Найти в Дзене

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И. ОБЛОМОВА 1979

ЭКРАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ НИКИТЫ МИХАЛКОВА Кто-то из ОБЭРИУтов сказал, что искусство – это умение вовремя остановиться. В этом смысле советский и российский режиссер Никита Михалков это гениальный постановщик, который не смог вовремя остановиться. Перестань он снимать кино лет в 55 и всем было бы лучше, а в первую очередь ему самому. Чем старше он становился, тем чаще ему изменяло чувство меры, вкуса и юмора, из-за чего качество его картин неуклонно снижалось в последние лет тридцать. А вот в молодые годы Михалкову удивительно хорошо удавалась экранизация русской литературной классики. Хотя обычно киноверсии великих книг вещь рискованная и великой славы не сулящая, к тому же сопряженная с большим риском провала. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» закрывает начальный цикл творчества Никиты Михалкова, когда он в поисках сюжетов искал вдохновения в историях прошлого. Картина, как нетрудно догадаться, является несколько вольной, но, вместе с тем, точно передающей суть и дух кн

ЭКРАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ НИКИТЫ МИХАЛКОВА

Кто-то из ОБЭРИУтов сказал, что искусство – это умение вовремя остановиться. В этом смысле советский и российский режиссер Никита Михалков это гениальный постановщик, который не смог вовремя остановиться. Перестань он снимать кино лет в 55 и всем было бы лучше, а в первую очередь ему самому. Чем старше он становился, тем чаще ему изменяло чувство меры, вкуса и юмора, из-за чего качество его картин неуклонно снижалось в последние лет тридцать.

А вот в молодые годы Михалкову удивительно хорошо удавалась экранизация русской литературной классики. Хотя обычно киноверсии великих книг вещь рискованная и великой славы не сулящая, к тому же сопряженная с большим риском провала. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» закрывает начальный цикл творчества Никиты Михалкова, когда он в поисках сюжетов искал вдохновения в историях прошлого. Картина, как нетрудно догадаться, является несколько вольной, но, вместе с тем, точно передающей суть и дух книги, экранизацией произведения И.А. Гончарова.

Название фильма не стоит воспринимать буквально, хотя основное действие и сосредоточено в течение нескольких летних и зимних недель, но, с учетом отсылок в босоногое детство и сцен недалекого будущего, дает исчерпывающее представление о жизни и судьбе Ильи Ильича Обломова. Учитывая, что книга Гончарова входит в обязательную школьную программу по литературе, останавливаться на сюжете картины не стоит. А вот атмосферу ленты можно только хвалить. Течение фильма спокойно до медитативности. Сейчас уже так картины не снимают, а если они и случаются, то проходят по разряду авторского кино. Где зрителю быстро становится скучно из-за долгих экспозиций, в которых необходимо вглядываться, чтобы разглядеть в них красоту момента, и выматывающих нудных диалогов. У Михалкова же получилось создать понятное кино для всех возрастов, которое даже не пытается разговаривать со зрителем на доступном языке; нет, оно просто подхватывает зрителя с первых кадров и несет, несет, несет его по волнам жизни Обломова, деликатно расставляя на этом кинопутешествии гончаровские книжные смыслы. Сделано это невероятно мастерски; вот сцена пробуждения маленького барчонка Илюши, вот его уже взрослый поход в баню со Штольцем, а вот и возвращение Андрея из Европы с диковинным в те времена велосипедом. И вроде бы ничего не происходит, кроме смены времен года и разговоров «за жизнь» интеллигентных дворян. Но настолько верно Михалков с Адабашьяном поймали суть произведения, что все и так кристалльно ясно.

Актеры в картине тоже хороши чрезвычайно. Табаков, Богатырев и Попов в роли слуги Захара просто как влитые. Тот самый случай когда, посмотрев фильм, при чтении книги уже визуализируешь именно этих людей. Верный признак шедевра экранизации. Даже не верится, что изначально Юрий Богатырев просил себе роль Обломова, а не получив ее, сумел перевоплотившись блестяще сыграть Штольца, в общем-то, совершенно противоположного по качествам персонажа. Некоторые вопросы вызывает Елена Соловей в роли Ольги. Все-таки играть восемнадцатилетних персонажей на четвертом десятке лет по силам лишь Михаилу Боярскому. Да и местами она переигрывает с истероидными акцентуациями, не производя впечатление умной девушки, которой она задумывалась писателем Гончаровым.

Ввиду отсутствия других значимых экранизаций, сравнить фильм Никиты Михалкова с другими летами мы не может. Но и без этого понятно, что «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» это эталонная постановка русский классики. Жаль, что после этого фильма Михалков все реже пытался экранизировать произведения великих русских писателей. В любом случае, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» это просто «мое почтение», как сейчас модно выражаться.