Пьесу Ирины Васьковской «Март» просеяли сквозь «СИТО» Воронежского театра драмы им. А. Кольцова
Артисты Воронежского академического театра драмы имени Алексея Кольцова в рамках творческой лаборатории «СИТО» представили на обсуждение зрителей эскиз пьесы «Март». Ее автор – драматург, сценарист и режиссер Ирина Васьковская. Пьеса получила Гран-при и приз зрительских симпатий конкурса «Новая пьеса» при Национальной театральной премии «Золотая маска» и была отмечена на других творческих конкурсах.
После показа зрители смогли высказаться по поводу постановки, а вместе с ними составить свое мнение смогли и корреспонденты «Культурного региона».
«Елку пора выбросить, март на дворе»
Именно этими словами начинается спектакль. Их произносит Маша (в исполнении Анны Гавриловой) – ключевой (но не единственный главный, здесь все главные) персонаж пьесы. После многомесячного блуждания неизвестно где она возвращается домой в начале весны. На первый взгляд, кажется, что пьеса получила название «Март» именно поэтому. Вид у Маши, мягко говоря, неопрятный, она в каком-то мятом пальто, босая. В принципе, примерно так и должен выглядеть человек, если до этого он довольно долго жил по подворотням и сомнительным квартирам.
Дома ее ждут мама (в исполнении Елены Гладышевой) и муж Миша (исполняет Николай Байбаков). Примечательный факт, что теща с зятем живут вдвоем душа в душу, сразу заставил автора этих строк насторожиться и с еще большим вниманием погрузиться в действие спектакля.
В самом деле, что объединяет этих людей? Казалось бы, ответ очевиден – они ждут, когда вернется Маша. Но вот она возвращается, и их реакция на это возвращение выглядит какой-то вялой. Никто не бросается к ней обниматься, не падает в обморок, не кричит и не пытается стукнуть блудную жену и дочь. Нет, через какое-то время мама высказывает претензии, но они выглядят дежурно. А муж вообще старается помалкивать. Может эта отлучка Маши не первая и они уже к этому привыкли?
Отношение матери к дочери в пьесе «Март» – это такой вопрос, который кажется главным. То ли она смирилась, что ее взрослый ребенок какой-то не такой (а какой он должен быть?), то ли зациклена на себе и своих проблемах. Другие увидели здесь любовь или навязчивую заботу. Обсуждение пьесы весьма явно показало, как по-разному ее воспринимают зрители.
– Многих моих знакомых раздражает, когда они приезжают к родителям, а те им пихают в сумку помидоры, огурцы и то, что вот в холодильнике есть. Всё отдают, – делится своей болью одна молодая зрительница, – они мне всегда с какой-то ненавистью, что вот этого нам не нужно, а они все равно пихают. То есть такая навязчивость вызывает не благодарность, а наоборот, отторжение.
– Вот как я это увидел, – громогласно произносит зритель с балкона. – Этот Миша попал в бабью яму. Даже перескочил из одной бабьей ямы в другую. Это несчастный мужчина, – заключает он и срывает возгласы одобрения и аплодисменты аудитории, особенно почему-то женской ее части.
– А почему вот такой пессимизм? Почему все четверо несчастные? – громко, без микрофона, на весь зал вопрошает еще одна зрительница, - и мама несчастная, потому что дочь неудачно вышла замуж. Муж, потому что любимая жена ушла. Жена, которая ушла, тоже несчастна, потому что не получила счастья в семье. И одинокая подруга тоже несчастна, потому что не может устроить свое счастье. Кто-то в жизни счастливее может быть?
– Я думаю, что благодаря этим показанным несчастьям, на их фоне вы самый счастливый человек, – отвечает художественный руководитель театра Владимир Петров и тоже срывает аплодисменты.
Открытый финал с надеждой
Кстати, в спектакле есть еще один персонаж, о котором мы пока не упоминали. Это соседка Аня, (ее играет заслуженная артистка России Татьяна Беляева) одинокая женщина, которая надрывно и с ноткой истерики пытается от своего одиночества избавиться. Она явно имеет виды на Мишу, и Маше, которая спокойно обходилась без мужа несколько месяцев, это не нравится. Тут все, в общем-то, понятно, обычная история «собаки на сене».
Но поистине удивительна позиция мамы (она же теща). Женщина активно способствует развитию отношений своего родного зятя с этой Аней. Как будто пытаясь окончательно вытеснить дочь из своего сознания и жизни. И тут снова возникает множество вопросов. Что же такого натворила эта Маша? Ведь не всегда же она была бродяжкой? За что мать ее так ненавидит?
– Финал можно воспринимать как открытый, мне кажется, потому что мы хотим оставить здесь надежду, – говорит режиссер Екатерина Дмитриева, – здесь важнее, скорее, не то, уйдет ли Маша из дома насовсем, а чтобы обе стороны остались с любовью друг к другу, чтобы все было хорошо. И даже если она решит уйти, мы оставляем шанс на ее возвращение.
– Васьковская достаточно интересный такой драматург, умелый автор, – берет слово в завершении обсуждения худрук Владимир Петров, – эта пьеса полностью выламывается из традиционного драматургического конструкта. И этим она очень интересна сама по себе. Вот мы и решили для воронежских зрителей показать эту пьесу в трактовке Кати Дмитриевой. Мне кажется, это такой женский протест против запрограммированной жизни, и это можно трактовать прямо до слез.
Тем не менее, решение о полноценной постановке этой пьесы на сцене Воронежского драмтеатра пока не принято. Из тех мыслей, которыми поделился со зрителями Владимир Петров, следует, что для этого надо искать другую сценографию и другое пространство. Так поставят или нет? Мы не знаем. Но честное слово, хочется посмотреть «Март» еще раз.
СПРАВКА
Драматург Ирина Васьковская первые свои пьесы писала под псевдонимом «С. Пухов». В 2015 году она окончила Екатеринбургский государственный театральный институт по направлению «Литературное творчество» (курс Николая Коляды). В 2013 году «Март» номинировали на Независимую литературную премию «Дебют». В том же году Васьковская впервые стала финалистом фестиваля драматургии «Любимовка». А еще через год пьеса «Март» получила Гран-при и приз зрительских симпатий конкурса «Новая пьеса» при Национальной театральной премии «Золотая маска».
Глеб Стародубцев
Фото Виталия Грасса