Найти в Дзене
Киноамнезия

Как Meta* стала «Полем чудес» для лисы Алисы и кота Базилио из советского «Буратино»

Лиса Алиса и кот Базилио из советского «Приключения Буратино» давно сменили ярмарочную площадь на экран смартфона. Теперь они сидят в рекламных кабинетах корпорации Meta* и бодро зовут доверчивого Буратино «вложиться» в чудо-крем, криптоинвестиции или «эксклюзивный» магазин. IT-гигант помогает обманывать не только обычных пользователей, но и звезд мирового масштаба. Не верите? Сейчас расскажу, почему стоит десять раз запаролить WhatsApp* и «Нельзяграм» - он же Instagram*, - прежде чем ими пользоваться. История первая. В Бразилии полиция вскрыла крупную аферу: мошенники с помощью нейросетей сделали дипфейки супермодели Жизель Бюндхен. В «Нельзяграм» крутились ролики и сторис с «рекомендациями» от девушки приятной наружности: якобы она устроила аттракцион неслыханной щедрости. Людям предлагали оплатить «доставку» и мелкие сборы. Товар, конечно, никто не отправлял, а Meta* не блокировала посты, несмотря на жалобы пользователей о мошенничестве. В итоге аферисты нехило заработали при помощи
Оглавление

Лиса Алиса и кот Базилио из советского «Приключения Буратино» давно сменили ярмарочную площадь на экран смартфона. Теперь они сидят в рекламных кабинетах корпорации Meta* и бодро зовут доверчивого Буратино «вложиться» в чудо-крем, криптоинвестиции или «эксклюзивный» магазин.

IT-гигант помогает обманывать не только обычных пользователей, но и звезд мирового масштаба. Не верите? Сейчас расскажу, почему стоит десять раз запаролить WhatsApp* и «Нельзяграм» - он же Instagram*, - прежде чем ими пользоваться.

Звезды на онлайн «Поле чудес»

История первая. В Бразилии полиция вскрыла крупную аферу: мошенники с помощью нейросетей сделали дипфейки супермодели Жизель Бюндхен. В «Нельзяграм» крутились ролики и сторис с «рекомендациями» от девушки приятной наружности: якобы она устроила аттракцион неслыханной щедрости.

Людям предлагали оплатить «доставку» и мелкие сборы. Товар, конечно, никто не отправлял, а Meta* не блокировала посты, несмотря на жалобы пользователей о мошенничестве. В итоге аферисты нехило заработали при помощи «Нельзяграма»: кто-то точно схуднул, но не благодаря крему, а пустующему кошельку.

 Жизель Бюндхен
Жизель Бюндхен

История вторая. Актриса Джейми Ли Кёртис однажды зашла в Facebook* и увидела «себя» в рекламном ролике. Её реальное интервью телеканалу просто порезали, поверх наложили новый текст и превратили в коммерческую агитку для какого-то сомнительного товара.

Актриса прошла все формальные процедуры жалоб, но реклама продолжала крутиться. В итоге ей пришлось писать открытое письмо Марку Цукербергу прямо в «Нельзяграм»:

«Это полностью фейковый ролик, я ничего такого не одобряла». Только после публичного скандала Meta* рекламу сняла.
-3

Что в итоге? Звезда работает витриной, аферист собирает кассу, а платформа спокойно берет комиссию за показы. Очень удобный финансовый треугольник. Не так ли?

Как Meta* превращает чужое горе в бизнес-модель

От историй к сухим фактам: внутренние документы самой Meta* показывают, что около трети всех успешных онлайн-афер в США так или иначе проходят через её сервисы. Речь идет как о рекламе в Facebook*, промо в Instagram*, так и переписке в WhatsApp*:

«Займи по-братски 1000 долларов до завтра».
-4

В 2024 году компания, по собственным оценкам, получила примерно десять процентов выручки от рекламы мошеннических схем и запрещенных товаров. Это около шестнадцати миллиардов долларов. Пользователям ежедневно показывали до пятнадцати миллиардов подозрительных объявлений.

«Корпорация настолько уверовала в безнаказанность, что воспринимает миллиардные санкции как «карманную мелочь», потому что доходы от мошеннической рекламы спокойно их перекрывают. Ограничения для внутренних команд устроены так, чтобы ни одно решение не снижало выручку больше чем на 0,15 процента», - отметила член комиссии по поддержке ИТ-индустрии, защите российских традценностей и по мониторингу качества госуслуг Общественного совета при Минцифры России Ольга Бороненко.

Политический обозреватель Иван Каменев, ведущий «Соловьёв LIVE» и лауреат премии «Мастерской новых медиа», также справедливо замечает: Meta* знает о проблеме, но вместо того, чтобы бороться с аферами, превращает их в источник прибыли.

-5

Особенно его «радует» циничная логика ИТ-гиганта: если резко сократить поток мошеннических объявлений, компания может не успеть в гонке за искусственным интеллектом. По сути, говорит Каменев, от нас ждут, что каждый обманутый пользователь лично оплатит из собственного кошелька «светлое технологичное будущее» корпорации. И задает прямой вопрос: в какой момент американское законодательство свернуло не туда, раз позволяет Meta* открыто наживаться на мошеннических схемах?

Безусловно, ответа на него нет.

Показательная профилактика?

Да, Meta* признает, что долю мошеннических объявлений снижать надо, но одновременно внутри компании действуют правила, запрещающие принимать решения, которые ударят по выручке сильнее того самого порога в 0,15 процента. Получается странная ситуация: бороться с аферистами вроде как нужно, но бить надо аккуратно, чтобы не повредить денежному потоку от тех же аферистов.

Ничего личного – это только бизнес. Ольга Бороненко напоминает еще одну важную деталь: Meta* готова тратить на безопасность пользователей ровно ту сумму, которая не портит отчёты о прибыли. Больше — никак. Эта логика и стала причиной, по которой Россия выбрала курс на суверенные цифровые сервисы, подчеркнула эксперт.

-6

Действительно, с кем вообще можно договариваться, если платформа открыто сотрудничает с преступниками, беря деньги за каждое показанное мошенническое объявление и убирая его только под давлением регуляторов и судебных исков.

Вот почему я, глядя на истории с дипфейками Бюндхен и Кёртис, все чаще думаю о старом «Буратино»: лиса Алиса и кот Базилио пели про «Поле чудес», как бы предупреждая всех о том, что мошенники не дремлют.

Однако в Meta* им не то, что не дали отпор, а, напротив, открыли ворота: заходите, располагайтесь, обманывайте. Что в итоге? Интернет-пользователь видит рекламу с Кёртис, вводит данные банковской карты, ждёт «чуда», а потом остаётся без денег и без надежды вернуть их через зарубежные суды.

-7

Навсегда выключить интернет не получится, как и выбросить смартфон. Что же делать? К каждому «выгодному предложению» нужно относиться как к потенциальной норе лисы Алисы: доверять только проверенным сайтам, не переходить в неизвестные чаты WhatsApp*, не открывать кошелек по первому призыву в «Нельзяграме».

Meta* показывает, как выглядит платформа, которая слишком сильно привыкла зарабатывать на чужой доверчивости. Поэтому мы либо дальше будем сажать свои золотые монеты на её «Поле чудес», либо наконец перестанем верить говорящим рекламным котам в зарубежных соцсетях, а поверим в надежность своих IT-проектов и мессенджеров. Этот мяч на вашей стороне: что лучше – быть обманутым там, или безопасно общаться здесь? Жду ответы в комментариях.

*Компания Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией, и ее деятельность запрещена на территории РФ. WhatsApp, Facebook и Instagram являются ее продуктами. Реализация Facebook и Instagram на территории РФ запрещена.