Найти в Дзене

Кажется, Виктор Олегович сжалился над нами и подарил надежду на спасение: А Sinistra | Левый путь – Виктор Пелевин

Писать рецензии на Пелевина ещё сложнее, чем читать. Я неделю переваривала и ещё неделю подступалась, искала форму, чтобы донести не только впечатления, но суть и личные выводы. И ещё столько же времени писала... Книги Виктора Олеговича – наслоение смыслов, количество которых зависит лишь от вашего интеллектуального, и, что важнее, духовного развития. В А Sinistra | Левый путь нашла пять слоев, и это мой личный рекорд. Делюсь: Первый слой – основа, сама идея Вселенной Трансгуманизма, выполненная в технике постмодерна. Это далёкое вымышленное будущее, в котором жизнь и AI сплелись воедино. Новый мир Пелевина выстроен на основе нашей текущей реальности, доведённой до абсолютного абсурда. Так, например, компания TRANSHUMANISM INC. – мировой лидер, разработало и по сути поработило население баночной технологией, благодаря которой после физической смерти, мозг может быть перенесен в банку и там с помощью ИИ-системы проживать разнообразные с точки зрения опыта и степени удовольствия симуляц

«Но я не сдавался. Я жадно изучал книги, соединявшие открытия науки и религиозные прозрения в один узел, и часто замирал над страницей в предчувствии откровения»

Писать рецензии на Пелевина ещё сложнее, чем читать. Я неделю переваривала и ещё неделю подступалась, искала форму, чтобы донести не только впечатления, но суть и личные выводы. И ещё столько же времени писала... Книги Виктора Олеговича – наслоение смыслов, количество которых зависит лишь от вашего интеллектуального, и, что важнее, духовного развития.

В А Sinistra | Левый путь нашла пять слоев, и это мой личный рекорд. Делюсь:

Первый слой – основа, сама идея Вселенной Трансгуманизма, выполненная в технике постмодерна. Это далёкое вымышленное будущее, в котором жизнь и AI сплелись воедино. Новый мир Пелевина выстроен на основе нашей текущей реальности, доведённой до абсолютного абсурда. Так, например, компания TRANSHUMANISM INC. – мировой лидер, разработало и по сути поработило население баночной технологией, благодаря которой после физической смерти, мозг может быть перенесен в банку и там с помощью ИИ-системы проживать разнообразные с точки зрения опыта и степени удовольствия симуляции. Для большинства населения это становится главным устремлением и несбыточной мечтой одновременно, так как услуга стоит во-первых, дорого, а во-вторых, очень дорого. В результате тут еще появляется некая классовость – клиенты, баночники, в зависимости от объёма денег имеют тайеры (доступы к уровням и продолжительности симуляций) от 10 до 1. Чем выше (т.е. меньше тайер), тем выше сложность симуляции и значит, острее проживается наслаждение.

TRANSHUMANISM INC. по своей сути – это капитализм, который в симбиозе с технологиями достиг апогея. Конечно, у такого строя есть оппонент, антагонист, противник – и это… Доброе Государство. Но, не обольщайтесь названию. В этой стране режим свирепствует, уже не имея ни пощады, ни смысла. На мировой арене, как ни странно, Доброе Государство имеет очень сильные позиции, потому что обладает большим объемом ветрогенезиса (новый вид топлива), а ещё – и тут мои додумки, потому что провоцирует и участвует в различных духовных таинствах, вершит свои дела на некоем энергетическом мировом уровне.

Ах да, женщины имеют власть и право совершать над мужчинами акты сношения (в книге их называют фемками). Признаюсь, сначала узрела мизогинные ноты, однако спустя время увидела всю ту же неподражаемую авторскую иронию, но… в чудесной смеси с признанием и даже некоторым преклонением перед женским полом.

Второй слой – непосредственно действие. Будущее Трансгуманизма просто существует, а сюжеты книг всегда разные. Например, в КГБТ+ это была история становления артиста Маркуса Зоргенфрея (главный персонаж Вселенной), а в А Sinistra нас ожидает уже полноценный детективно-мистический роман.

Именно здесь отсекается большая часть читателей – сторителлинг у Пелевина сложный, прерывистый и витиеватый, много отступлений, иносказательности и перемещений между реальным и вымышленным (от снов до симуляций).

Итак, уже спец. агент и теперь баночник Маркус Зоргенфрей (то есть физически его уже нет, он живёт либо в гиперреальности, либо в симуляциях – спец. заданиях TRANSHUMANISM INC.) получает от своего начальника Ломаса (тоже постоянный персонаж Вселенной) миссию экстра-сложности. Ему необходимо расследовать пропажу мозгов клиентов корпорации, которые воспользовались услугами бутика «Левый путь». А для этого симуляцию необходимо прожить самому, и здесь самое интересное, ведь бутик «Левый путь» предлагает не просто уникальный земной опыт, а именно что путь духовной эволюции, но только быстрый, с чит-кодами в виде черной магии.

Путь правой руки – торная дорога к высшему вместе со всем миром, без всяких шорткатов. Путь левой руки – это попытка попасть в рай прямо в калошах с помощью трюков и черной магии…

Важно – каждая симуляция «левого пути» неповторим, генерируется случайным образом на основе анкеты-опросника, и мистические душевные трансформации столь сильны, что приводят к необратимым последствия в физическом уровне – содержимое банок (а это самые высокопоставленные клиенты корпорации) непостижимым образом просто исчезают.

Так Маркус оказывается в Венеции 15 века в теле итальянского чернокнижника-алхимика Марко, который занимается магией и пытается постигнуть законы управления Вселенной. Здесь можно выдыхать и просто наслаждаться причудливой историей с легкими отсылками к реальным историческим событиям и культурным явлениям.

На мой вкус, именно этот сюжет из всех пяти книг Трансгуманизма оказался самым захватывающим и при этом самым доступным для понимания. Все действия происходят почти всегда в одной реальности, за исключением небольших перемещений в Доброе Государство для «крути».

Тут поясню: Марко в своих мистических делах (беспощадно грешит) заходит слишком далеко, рискуя также схлопнуться – исчезнуть из всех реальных и нереальных миров, и его духовный наставник Ломас (который в симуляции организовывает «просветляющие» включения, чтобы помогать агенту Маркусу выполнять задание) периодически отправляет духовно восстанавливаться в ветроколонии по методу Денькова – заниматься и постигать «круть».

Третий слой – злободневная ирония. Виктор Олегович не перестаёт осмыслять нашу с вами реальность, однако, стоит отметить, на этот раз яда, разочарования и желчи стало меньше. Сложилось впечатление, что В.О. уже давно сказал всё, что думал, и теперь лишь напоминает главные тезисы:

Первая часть моего опуса была о том, что со времен крещения славяне отдают свою надстройку на аутсорс, отчего в наши дни их способен надолго загипнотизировать любой бродячий цирк. В антрактах же нас месмеризируют европейские масоны, обучая видеть в зеркале жопу, и это главное содержание нашей вольнолюбивой культуры
Капитализм требует, – продолжал Ломас, – чтобы мы, воя от боли, одновременно покупали себе наслаждения, иначе рухнет вся его экономика. Некоторые доверчивые граждане даже всерьез пытаются это делать…

А ближе к концу подводит нас к очевидному решению и позиции:

Пусть мертвые хоронят своих спикеров, завернув их в свою повестку. Не ходи в их совет и не оспаривай их дурь, иначе они возьмут тебя с собой

Четвертый слой – мой любимый. Это смесь эзотерики, мистики, буддизма и вполне себе научно обоснованных фактов о работе мозга. Сюрпризом А Sinistra становится появление выраженных христианских нот (и об этом позже).

За год между выходом книг я и сама прошла некоторый путь (в отличии от главного героя абсолютно правый, но по ощущениям не менее удивительный и сложный), поэтому те смыслы, что ранее я скорее просто ощущала своим сознанием, теперь моя новая база знаний позволяет выразить конкретными предложениями (каждое вытекает из предыдущего):

1. Мозг не радар, а проектор, потому реальность условна, по факту у каждого своя, но определяется НЕ ТОЛЬКО набором конкретных установок и убеждений, но нечто большим, что стоит ЗА пределами нашего разумного (вербального, словесно выражемого). Именно здесь встает необходимость «алхимизации» души, чтобы простирать возможности бытия за пределы и границы осознаваемого.

Мэйнстримное воззрение полагает, что мозг – это приемник с дешифратором, собранный на нейронах и химических трансмиттерах. Он интерпретирует реальность, никак не зависящую от нас, причем даже эта интерпретация не вполне нам подвластна, хотя мы можем влиять на нее, меняя свои прошивки. В целом результат обусловлен не столько нашим намерением, сколько опытом
А тайное постижение шепчет, что наш ум на самом деле есть проекционный аппарат, проецирующий из себя не только картину на стене, но и саму стену, и это не сознание генерируется мозгом, а симуляция мозга создается бестелесным и непостижимым сознанием, которое есть Бог
Первая идея – материя. Вторая – сознание. Третья – непреодолимая пропасть между ними, которую способно пересечь лишь чудо в божественном волевом акте
Пространство» и есть то самое представление, которое не дает магу свободно перемещаться в пространстве. Стоит отказаться от него, и проблема исчезнет…

2. Есть два способа существования – кручина и круть. Первое про жизнь вне осознанности, когда находишься в плену собственной картины мира, принимая всё за единственно возможную истину и одновременно главный и единственно возможный смысл. Круть – про состояние в потоке, путешествие души вне эго, когда осознаешь многомерность, вариативность и, в общем-то, бессмысленность земного существования.

Но сознание сновидит «тебя» таким причудливым образом, что «ты» начинаешь дрожать за свою эфемерную жопу и девять миллиардов раз в секунду бежишь по поверхности земного шара к успеху, вгоняя землю в спин, от которого все, включая тебя самого, воют от ужаса
- Так что нам делать в этой суровой жизни?
- Да просто крутить педали. Если перестанем, педали начнут крутить нас

3. Страдание – неотъемлемая часть человеческого опыта, однако и здесь есть выбор – упиваться и страдать в полную силу, посвящая этому всего себя и находясь абсолютно внутри, либо проживать с достоинством и смирением, держа в сознании мысль о его же проективных способностях, где каждый человек буквально ткёт свою реальность.

Видишь ли, Игнацио, трансформация внешняя есть всего лишь отражение трансформации внутренней. Если в человеке происходит возвышенная алхимизация души, внешний мир меняется в согласии с нею легко и без усилий

4. Коллективное бессознательное – у Пелевина оно есть, но с элементами теорий заговора. Каждый создаёт собственное бытие, однако общий нарратив существует (точнее его нам диктуют массмедиа – и вот легкая отсылка к Бодрийяру), именно на базе его, назову это «глоссарий», создаётся наша общая текущая реальность.

В А Sinistra всё донесено развернуто, но гораздо иносказательней в виде дневников крутильщика Акурова, который в свою очередь почерпнул знания у банкира Денькова (никого не напоминает, м?).

Ну как вам? Нормально, нормально))) На этом уровне Пелевина, как правило, уже горячо любят, поскольку он излагает это всегда художественно и всегда по-новому, при этом он не вкладывает готовые разжеванные мысли, а «пакует» их в формы, которые в процессе чтения позволяют испытывать самые настоящие глубинные инсайты. Пелевин, я напомню, мастер слова, и качественная литература всегда была способна на трансформации человеческой души.

Слой пятый – о спасении.

Это стало для меня большим и приятным сюрпризом, то ли Виктор Олегович смягчился, то ли мои внутренние метаморфозы помогли наконец услышать автора, но очень много я нашла в книге светлого, обнадеживающего и даже мотивирующего. Возможность внутреннего свершения, превращения, достижения покоя и просветления (в лучшем смысле слова) точно есть. И – пам пам пам – она кроется не в конце, точнее это не финал это и есть сам путь. И даже для тех, кто по какой-то причине пошел левым путём, есть шанс поменять дорогу, а точнее – найти свою собственную.

Главная, ключевая и самая вдохновляющая мысль – если вы чувствуете, что нашли, если внутри загорелся свет, то только потому, что он уже был там. И значит, что вы не ступили, но уже – идёте.

А когда мальчик собрался домой, стражник объяснил ему самое главное. Дело не в человеке, спевшем эту песню, сказал он. И не в песне. Поражающие нас истории и песни, от которых выступают слезы, приходят не от людей. Даже их продавцы не знают, откуда они берутся. Но если они трогают твое сердце и тебе хочется увидеть впереди свет, это значит, что он уже горит у тебя внутри. А если так, у тебя есть один настоящий друг. Тот, от кого пришел ты сам. И в конце твоей дороги он обязательно тебя встретит

ЦИТАТЫ

«Сидит человек и размышляет: а вдруг я тоже NPC? Постепенно его охватывает ужас – и, чтобы успокоиться, он начинает рассуждать логически. Так, думает он, у меня те же самые мнения по поводу происходящего на планете, что у богатых поп-звезд. Я полностью разделяю моральные ценности, спущенные человечеству красноволосыми активистками и транснациональной финансовой элитой. Я слово в слово повторяю то, что мне впаривают легавые медиа, контролируемые олигархами и спецслужбами. Живые реальные люди ведут себя именно так. Значит, я настоящий…»

«Не слишком ли вы доверяете сетям?

– Я им не доверяю вообще, – ответил Ломас.

– Но они многое делают лучше нас. Как ни горько такое говорить, следующая большая религия человечества тоже скорей всего будет создана искусственным интеллектом»

«Понял я, как свою темницу создаю. Как строю ее заново каждый миг…»

«Созданием мира» можно полагать тот момент, когда ум накладывает свои шаблоны на инфопотоки, идущие от органов чувств, узнает в хаосе что-то из своей картотеки и собирает соответствующее восприятие за своим, как выразился Деньков, «внешним контуром» (это, конечно, двойная бухгалтерия – все происходит в самом уме).

«Такое воззрение сегодня, в общем, мэйнстрим: за «внешним контуром» ума есть нечто, возможно, непостижимое – но оно там объективно присутствует, а мы интерпретируем его по-разному в зависимости от геометрии наших внутренних зеркал»

«Чем дольше я крутил педали, тем яснее становилось, что доказать правоту обыденного или высшего воззрения невозможно, ибо уму совершенно не на что опереться, кроме собственных построений и восприятий»