Генрих Сапгир — поэт-авангардист, продолжатель традиций Хармса и Введенского, мастер звуковой поэзии — сделал детскую книгу площадкой для эксперимента, игры и открытий. Его стихи читают вслух, ими играют, их иллюстрируют лучшие художники… И вы наверняка знакомы с его творчеством, даже если его имя у вас не на слуху.
Кто такой Сапгир?
Генрих Сапгир — автор десятков книг для детей, сценарист почти шестидесяти мультфильмов («Лошарик», «Про Фому и про Ерёму», «Принцесса и Людоед» и др.) и заметная фигура литературного авангарда XX века. Автор, про которого говорили, что в Питере есть Бродский, а в Москве – Сапгир. С детства эрудированный и нестандартно мыслящий, он задал сразу несколько новых направлений в поэзии. Вокруг него сложился круг звёздных художников и поэтов, известных как Лианозовская группа.
В литературных экспериментах Сапгир сильно опередил своё время, так что по-настоящему его произведения раскрываются только теперь. Игровые, весёлые, азартные, умные стихи и сказки Генриха Сапгира для детей с иллюстрациями Виктора Пивоварова, Ильи Кабакова, Александра Аземши и других можно найти в серии «Детские книги Генриха Сапгира» издательства «Малыш» (первая книга автора вышла именно здесь в 1960-м году).
В чём феномен Сапгира?
Свобода формы. Для Сапгира детская книга — не «маленькая прозайка», а место для эксперимента: оригинальные звуковые ходы, неожиданные рифмы, ритмические «сбои», словесные каламбуры.
Игровой подход. Он не поучал, а играл с ребёнком: приглашал слушателя к соавторству и давал тексту возможность меняться прямо в процессе чтения. Такая форма подачи развивает креативное мышление и воображение ребёнка, помогает полюбить чтение не как скучную обязанность, а как свободную и весёлую игру, в которой возможны любые приключения!
Переплетение взрослого и детского. Несмотря на лёгкость и юмор, в его стихах чувствуется авангардная школа и лирическая глубина.
Примеры поэтических приёмов
· Игра со звуком и недоговорённостью:
— Я гуляла
На лугу,
Там увидела
Лягу...
Забралась
В лесную глушь,
Там увидела
Лягуш...
Прибежала
На речушку,
Увидала
Там
Лягушку.
(Из книги «Азбука в считалках и скороговорках»)
Слова в этом стихотворении прерываются и «дозревают» на слух — Лягу... / Лягуш... и только в конце появляется полная форма. Это имитация детской речи, где мысль формируется в процессе, и игра с ожиданием превращает чтение вслух в маленькое представление. Повторы, неполные окончания и ритм работают как средство создания комичности и эмоционального участия — финальное «Лягушку» ощущается как награда для слушателя.
· Загадка и неожиданная логика:
ГОЛОВА —
В голове она одна.
ТРАВА —
А в траве —
Сразу две.
БАРАБАН —
В барабане — целых три.
Напиши и посмотри.
(ответ — буква А, загадка из книги «Загадки с грядки. Считалки и загадки»)
Здесь начинается игра номинативная: наглядно и с юмором показывается, как слово ведёт себя в мире.
· Игра с точкой зрения — приглашение к соавторству:
Погода была ужасная,
Принцесса была прекрасная…
(и дальше — два противоположных по смыслу варианта развития событий, книга «Людоед и принцесса»)
Один из самых известных примеров Сапгира — стихотворение «Людоед и Принцесса», по которому снят мультфильм. Поэт предлагает читателю переключать перспективы: что, если всё поменять местами? Стих превращается в интерактив — ребёнок или взрослый оказываются соавторами сказки.
· Изобретение новых слов. Сапгир с удовольствием играет с языком, изобретает новые слова, которые всё вокруг делают объёмным, живым, звучащим, как в этом стихотворении «Лесная сказка» из книги «Леса-чудеса»:
Косматые Грустилы
Над мостиком грустили.
И тихая Журчала
Под мостиком журчала.
А серое Ухало
Летало и у´ хало.
· Имитация детской манеры речи:
В стране Хохотании
Жили смеянцы.
Любили смеянцы
Веселье и танцы,
И просто смеяться.
Сапгир мастерски и органично подражает детской манере в «Смеянцах» — удивительном стихотворении, в котором ужасный огнедышащий дракон оказывается побеждён смехом!
Не только развлечение
Детская поэзия Сапгира всегда по-настоящему веселая, жизнеутверждающая, а часто ещё и просветительская. Например, прекрасная идея рассказать о том, как по-разному устроены традиции встречи Нового года в разных странах, реализована в книге «Как встречают Новый год»:
В Перу такой
Новогодний закон:
Воду на улицу
Льют из окон.
И Новому году
Желают тогда:
«Будь чистым и светлым,
Как эта вода».
А книга «Звёздная карусель» приглашает маленьких читателей совершить увлекательное путешествие по звёздному небу: взвеситься на небесных весах, сварить вкусную кашу в ковше Большой медведицы, заглянуть в лучеглазые глаза созвездия Кита, поразиться величию и размаху звёздного Дракона и заодно подтянуть знания астрономии:
На небе вечное веселье,
Все звёзды едут каруселью,
Одна Полярная звезда
Стоит –
Не едет никуда.
Есть среди детских книг Сапгира и поучительные сказки в прозе. Такие можно найти в книге «Сказки о Дракончике и другие истории».
Говорят современники
«Сапгир был выдающимся мастером «звукового» стиха; все, что он писал для маленьких, было продолжением, а в какой-то мере и развитием его уникальной взрослой лирики: своеобразные ритмические сбивы, неожиданные рифмы, фантазийные сюжеты делают его стихи не просто ярким явлением детской поэзии, но уже давно ввели их в пантеон наших классиков», — говорит о нём детский поэт и писатель Михаил Яснов.
«Сапгир – вообще удивительно разнообразный автор. Он всё время придумывал что-то новое. Если взять две его книжки, то читатель может даже не догадаться, что они написаны одним человеком. Это очень часто ироничные, юмористические стихи, ведь в роли детского поэта он получил репутацию весёлого автора, который играл со своим читателем – и с взрослым, и с маленьким», — вспоминает поэт и литературовед Юрий Орлицкий.
А писатель и драматург Лев Яковлев добавляет: «Генрих Сапгир — поэт для миллионов. Когда пишет поэт, он никогда заранее не знает, что станет классиком — он пишет для себя, а потом оказывается, что писал для всех».
Генрих Сапгир — уникальный поэт, который сумел объединить авангардную смелость и детскую непосредственность. Его книги — не только про веселье; они учат слышать язык, играть со смыслами и давать ребёнку право быть соавтором. Читайте их вслух: там, где звучит поэзия Сапгира, начинается маленькое чудо.
Закажите книги серии «Детские книги Генриха Сапгира» и воспитывайте малыша на лучших образцах отечественной классики!