Найти в Дзене
Живописные истории

ДЖОВАННИ БАЛЬОНЕ || Художественный словарь

Изучение карьеры Джованни Бальоне (ок. 1566–1643) как художника всегда первым делом спотыкается о судебный иск, поданный художником против Караваджо, Орацио Лонги, Филиппо Трисеньи и Орацио Дженески в 1603 году за их клевету. Во время суда Караваджо говорил, что не знает ни одного художника, который считал бы Бальоне талантливым, – заявление, которое, к сожалению, и по сей день продолжает омрачать творчество художника. Тем не менее, карьера Бальоне сложилась успешно. Он получал заказы от самых известных покровителей Рима, включая нескольких пап. Климент VIII даже пожаловал ему рыцарское звание в 1606 году, и он неоднократно избирался главой Академии Сан-Лука. Бальоне обучался в мастерской Франческо Морелли, художника из Флоренции, работавшего в Риме, у которого он перенял стиль маньеризма. Морелли всячески продвигал своего ученика. Например, получив для него заказ от семьи Сантакроче на фрески для их виллы в Ориоло Романо, изображающие сцены из жизни Иакова, Иисуса Навина, Давида

Изучение карьеры Джованни Бальоне (ок. 1566–1643) как художника всегда первым делом спотыкается о судебный иск, поданный художником против Караваджо, Орацио Лонги, Филиппо Трисеньи и Орацио Дженески в 1603 году за их клевету.

Во время суда Караваджо говорил, что не знает ни одного художника, который считал бы Бальоне талантливым, – заявление, которое, к сожалению, и по сей день продолжает омрачать творчество художника.

Тем не менее, карьера Бальоне сложилась успешно.

Он получал заказы от самых известных покровителей Рима, включая нескольких пап.

Климент VIII даже пожаловал ему рыцарское звание в 1606 году, и он неоднократно избирался главой Академии Сан-Лука.

Бальоне обучался в мастерской Франческо Морелли, художника из Флоренции, работавшего в Риме, у которого он перенял стиль маньеризма.

Морелли всячески продвигал своего ученика.

Например, получив для него заказ от семьи Сантакроче на фрески для их виллы в Ориоло Романо, изображающие сцены из жизни Иакова, Иисуса Навина, Давида и Илии (ок. 1585/87).

Интерьер Palazzo Altieri (Oriolo Romano). Фото из Википедии
Интерьер Palazzo Altieri (Oriolo Romano). Фото из Википедии

К 1589 году Бальоне выполнял заказ папы Сикста V, создавая фрески в Зале Сикстины в Ватиканской библиотеке,

The Sistine Hall. Фото из Википедии
The Sistine Hall. Фото из Википедии

а к 1590 году работал с Кавалером д’Арпино над сценами из жизни картезианских святых для Чертозы ди Сан Мартино в Неаполе.

Certosa di San Martino. Фото из Википедии
Certosa di San Martino. Фото из Википедии

В 1600 году Бальоне написал для кардинала Паоло Эмилио Сфондрато алтарную картину «Святые Петр и Павел» для церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, титулярной церкви кардинала.

-4

Примерно в 1600 году Бальоне также начал экспериментировать со стилем караваджизма, привнося в свои картины драматические ракурсы, резкие контрасты света и тени и более глубокое эмоциональное содержание.

Около 1603 года он написал картину «Любовь небесная и Любовь земная» (Рим, Galleria Nazionale d'Arte Antica)

-5

в ответ на картину «Amor Vincit Omnia» (1601–1602; Берлин, Художественная галерея), написанную Караваджо для Винченцо Джустиниани.

Работа, встреченная с меньшим энтузиазмом, чем картина Караваджо, тем не менее, принесла Бальоне золотую цепь от кардинала Бенедетто, брата Джустиниани и человека, которому он посвятил картину.

Среди других работ художника, выполненных в стиле караваджизма, – «Юдифь с головой Олоферна» (1608; Рим, Галерея Боргезе),

-6

«Ecce Homo» (ок. 1606; Рим, Галерея Боргезе)

-7

и «Иосиф и жена Потифара» (ок. 1622; Мюнхен, Старая пинакотека).

-8

Наиболее значимым заказом Бальоне стала серия фресок в капелле Паолина церкви Санта Мария Маджоре, созданная им для папы Павла V (1611–1612). Среди представленных сцен – «Учители Церкви», смерть императоров-иконоборцев и победы папы над ересью. Все эти сцены написаны в академическом стиле, а не в стиле караваджизма, который ранее использовал Бальоне.

Капелла Паолина. Фото из Википедии.
Капелла Паолина. Фото из Википедии.

Но всё же Бальоне наиболее известен своими текстовыми произведениями.

В 1639 году он опубликовал путеводитель под названием «Nove chiese di Roma» – важный источник, документирующий облик главных паломнических церквей Рима в XVII веке.

А его «Vite de’ pittori, scultori, e archite» («Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов»), опубликованный в 1642 году, бесценен для исследователей искусства барокко благодаря биографиям художников, работавших в Риме с конца XVI века до момента публикации.

-10
Cловарь барокко | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-11