Найти в Дзене

«Нелюбимая». Тайна происхождения дворового шлягера СССР 1970-х

Отзвуки этой песни ловят в памяти те, кто застал 1970-е. Она звучала под гитару летними вечерами, очаровывая девчонок. Её заказывали в ресторанах, где она сопровождала медленные танцы и дружеские посиделки под рюмочку. «Нелюбимая, нелюбимая — кто ей это говорил?» Как не погрустить под пронзительный припев, как не посочувствовать бедной девушке... Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Многие из тех, кто когда-то слышал «Нелюбимую», забыли имя первого исполнителя. Мелодия осталась, но кто пел... И правда, дворовый шлягер вышел на неприметной пластинке, которую в наши дни не так-то легко найти, под именем певца, который больше ничем не отметился. Среди представителей югославской эстрады, чьи записи ходили по СССР, Желько Шалетич был далеко не в первых рядах. С гастролями он, насколько известно, не приезжал, на телевидение не попадал. По сути, в нашей стране он был известен всего одной песней, но

Отзвуки этой песни ловят в памяти те, кто застал 1970-е. Она звучала под гитару летними вечерами, очаровывая девчонок. Её заказывали в ресторанах, где она сопровождала медленные танцы и дружеские посиделки под рюмочку. «Нелюбимая, нелюбимая — кто ей это говорил?» Как не погрустить под пронзительный припев, как не посочувствовать бедной девушке...

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Многие из тех, кто когда-то слышал «Нелюбимую», забыли имя первого исполнителя. Мелодия осталась, но кто пел... И правда, дворовый шлягер вышел на неприметной пластинке, которую в наши дни не так-то легко найти, под именем певца, который больше ничем не отметился.

Среди представителей югославской эстрады, чьи записи ходили по СССР, Желько Шалетич был далеко не в первых рядах. С гастролями он, насколько известно, не приезжал, на телевидение не попадал. По сути, в нашей стране он был известен всего одной песней, но какой!

В 1974 году в СССР вышла пластинка с двумя песнями. На первой стороне — «Вторая молодость» Ладо Лесковара, словенского певца, который был всё-таки более известен. На оборотке — легендарная «Нелюбимая» в исполнении загадочного Желько Шалетича.

Кем был югославский певец Желько Шалетич? Как попал в орбиту редакторов «Мелодии»? Как нередко бывает, вопросы остаются без ответов. Поиск в интернете почти ничего не даёт. Известно лишь, что в 1960-е Шалетич был солистом группы «Дельфины», основанной в хорватском Сплите. То бишь его можно причислить к пионерам югославского биг-бита.

И на этом — всё. Только советская пластинка с его портретом, похоже, единственным. На конверте Желько Шалетич слева.

-2

Каким-то образом в репертуар Желько Шалетича попала песня известных советских авторов: композитора Александра Морозова и поэта Михаила Рябинина. «Нелюбимую» он спел на русском языке под аккомпанемент «Дельфинов». Довольно причудливо сочетая акцент со словами, словно вышедшими из народного фольклора.

«Нелюбимая, нелюбимая —
Кто ей это говорил?
Слово горькое сердцу гордому,
Как на память, как на память,
Как на память, подарил»
.

Через год «Нелюбимая» вышла на пластинке Людмилы Сенчиной. Восходящая звезда как раз получила Гран-при на фестивале в Сопоте и выпустила дебютный альбом. В её версии шлягер Желько Шалетича получил богатую аранжировку Ленинградского концертного оркестра.

Вслед за Желько Шалетичем «Нелюбимую» запели дворовые гитаристы по всей стране. Распевная мелодия и жалостливый текст воздействовали на слушателей (и особенно слушательниц) безотказно.

До нас дошёл «дворовый» вариант шлягера, записанный примерно в 1976 году. Исполнил его ВИА «Орга» из чеченского посёлка Аргун с солистом Ибрагимом Шахгириевым у микрофона.

Шахгириев — фигура в какой-то степени легендарная. Его называли единственным в Чечне исполнителем блатняка на русском языке. Энтузиасты до сих пор ищут и собирают его записи, сделанные, в основном, под гитару.

Ибрагим Шахгириев
Ибрагим Шахгириев

Самодеятельный певец жил в селе Сержень-Юрт Шалинского района, что в 35 км от Грозного. Свои записи он делал в студии звукозаписи «Минутка» в столице Чечено-Ингушской АССР.

Правда, жизнь Ибрагима Шахгириева оборвалась внезапно. В Астрахани, где молодой человек учился в строительном техникуме и работал на стройке, он угодил в поножовщину, заступившись за девушку друга. Согласно некоторым сообщениям, на теле Ибрагима Шахгириева насчитали 24 раны. На память остались лишь старые плёнки...

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!