда из шести человек, офис в бизнес-центре, фоточки с макбуками и кофе. Они радуются, что у их фильтра уже миллион использований.

В одном из постов — кусочек «заклинания» в описании трека, поверх которого идёт вызов:

«Встань в круг, позови по имени,

Синюю гостью с воды подземной…»

Дальше текст оборван эмодзи волны и синего кружка.

Я сжимаю губы. Кто-то очень талантливый взял старую заговорную формулу, вытащил её из книги такой же бабушки, как моя, и превратил в развлекуху для подростков.

Макбуки, кофе, инвестиции, красивый брендбук… и вода под домами, которая никогда не любила, когда её тревожат.

— Ну что, программисты, — говорю я в пустоту, — играем?

Тимофей, удобно устроившийся на батарее, недовольно дёргает хвостом. Его зрачки расширены почти до чёрных кругов.

***

Утро следующего дня начинается не с почты.

Я надеваю джинсы, толстовку, засовываю в карман пучок полыни и маленькое зеркальце в металлической оправе, которое досталось мне от бабушки. Телефон заряжен до ста процентов.

На всякий случай я беру с полки тонкий старый нож в кожаных ножнах и тоже прячу под куртку: не потому что он нужен для жертвоприношений (каких ещё жертв), а потому что металл иногда просто… помогает.

Во дворе сыро, хотя два дня не было дождя. Асфальт будто потемнел, как кожа, в которую впиталась вода. Дети ещё спят, на площадке пусто. Круглая клумба, о которой говорила Лера, — теперь это действительно клумба. Только я-то знаю, что под декоративной бетонной окантовкой — старый люк и всё то, что за ним.

Я достаю телефон, включаю приложение. Фильтр «Blue Lady AR» появляется одним из первых в списке — алгоритмы же: я интересовалась, читала, смотрела. Внизу — предупреждение мелкими буквами: «Не рекомендуется использовать людям с нестабильной психикой». Лол.

— Не делай, — шепчет где-то в затылке голос бабушки. Или это просто совесть.

Я всё равно нажимаю «Попробовать».

Экран заливает синеватым. Камера подаёт картинку двора — пустые качели, облезлый дом, мои кроссовки на потрескавшемся асфальте. Секунда — и позади, на экране, проступает смутный женский силуэт. Как баг в игре: пиксели не до конца подгрузились, границы рваные, волосы плавают, будто под водой.

Я молчу. Никаких «приди». Меня не проведёшь на такой банальности.

Силуэт всё равно чуть-чуть шевелится, как будто замечает, что картинка по ту сторону стекла не такая, как всегда.

Мне становится холодно, как тогда, когда в детстве я случайно открыла дверь в погреб во время бури.

— Смотри, — тихо говорю я не экрану, а тому, что за ним. — У тебя тут проблема. Не я начала.

Под пальцем пульсирует кнопка «Запись». Я не нажимаю. Вместо этого другой рукой сжимаю в кармане бабушкино зеркальце и шепчу короткую фразу на старорусском вполголоса — не заклинание, а, скорее, протокольный запрос:

— Кто звал? Кто ответил?

Мимо проходит женщина с коляской, бросает на меня косой взгляд. Со стороны я, наверное, выгляжу, как обычная городская сумасшедшая: стоит посреди двора, смотрит в телефон, шепчет себе под нос. Ну, пусть. У нас таких много.

Экран чуть дёргается. В наушниках включается резкий шум, словно кто-то перехватил аудиоканал. И из звуковой каши складывается голос, сразу в голове, без всяких динамиков:

— Тысячи голосов. Звали по имени. Тысячи дверей. Открыли.

Я сглатываю.

— Это дети. Они не знают, что делают.

— Мне всё равно, чьими руками ломают плотину.

Голос звучит сразу из всех труб двора: из стояка, из батареи, из старой ржавой качели. В телефоне тем временем цифра в углу показывает: «Фильтр использован: 1 346 202 раза».

Полтора миллиона вызовов.

Где-то над домами кричат чайки — с чего бы им быть в спальном районе?

— Ты не выйдешь. — Я стараюсь держать голос ровным. — Тебя привязали к руслу, помнишь? Бетон, чугун, трубы. Никто не даст тебе подняться.

В ответ — влажный смешок, напоминающий, как воду сливают с кастрюли в раковину.

— Мир изменился, ведьма. Вы провели мне новые реки. Стеклянные и световые.

Телефон в руке нагревается. Я вдруг понимаю. Потоки. Не только воды. Потоки информации. Данные. Люди сами построили ей каналы — из лайков, репостов, ежедневных вызовов. Старый дух, который когда-то умел лишь утянуть в омут, теперь учится тянуть сознания в тревожную яму, в бессонные ночи, в приступы паники.

Вода всегда ищет путь вниз.

Сколько она уже нашла?

Я выключаю фильтр, резко гашу экран. Воздух вокруг словно рвётся, но плотная ткань привычной городской реальности выдерживает. Пока.

Тимофей, который незаметно вышел со мной и теперь сидит на бордюре, недовольно мяукает.

— Знаю, — говорю я ему. — Просто запретить не получится.

Фильтр уже в трендах. Если его внезапно убрать, будет эффект запретного плода. Будут делать «хардкорный вызов» через VPN, записывать сторонние версии. Вода найдёт другие трещины.

Значит, нужно сделать то, что умеют все хорошие ведьмы и хорошие SMM-щики: перенастроить внимание.

***

Днём я пишу в директ студии «BlueLady AR».

«Здравствуйте. Я специалист по фольклору. Фильтр, который вы сделали, основан на опасной традиции. Если вы не хотите судебных исков от родителей и возможного… э-э… репутационного кризиса, рекомендую вам срочно изменить механику. Могу предложить консультацию.»

Мне отвечают через два часа.

«Здравствуйте! Спасибо за заботу, но у нас всё в рамках закона, есть юристы и психологи в команде. Панические атаки не доказаны. А фольклор — это общее культурное наследие :)»

Смайлик в конце бесит больше всего. Я уже знаю: с ними по-хорошему не выйдет. Кроме того, чувствую, как через их сервера там, в недрах дата-центра, медленно просачивается холодная вода.

Ладно. Если они сделали дверь, я сделаю замок. Или, по крайней мере, глазок.

Я открываю ноутбук. На секунду рука тянется к полке с травами, но я останавливаюсь. Не время сжигать полынь и шептать над дымом. Сейчас другие ингредиенты: кодовые строки, лицензии Creative Commons, музыкальные сниппеты, таргетинг по интересам.

Я открываю программу для создания простых AR-фильтров. Обычно я делаю через неё милых котиков и руны для свои клиентов-эзотериков, чтобы они чувствовали себя «современными». Сегодня будет кое-что посерьёзнее.

Работаю до вечера. В качестве основы беру ту же структуру, что и у «Blue Lady», но меняю всё, что важно. Вместо выкрика: «Приди!» — у меня фильтр запускается от фразы: «Я закрываю». Вместо расплывающейся синей фигуры — мягкий светлый круг, похожий на солнечный зайчик. В центре — стилизованная мордочка кота с прищуренными глазами. Тимофей, конечно.

Самое важное — звуковая дорожка. Я накладываю поверх пустой фон лёгкий шум дождя и шорох листвы, а на него — старую защитную формулу, которую бабушка читала, когда закрывала колодец после работы. Только проговариваю её сама, в микрофон, в современном ритме, чуть подстраиваясь под трендовый бит, чтобы ухо подростка не выкинуло это из поля внимания.

Смешение старого и нового выходит странным, но рабочим. Я тестирую фильтр в своей комнате. На экране вокруг меня появляются светлые круги, как линзы. Становится чуть теплее, дыхание выравнивается. Даже трубы в ванной перестают стонать.

— Пойдёт? — спрашиваю я.

Тимофей с сомнением дергает усом, но не отворачивается. Для меня это уже «одобрено».

Я называю фильтр просто: «Safe Circle». Описание пишу гуманистическое: «Помогает закрыть лишние двери и защитить личные границы. Работает лучше, если сказать вслух: “Я закрываю”». Ни слова про духов и демонов. Только про психику и личное пространство. Современным детям это понятнее.

Затем делаю самое ведьмовское, что можно в 2025 году: запускаю рекламную кампанию.

Я покупаю таргет на те же города и возраст, что и у «Синей Леди». Настраиваю показ тем, кто уже пользовался фильтрами студии «BlueLady AR», подписан на хоррор-блогеров и состоит в школьных чатах. Вкладываю туда почти весь свой резервный фонд — ту самую подушку, которая должна была пойти на отпуск у моря.

Вид за окном и так напоминает море, думаю я, глядя на темнеющее небо и вымахавшие за лето деревья.

***

Ночь снова неспокойная, но уже иначе.

Вместо вязкого ужаса воздух наполнен напряжением. Это как следить за скачком курса валюты на бирже: цифры бегут, линии графиков вздымаются и падают. Я вижу перед глазами динамику: сколько людей воспользовались фильтром «Blue Lady», сколько — моим. Данные, конечно, скрыты, но ведьмы иногда чувствуют цифры не хуже аналитиков.

Под утро мне снится странный сон:

Сотни экранов вспыхивают над городом, как светлячки. На одних — синеватые тени, тянущиеся из глубины пикселей. На других — светлые круги, как спасательные круги на воде. Дети в худи и с крашеными чёлками стоят посреди своих комнат, кто-то шепчет: «Я закрываю», кто-то просто смотрит, как вокруг лица появляются мягкие контуры.

Внизу, под домами, шуршит вода. Она злится, бьётся в бетон, ищет трещины. Но каждый раз, когда через фильтр проходит моя фраза, когда кто-то вслух говорит: «Я закрываю», по этой воде словно пробегает рябь, и её откатывает чуть дальше.

Не победа. Баланс.

Просыпаюсь с головной болью, но в окне — первое за три дня голубое пятно неба. И чайки замолчали.

***

Через неделю тренд на «Синюю Леди» идёт на спад.

На его место приходит что-то новое: танцевальный челлендж, очередной дурацкий мем. «Safe Circle» не попадает в топы, но у него есть своя маленькая устойчивая аудитория. В ленте мелькают подростки, которые в шутку «закрывают двери» от токсичных одноклассников и навязчивых мыслей. Психологи в комментах одобряют.

Мне в директ пишут несколько человек:

«Марина, а вы случайно не выложили этот фильтр? По ощущениям — очень ваш стиль».

Я отвечаю смайликом и чем-то уклончивым. Не время раскрывать карты. Пусть думают, что их просто поддержал добрый стартап.

Студия «BlueLady AR» выпускает новый фильтр — с феями и блёстками. В нём нет ни капли воды и ни строчки фольклора. Видимо, всё-таки какой-то юрист им что-то сказал, или им самим стало не по себе.

Вечером в дверь звонят. На пороге — Лера.

— Можно? — она мнётся, растирая пяткой коврик.

— Конечно.

Она заходит, садится на табурет и какое-то время молчит.

— Я хотела сказать… — наконец выдаёт она. — Я попробовала ваш… ну, этот… «круг». Стало реально легче. Дышать, типа. И кошка у вас прикольная. Вы её откуда взяли?

Тимофей величественно выходит из кухни и садится напротив Леры, глядя строго и чуть свысока.

— Подобрала, — говорю я. — На улице. Сам пришёл. Как и многие проблемы, и многие решения.

Мы сидим какое-то время в тишине. За окном трамвай звенит на повороте. Обычный городской вечер.

— А эта Леди… — Лера вдруг шепчет. — Она… ушла?

Я смотрю в окно. Где-то там, под слоями асфальта, былинной земли и новых пластиковых труб, всё ещё течёт своя вода. Она не уходит. Просто привыкает к новому миру, как и все мы.

— Она вернулась туда, где ей место, — говорю я. — Но её не стоит звать. Даже ради лайков.

Лера кивает серьёзно, как взрослая.

— Я больше не буду.

***

Позже, уже глубокой ночью, когда Тимофей свернулся у меня в ногах, я сижу в свете настольной лампы и записываю в бабушкин гримуар новую страницу. Пишу аккуратно, печатными буквами, между историей о водяной девке и рецептом от мигрени:

«О том, как дух воды нашёл себе дорогу через стёкла и коды. Как его звали дети, сами того не зная. И как ведьма, работающая через интернет, построила ему новый плот и новые берега, используя фильтры и таргетированную рекламу. В качестве компонентов: голос, внимание, алгоритм, старые слова и новый интерфейс».

Я ставлю дату. Закрываю книгу.

Мир меняется. Но суть остаётся. Раньше ведьмы подпирали плечом дверь в лес, чтобы оттуда не вылезло то, что не рассчитано жить под солнцем. Теперь мы следим за тем, чтобы лишнее не пролезло через push-уведомление и AR-фильтр.

По сути, работа та же: на стыке миров. Только вместо ступы — метро и такси, вместо метёлки — опция «очистить кэш», вместо амулетов — настройки приватности.

Я выключаю свет и, уже в темноте, шепчу в подушку, как когда-то шептала бабушка:

— Спи, город. Я на смене.

Где-то глубоко под домом тихо вздыхает старое русло. В ответ из-под кровати негромко урчит Тимофей.

Современная ведьма засыпает, зная, что утром её опять ждут почта, сглазы и, возможно, ещё пара неожиданных багов в реальности. Но баги — это не только ошибки. Иногда в них — возможность переписать код.

-2

Этим рассказом, отчасти шуточным, я хочу показать, что суть Магии не изменится, как и суть людей, какие бы новые "приблуды" техника нам не приготовила.... Можно пользоваться - всем чем угодно, если есть Сила и живая Душа.

Практикующий Маг, более 30 лет стажа, Мастер Магии Рун, использую другие магические техники при необходимости, дипломированный психотерапевт, парапсихолог.
Автор двух Книг по Магии Рун, множества статей и интервью в прессе. На канале делюсь своими мыслями о Магии и о Судьбе.
Работаю с любыми видами негатива, без вреда для Судьбы и близких.

Тел. 89104092597, WatsApp, Telegr.; почта runmagic.ru@gmail.com;

Больше информации найдёте в моём блоге https://runmagic.ru

⌘ Телеграмм https://t.me/runmagicru